День, когда Лорд был норвежцем

Светлана Грандэ
                Здравствуйте! Будем знакомы: я –  мама. В свободное время люблю готовить и писать рассказы. А это мой муж, стро­гий и сильный муж­чина; рядом  –  наш сын подросток по имени Вукис или просто Вука. Хороший мальчик, только руки всегда в карманах держит, никак отучить не можем. А вот и млад­ший член семьи – собака Лордик –  большой озор­ник и про­казник, с ним не соскучишься! У меня про него много историй имеется и сегодня я расскажу вам одну из них.

             –   Мам, иди быстрее к телевизору, – заглянул на кухню Вукис, –  там сюжет такой интересный показывают, про скиджоринг.
–   Про какой такой «жоринг»? – не поняла я. –  Обед еще не готов.
–   Да иди уже, а то передача скоро закончится! –  настаивал сынок.
Бросив возню с кастрюлями, я резво переместилась в ком­нату поближе к голубому экрану. Ого! Там было весело! В галдящей  толпе спортсменов и собак в специальных шлейках телерепортер расска­зывал о проходящих в городском лесопарке любительских сорев­нованиях по скиджорингу. Это смешное слово ничего общего с едой не имело, а означало нор­вежский зим­ний вид спорта. Ездовой. С собаками. Не подумайте, что спорт­смен сидел верхом на своем питомце или ехал в санках – нет, он просто сколь­зил на лыжах, а впереди, пристегнутый поводком к поясу хозяина, бежал его пёсель. Там были и овчарки, и хаски. Но больше всех мне понравились долматинцы – поджарые, стремитель­ные, с черными пятныш­ками на белоснежной шкурке.
–   Ну как тебе? Не хочешь попробовать? –  начал приставать ко мне Вука.      
Еще бы не хотеть! Шумный и задорный сюжет запал мне в душу. Собака подходящая у нас имелась и мы в эту зиму частенько всей семьей ездили в выходные кататься на лыжах. Что касается Лорда – нашего длиннолапого красавца долма­тина,  –  он был прирожденным гонщиком и с восторгом носился по снегу.
–   Давайте, покажите класс, – пробурчал муж, –  но только без меня.
Он не любил суматоху, которую вносил в любом походе наш пито­мец, регулярно создавая конфликтные ситуации со встречными лыж­никами, взявшими на прогулку своих домашних любимцев.
      В субботу мы с сыночком решили съездить на машине на Щёлоковский хутор и примкнуть к рядам скиджорингистов, или, как их там?...
Чтобы лучше представить место, где разворачивались дальнейшие собы­тия, надо описать этот лесопарк. Представьте себе широкий развет­влен­ный овраг, в нижней части которого располагались друг за другом три небольших озера, разделенных дамбами – плотинами, а склоны (и крутые и пологие) поросли деревьями и кустарниками.
      Мы вышли к начальной точке, от которой веером расходи­лись лыжни и просеки, мальчик мой толкнулся палками, сверкнул пластиком своих лыж и исчез на широком крутом спуске. Лорд рванулся было за ним, но я, все еще возясь с креплениями, предусмотрительно привязала его к дереву. Пёс вста­вал на дыбы, взвизгивал и метался из стороны в сторону, запу­ты­вая поводок о кусты. Я уже всерьез начала опасаться  -  как бы ретивый спорт­смен не утащил меня вслед за сыном на крутую горку! Мне-то хотелось сперва размяться, неторо­п­ливо катясь по проложенной в лесу лыжне, и лишь затем начать ускорение; но напар­нику наша первая совместная тре­ни­ровка представлялась по-другому.
     Как только я закрепила на поясе длинный брезентовый поводок, Лорд потащил свою хозяйку в лес с космической скоростью  -  замелькали осинки, елки, люди в ярких спортив­ных костюмах. Я понимала, что мар­шрут, выбранный моим питомцем, завершается кру­тым спуском и наш стреми­тельный полёт грозит завершиться катастрофой.
–   Уступите дорогу! – кричала я попутным и встречным лыжникам, кото­рые послушно разбегались от нас в разные стороны.
От страха я пригибала колени все ниже и ниже, готовясь добровольно совер­шить жесткую посадку на наст, укатанный сотнями лыж. В следую­щий момент я рухнула поперек лыжни, подобно Анне Карениной. Мой паро­воз чуть притормозил, обнаружив за спиной что-то тяжеленькое, но затем поднапрягся, выровнял свой бег и вылетел к началу спуска.
     Преодолевала я его очень эффектно  -  кубарем  -  в облаке снежной пыли. В начале моего крушения лыжи слетели сами, палки я сбросила, а поводок, закреп­ленный на поясе, отстегнулся не сразу. К бездыханному телу, распростертому у подножия горушки, уже спешили мой встревожен­ный ребенок и быстроногий пес.
