Вера. Законы жизни. 5. Возрастание веры

Валентина Ульянова
Вера. Законы жизни
5. Возрастание веры – плод исполнения заповедей

Жизненный путь христианина – путь очищения, освящения, духовного возрастания, приближения к Богу. И вера возрастает по мере духовной жизни. Точнее сказать, вера должна возрастать, и это происходит при правильной духовной жизни, по мере восхождения подвижника от силы в силу на пути к Царствию Небесному. 

В духовной жизни не может быть неподвижности. Явления духа или возрастают, или умирают.  Господь сказал: "кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30).

Преп. Макарий Великий учит, что вера подвижника постепенно возрастает и споспешествует борьбе со страстями: «возрастание младенчества и усовершение во Христе бывает постепенно; потому что, при помощи, подаваемой Святым и Божественным Духом, вместе и вера возрастая приходит в преспеяние и все опоры лукавых помыслов начинают постепенно клониться к совершенному истреблению». (Беседа 50) 

О том, что вера постепенно укрепляется и растёт, свидетельствует Слово Божие:

«И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк. 17, 5).

Апостол Павел пишет, что в «благовествовании Христовом» «открывается правда Божия от веры в веру» (Рим.;1,;17), - то есть христианину открываются истины Божии и пути исполнения заповедей по мере его возрастания в вере.   

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31-32) – учит нас Господь. Многие святые отцы понимают притчу о горчичном зерне именно как образ духовного совершенствования христианина. Её вполне можно отнести и к росту веры в сердце человека. 

Прав. Иоанн Кронштадтский объясняет, что в притче о горчичном зерне «говорится о внутреннем царствии в человеке, которое есть Небесное Царство по тем небесным дарам, которые получает душа верного христианина. Оно поначалу, действительно, как незаметное горчичное зерно и постепенно возрастает все больше и больше, так что наконец становится как бы большим сеннолиственным деревом, под которым могут укрываться многие…» (Дневник. Том I. 1856)

Свт. Лука Крымский пишет: «Господь … сравнивает Царствие Божие с зерном горчичным, очень малым семенем, из которого вырастает огромный кустарник … изображают то, как начинается Царство Божие в сердцах людей уже в этой жизни. … Так из малого зерна, посеянного Богом в сердце человеческом, вырастает огромное дерево благодатной жизни». (Спешите идти за Христом. Как действует благодать в сердце человеческом) 

Каковы же условия возрастания веры? Что надо делать для этого? Святые отцы говорят, что нет иного пути укрепления веры, кроме исполнения заповедей, и по мере исполнения заповедей благодатно растёт и сама вера человека.

Чтобы вера жила, возрастала, крепла и вела ко спасению, надо относиться к ней бережно, как к бесценному Божию дару, как к благодатной искре, которая может погаснуть из-за грехов, не пренебрегать ею, а следовать её велениям – то есть жить по заповедям, как мы уже и читали выше, в слове прав. Иоанна Кронштадтского. Тогда Господь укрепит её в трудящейся душе и сделает животворящей и сильной.

Вера святых была велика, потому что велико было их деятельное стремление к Богу, привлекавшее Его ответную благодать.   

Преп. Максим Исповедник пишет, что вера взращивается добродетелями, и в свою очередь споспешествует исполнению заповедей:

«Слово Божие подобно горчичному зерну, и до того, как быть посаженным, оно кажется малым, а посеянное надлежащим образом Оно становится столь великим... Поэтому сказал Господь, что имеющий веру с горчичное зерно может словом передвинуть гору, то есть изгнать прочь власть диавола, довлеющую над нами, сдвинув ее с основания.

Горчичное зерно есть Господь, Который сеется Духом в сердцах, приемлющих [Его]. И кто [своими] добродетелями заботливо выращивает это зерно, тот сдвигает гору перстного помышления, добровольно отстраняя [от себя] устойчивый навык порочности. И тогда в нем самом обретают покой, словно птицы небесные, логосы и способы [осуществления] заповедей, а также божественные Силы». (Главы о богословии) 

Преп. Исаак Сирин описывает, как вера, являясь средоточием духовной жизни, укрепляется и взращивается исполнением заповедей:

«Вот дела правды: пост, милостыня, бдение, святыня [целомудрие] и все прочее, совершаемое телесно; любовь к ближнему, смиренномудрие сердца, прощение проступков, помышление о благах [небесных], исследование таинств, сокровенных в Святых Писаниях, размышление ума о делах совершеннейших, как хранить пределы душевных движений, и прочие добродетели, совершаемые в душе. ... И все это только ступени, по которым душа восходит на горнюю высоту веры; и сие называется добродетелями». (Слово 25)

Св. Феофан Затворник, как и преп. Максим Исповедник, показывает взаимное взращивающее действие веры и дел: 

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его (см.: Иак. 1, 14)? Путь к вере — покаяние. В покаянии же что говорят? Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно, буду жить по заповедям. Поелику с принятием веры покаяние не отходит, но, с нею сочетавшись, до конца пребывает, то и решение то — жить по заповедям — пребывает в силе и при вере. Почему верующий, если пришел к вере прямым путем, то есть путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей, или добрых творителем дел. Вера дает ему те сильнейшие побуждения, вера дает ему на то и силы благодатные чрез Святые Таинства. Так вера споспешествует делам (см.: Иак. 2, 22). А дела веру делают совершенною; ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал, дотоле вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют».

Св. Феофан Затворник перечисляет средства укрепления веры:

«Вы сказали, что вы уже отстали от грехов, и, вероятно, исповедались, и разрешение получили. Враг мучит вас только маловерием и слабонадежием. Рассуждайте и молитесь, возбуждайте свою веру и надежду... Надежду и веру нельзя иметь крепкими без дел и трудов по делу спасения. Извольте приложить сии деятельные труды, и вера с надеждою тотчас начнут оживать. Какие дела и труды?..
1-е. Отвращение возыметь ко всем грехам - не делам только, но и к мыслям и сочувствиям к ним.
2-е. Определить себя на дела, противоположные им. Это вы сами должны для себя найти и установить,
3-е. Главное плоти угодия бегать... Ее надо строго наказывать - умертвить,
4-е. Молитвенный чин установить домашний и церковный...
5-е. Внешние сношения упорядочить и бегать случаев, могущих возбуждать движения страстей. 
Догадываюсь, что у вас сильны гордость и непокорливость. Взыщите смирения и послушливости...
Держите память Божию и память смерти, и не выпускайте из ума мысли, что Бог видит вас, вы под оком Его состоите, и блюдитесь от всего неугодного Ему».

«Надо смотреть на тех, которые искренно веруют, и на то, что им дается чрез веру. Вера христианская - не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святого. Возьмите кого-либо из шедших вслед Господа и увидите, как он мало-помалу растет духом и становится великим при всей невзрачности внешней. Вот о.Серафим. Простой, неученый - до чего дошел? Неверам многоученым уста заграждал единым словом. Вот и сила. А жизнь его какова, а нрав? Так и всех переделывает благодать, которые предаются ей». 

Св. Иоанн Златоуст пишет, что вера охраняется и возвышается чистотой жизни и перенесением искушений ради Христа:

«Если мы желаем иметь твердую веру, то должны вести чистую жизнь, которая и располагает Духа пребывать в нас и поддерживать силу веры. 

Как Крест прославлен страданиями, так и вера святых возвышается от гонений и прославляется от страданий». 

Блаженный Феодорит также пишет, что вера и добродетели взаимно укрепляют друг друга: 

«Вера недостаточна для спасения, но необходимы и дела... Истинное основание добрых дел - это познание о Боге и вера в Него: ибо, что глаз в теле, то для души вера в Бога и познание о Нем. Но так же и вера нуждается в деятельной добродетели, как глаз в руках и других частях тела».

О том, что укреплению и возрастанию веры способствуют исполнение заповедей, покаяние, очищение сердца, пишет св. Игнатий (Брянчанинов): 

«Вера – дверь к Богу. Нет другой двери к Нему: "без веры невозможно угодити Богу" (Евр. 6:6). Эта дверь постепенно отворяется пред тем, кто очищает себя непрестанным покаянием; широко отверзта она пред чистым сердцем…»

«Вера... ведет к благодарению Бога и от благодарения усугубляется вера».

«Дела веры умерщвляют самость в человеке, растят в нем веру, возвеличивают в нем Христа». 

