О фильме Еще по одной

Марина Лебедь
Главный герой фильма учитель истории Мартин переживает кризис среднего возраста как личную экзистенциальную драму. В молодости Мартин писал докторскую диссертацию, учился танцам, блистал остроумием. Шли годы и всё изменилось: из жизни ушёл драйв, жене с ним скучно, собственные дети едва терпят, ученики не уважают. Перед Мартином выбор - смириться с ситуацией или пытаться вернуть радость жизни. Всё начинается с того, что в ресторане ему и друзьям предлагают чёрную икру и водку, вкусу которой позавидовал сам русский царь. Далее один из друзей подаёт мысль о нехватке в крови человека половины промилле алкоголя. На следующий день друзья начинают эксперимент по исследованию гипотезы о врождённой нехватке у человека в крови минимальной дозы алкоголя. Спустя непродолжительное время эксперимент, как и следовало ожидать, превращается в бытовое пьянство. Далее можно было ожидать разворачивание классической алкодрамы, но создатели фильма видят его смысл иначе. Оскароносный фильм "Еще по одной" создан безусловно талантливыми людьми. Режиссура, сценарная работа, игра актёров - всё на высоте. Мадс Миккельсен играет великолепно, а финальная сцена вообще огонь. Всё прекрасно, но есть один "маленький" недостаток. Это содержание главного посыла фильма, его смысл. В фильмах действующие лица нередко много пьют, но здесь выпивка является главным смысловым стержнем, вокруг которого закручивается сюжет. Всё бы ничего, если бы создатели фильма хотели показать, к катастрофическим последствиям приводит регулярное употребление алкоголя. Фильм получился бы простым, предсказуемым, но правдивым. Вместо этого мы видим окно Эвертон в действии. Зло абсолютное, которым и является регулярное употребление алкоголя, создатели фильма представляют сложным, многогранным, не поддающимся однозначной оценке явлением. По ходу фильма мы видим отвратительные последствия алкогольных возлияний - валяющихся в грязи, напившихся до скотского состояния главных героев драмы. Один из них погибает и виной этому также является алкоголь. И тут же, в вперемешку со сценами-обвинителями алкоголя режиссёр примеряет маску адвоката дьявола. Вот он показывает, как весело проводить время, выпивая с друзьями. А вот на наших губах появляется улыбка, когда мы наблюдаем за смешными выходками подпившего героя. Человек замкнутый под парами спирта раскрывается для дружеских объятий. Учитель уговаривает ученика выпить для храбрости и это помогает ему сдать экзамен и так далее. Весь фильм, вплоть до финала, сцены плохих последствий возлияний перемежаются со сценами его восхваления. Режиссер подводит к мысли, что эксперимент о половине промилле показывает, что действующие лица фильма под влиянием алкоголя и в профессиональной сфере добиваются лучших результатов. Важно лишь знать меру. Разумеется, эти домыслы режиссёра не соответствуют результатам действительных экспериментов, которые доказывают, что даже небольшие дозы алкоголя ухудшают качество любой работы. Создатели фильма стараются сохранить нейтралитет и, с их точки зрения, объективно рассмотреть все достоинства и недостатки употребления алкоголя. То есть, они пытаются увидеть положительное в абсолютном зле. Дания одна из стран, в которой алкоголизация населения и даже молодёжи реальная проблема. Дания - процветающая страна, с практически полным отсутствием материальных проблем, но со слов героев фильма "вся страна бухает". Вместо того чтобы объявить спиртное злом, которым оно является, мы видим заигрывание с этой темой и, в конечном итоге, оправдание пьянства.