–   Мам, ты жива?  –  спросил Вука, заглядывая мне в лицо.
–   Еще не знаю,  –  протерев глаза от снега, бормотнула я. –  Помоги мне встать, проверю: вдруг сломала чего.
      Прежде чем я успела сесть, меня вновь опрокинул на спину резвый питомец и стремительно вылизал всё лицо – и глаза и нос и рот. – Вот уж спасибо, даже платок не понадобился...
     Сынуля с Лордом собрали разлетевшийся по горе спортинвентарь и вновь склонились надо мной.
–   Ну, ты сможешь кататься или сразу домой?  –  поинтересовался Вукис. Я наконец поднялась, покряхтела и, держась за спину, сказала:
–   Поедем, еще покатаемся по лесу. Да, Лордушка? –  пес всеми четырьмя лапами был «за».
     Теперь лыжню выбирала я и мы с долматином покатили по пологой лесной тропинке «паровозиком». Сын проводил нас озабочен­ным взгля­дом, но убедившись, что у нас все в порядке и мы не собираемся выезжать на дорожки, ведущие к крутым спускам, снова заскользил по скоростным трассам.
Наша «двойка», против моей воли, тоже начинала разгоняться. Как при­тор­ма­живать своего ездового пса я еще не придумала и попро­бо­вала дернуть за поводок. Лорд моментально изменил направление дви­же­ния и скакнул в сторону. Снег там был рыхлым, ненаезженным. Увязая в нем, он пробежал еще немного, а я успела схватиться руками за ствол дерева и спасла себя от неминуемого падения.
–   «Нет. Дергать за вожжи нельзя, но как же нам тогда тормозить или  останавливаться?" — мы с Лордом таких команд не отрабатывали.
     Хотя... летом в лесу пес реагировал на свист и подбегал к хозяйке. Только свистеть приходилось очень громко, но в результате усердных тре­нировок я научилась неплохо подражать Соловью-Разбойнику. Может и сейчас чего получится? Надо будет попробовать…
      Мы, с грехом пополам, вылезли из вязкого снега на твердую лыжню и продолжили нашу рискованную прогулку, связанные поводком в единое звено.
     Тем временем, в низинной части хутора начинались соревнования по лыжной гонке. Первый забег давался воспитан­никам детской спортивной школы. Мы скользили по верхним тропинкам лесочка и смотрели, как внизу дети в красных и синих фуфаечках готовились к старту. Раздался выстрел и юные спорт­смены гурьбой устремились впе­ред. Лордец, зави­дев бегущих, в порыве соли­дарности бросился с нашей лесной дорожки круто вниз, прямо на линию разгона. Я засвистела во всю мочь и этот пере­ливча­тый посвист эхом пронесся по лесу и был услышан маленькими лыжни­ками. Дети сбросили набранный темп, стали оглядываться.
–  Что такое? Тренер велит вернуться? –  донеслось до моих ушей, когда мы с Лордом, скатившись сверху, возглавили эту гонку.
Затем, воспользовавшись замешательством в рядах юниоров, мы с долма­ти­ном пересекли трассу забега и устремились в противоположную сто­рону по направлению к озерам.   
          А денек был просто волшебным, солнечным и безветренным! По замер­зшей, заснеженной глади озера степенно раскатывали на лыжах семьи с детьми в цвет­ных комбинезонах и улыбчивые, румяные пожилые люди; в самом центре носи­лись шумные группки молодёжи, создавая броуновское движение. Среди лыжников попадались и пешеходы - молодые родители с малышами в санках или на «ватрушках». Лордик, оказавшись в этой жизне­радостный толпе, вел себя очень достойно и мы быстро перемещались вперед, выис­ки­вая, но не находя, единомыш­лен­ников, тех, которые скиджористы (вот ведь придумали название – не знаешь, как правильно сказать). Кстати сына я тоже потеряла – видимо, Вукис бегал по лесистому склону где-то наверху.
     На втором озере традиционно в январе вырубалась полынья для люби­телей зимнего плавания. Вот и сейчас в продолговатой проруби купались двое мужчин, а возле скамейки, где они разделись, стояли воткнутые в снег лыжи и палки. Эти красавчики завершали свою прогулку заплывом в ледяной воде.
     И вот в момент, когда один из них стал выбираться наверх по скольз­ким ступеням опущенной в полынью лесенки, отсвечивая на солнце красной как у вареного рака спиной, мой долматин вдруг резко свернул в их сто­рону. Трудно сказать – освежиться он захотел или просто полаять на голых «моржей», да только я, вторая половинка нашего дуэта, не хотела ни того ни другого!
