А быть он мог и таким...

Марина Яковлева
О вероятном облике опочецкой Спасо-Преображенской церкви, сгоревшей в 1774 году

О том, каким был опочецкий Спасо-Преображенский собор в Опочке  на городском валу, сгоревший четверть тысячелетия назад, сейчас можно только фантазировать. Это, конечно, была уже не первая опочецкая церковь, потому что построенную в 1414 году крепость со всеми постройками практически полностью уничтожил большой пожар 1441 года, начавшийся, по встретившимся мне где-то сведениям, 5 сентября от церковной свечки.

Но был ли собор, сгоревший в 1774 году, возведен в 1441-м? Ко времени пожара екатерининских времен этому храму было бы 333 года. Для деревянного сооружения – немалый возраст. Поэтому не исключено, что главная опочецкая церковь на протяжении этих трех веков перестраивалась и возобновлялась.

Изображений последнего по времени Спасо-Преображенского собора на валу не сохранилось. Но сохранились его описания.

Вот что сообщил Л.И. Софийский в своей книге «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414–1914 гг.)». С. 92–93 (репринт с. 112–113).

«В архиве Спасо-Преображенского собора нами найден рапорт протоиерея этого собора о. Петра Бутырского, поданный им 18-го декабря 1841 года за № 23 в Опочецкое Духовное Правление на отношение от 1-го декабря того же года за № 93 секретаря Псковской духовной консистории Викентия Захарьевича Маньковского, который просил причт Опочецкого Преображенского собора доставить ему копию с постановления о построении Опочецкой Преображенской церкви и о присвоении ей, вместо простого названия Спасской, наименования Преображенской.

В рапорте прот. Бутырский пишет, что «в найденной в соборном архиве неизвестного года описи, подписанной протопопом Кондратом Васильевым и попами: Иерофеем Ильиным и Силою Афанасьевым с причтом, под заглавием: «Опись, учиненная по силе присланного ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и Святейшего Правительствующего Синода указа о имеющихся в Псковской епархии пригорода Опочки соборной Спасской церкви о различных вещах и прочей церковной утвари», церковь эта описана следующим образом:
 
«В верхнем городе Опочки, в котором имелась быть издревле крепость, в том соборная Преображения Господня церковь, деревянная, крыта тёсом; в ней престол един, да при нём придел Благовещения Богоматери, престол же един; рублею кругом двадцать шесть углов, брусовая; на ней пять глав, обиты чешуёй, на придельной шестая, на них кресты деревянные, обиты жестью».
 
В конце этой описи, перед подписом протоиерея, священников и причта, написано: «Колокольня деревянная, в два партамента, крыта тёсом под шатёр. В ней три колокола, да четыре маленьких. В той же колокольне часы железные. Гири каменные. В нощи и во дни всегдашнее хождение имеют».
<…>

Современник же событий 1774 года г. Травин относительно бывших на валу Спасской соборной и др. церквей говорит следующее: «…первая, соборная Спасопреображенская, составляющая в своё время довольную красоту града тем, что обширностью и высотою была огромная, архитектуры прекрасной, заложенная крестовидно и выведенная от земли до верха круглыми стенами на подобие столбов, на дубовом фундаменте, на них сооружены были четыре главы, а посреди на удивительно соделанном своде большая пятая глава. С левой стороны небольшой придел по имя Благовещения Пресвятой Богородицы, каковой архитектуры нигде в других городах подобной не запримечено. <…>».

На основании этих описаний научный сотрудник отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа А.М. Гордин высказал свое мнение о возможном облике исчезнувшего в 1774 году опочецкого собора (опубликовано в примечании 8 к историческому очерку «На Опочке над Великою рекою» / альманах «И путешествие в Опочку…». – Псков/Опочка, 2000. С. 27.

«Судя по описаниям, собор был близок белорусским пятиглавым крещатым храмам XVI–XVIII веков».
 
Я нашла в Интернете рисунки подобных церквей.
Если Гордин прав, то в Опочке на валу стоял похожий храм. Только при нём ещё была колокольня с городскими часами…