     Кромка воды стремительно приближалась и мне нужно было срочно что-то предпринять, чтобы не утонуть в первую же минуту в этой гадской проруби. Беспомощно озираясь по сторо­нам, я выискивала взглядом, за кого тут можно уцепиться? Судьба была благосклонна ко мне – неподалеку замаячила знакомая фигура бывшего одно­клас­сника Сашки, который раз­ме­ренно скользил по лыжне удаляясь от нас.
–  Дай руку, друг! Останови меня! – прошептала я думая, очевидно от стресса, что кричу во все горло. Надежда на помощь приятеля яркой пти­цей слетела к нам, но возле самого моего носа неожиданно взмахнула кры­лом, хихикнула и умчалась прочь  –  Сашка нас не увидел и не услышал...
Больше надеяться было не на кого и я резко дернула поводок... Сработало!
          Пес, не сбавляя скорости, свернул в сторону и понесся к перемычке, отделявшей второе озеро от следующего, третьего, увлекая меня за собой на крутой склон. Каким-то чудом я устояла на ногах и мы вылетели на хорошую, накатанную лыжню и вновь заскользили по лесу.
Лорду норвежский вид спорта пришелся по душе и он без устали тащил меня все выше и выше. Отмеренные на прогулку два часа заканчивались и чтобы успеть к месту встречи с сыном, пора было разво­ра­чи­ваться в обра­т­ную сторону. Мы уже довольно высоко забрались по поло­гому склону и назад надо было скользить под горку на прили­ч­ной скорости. Что-то мне подсказывало  -  это может оказаться небезо­пасным для нашего дуэта, а домой хотелось вернуться живёхонькой-здоровёхонькой. И тут я приняла решение спу­с­тить собаку с поводка – хватит нам при­ключений на сегодняшний день.
        Тем временем соревнования лыжников продолжались. Все шло своим чередом и недавно был дан старт спортсменам, бегущим 15 км. И как на грех, их маршрут выходил к третьему озеру, где они на бешеной скорости выле­тали из леса с одной стороны и, проскочив низменную часть, заскаки­вали на просеку противоположного склона и снова исчезали наверху среди деревьев.
   В момент, когда я отстегнула поводок от ошейника собаки, сверху мимо нас пронесся первый лыжник и Лорд с оглуши­тельным лаем погнался за ним.
–   «Только не оглядывайся! Расшибешься насмерть», –  зашептала я как заклинание, переживая за спортсмена.
Я заметалась, пробовала свистеть, кричать, но все было бесполезно. Пес вошел в раж и остановить его уже было невозможно. А лыжники то по одному, то скопом выстреливали с горы, а Лорка носился за ними, как за зайцами. Те, которые реагировали на лай собаки, пытались уклониться, сбивались с ритма, спотыкались; более хладнокровные летели вперед не глядя по сторонам.
Отчаяние завладело мной: и парней жалко и за пёселя боялась – вдруг его  с ног сшибут, покалечат; и соревнование срывать не хотелось.
   Понуря голову, я покатила в обрат­ном направлении, надеясь на авось. Будь что будет! Мир словно застыл для меня – ни лая собаки уже не слы­шала, ни людских голосов. Очнулась лишь тогда, когда прямо передо мной из-за деревьев вынырнул Вукис. Согнувшись в три погибели он ехал, держа Лорда за ошейник.
–   Ну и навели вы шороху на трассе! Я от первого озера услыхал шум и гам и к вам развернулся. Как он в наморднике так лаять умудрился? Давай поводок, пристегну хулигана, –  сын про­тянул руку и быстро защелкнул карабин.
Всю обратную дорогу он катился в упряжке с Лордом, привязав присми­рев­шего и уставшего питомца к поясу, а я плелась сзади, сильно отстав от своих скИджеров.

          Лорка грел пузико растянувшись на заднем сиденье машины и выку­сывал льдинки со своих лап, а мы с Вукой обтирали лыжи и засовывали их вместе с палками в чехол. Все занимались делом, но я всё время ловила на себе веселый взгляд сынули:
–   Ну как вам первая тренировка? Понравился новый вид спорта? Будете еще так кататься?
–   Нееет! – из последних сил выдохнула я.
–   Дааа! (то есть гав, гав, гав!) – донеслось из салона автомобиля.
-   Нет, брат, закончилась твоя карьера норвежского гонщика, – шепнул собаке Вукис, пристра­ивая между сиденьями спортивное снаряжение. –  Ты зачем за спорт­сменами гонялся, а? Соревнования чуть не сорвал... Да ладно, не переживай уж так, – он потрепал Лорда за ушами,  –  сейчас домой приедем и восста­но­вим силы «жорингом». Уверен – тебе понравится!
Я забралась в машину и взялась за руль.

Сентябрь 2022 - 2023