"Более подробное изучение христианства приводит к более определенному убеждению в Божественности его. Самое сильное убеждение является от жительства по евангельским заповедям, как и пророк сказал: от заповедей Твоих разумех (Пс. 118, 104). Убеждение от исполнения заповедей есть убеждение, действующее в самой душе человека: оно сильнее всякого убеждения извне. Евангельские заповеди успокаивают, оживляют, укрепляют душу. Ощутивший действие их в себе стяжевает живую веру в Господа Иисуса Христа, и выражает она пред Господом залог сердечный определенным и решительным исповеданием: глаголы живота вечного имаши, и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Ин. 6, 68-69). 

Принеси перст твой семо, говорит Спаситель колеблющемуся в вере ученику, ученику, пораженному недоумением пред величием дел Божиих, — принеси руку твою, и не буди неверен, но верен (Ин. 20, 27). Осяжите Мя, и видите (Лк. 24, 39); начните действовать по указанию заповедей Моих, осяжите Меня жизнью по воле Моей и увидите Меня, невидимого, увидите духовным ощущением души вашей; каждый таким образом осязающий Меня, удостоверится во Мне и в восторге о обретении Меня воскликнет с возлюбленным Моим апостолом: Господь Мой и Бог мой (Ин. 20, 28)".

«Вера от слуха (Рим. 10, 17): слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие; слушай их внимательно, и, мало-помалу, вселится в тебя живая вера, которая потребует от тебя исполнения евангельских заповедей, за это исполнение наградит надеждою несомненного спасения. Она соделает тебя на земле последователем Христовым, сонаследником Его на небе».   

Св. Тихон Задонский пишет о возрастании веры:

«Истинная вера, как искра, зажженная от Духа Святого в сердце человеческом, разгорается теплотой любви. Эта божественная искра раздувается и разгорается с Божией помощью чтением или слушанием Божиего слова, размышлением о прежде бывших делах Божиих, молитвой, причащением святых Христовых Тайн».

«Укрепляется и умножается святая вера причащением пресвятых Христовых Таин. Ибо "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом", говорит святой Павел (1 Кор. 6, 17). И Христос говорит: "Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 56); и "кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин. 15, 5). Как человеческая плоть укрепляется и растет от естественной пищи, так вера Христова, зачавшаяся в сердце человеческом, укрепляется и растет таинственной пищей святейшего Тела и Крови Христовой. Ибо Тело и Кровь Христовы-животворящие, и кто приобщается их достойно, духовно оживотворяется и исцеляется от немощей душевных».

Преп. Макарий Великий учит, что следует молиться о возрастании и укреплении веры:

«Если же кто, не имея молитвы, принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь ему молитвенную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению прочих заповедей Господних, и не заботится, не прилагает труда и усилия преуспеть в них; то, по мере его произволения и свободной воли, согласно с прошением его, дается ему иногда отчасти благодать молитвенная, в упокоении и веселии духа, но по нравам остается он таким же, каким был и прежде. Не имеет он кротости, потому что не взыскал труда и не приуготовил себя соделаться кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к тому; не имеет любви ко всем, потому что, прося молитвы, о сем не позаботился и не показал усилия. При самом занятии делом, не имеет веры и упования на Бога; потому что знал себя, и однако же не приметил, что не имеет у себя этого, и не потрудился со скорбию взыскать у Господа твердой веры в Него и истинного упования на Него». (Беседа 19)

Преп. Исаак Сирин учит молиться о возрастании веры, и тому, что что сила веры зависит от того, насколько христианин полагается на промышление Божие:

«проси у Бога, чтобы дал тебе прийти в меру [духовной, живой] веры. И если ощутишь в душе своей наслаждение ею, то не трудно сказать мне при сем, что нечему уже отвратить тебя от Христа. ... О сем молись неленостно, сего испрашивай с горячностью, об этом умоляй с великим рачением, пока не получишь. И еще молись, чтобы не изнемочь. Сподобишься же этого, если прежде с верою понудишь себя попечение свое возвергнуть на Бога и свою попечительность заменишь Его промышлением. И когда Бог усмотрит в тебе сию волю, что сo всею чистотой мыслей доверился ты Самому Богу более, нежели себе самому, и понудил себя уповать на Бога более, нежели на душу свою, тогда вселится в тебя оная неведомая сила, и ощутительно почувствуешь, что с тобою несомненно сила,– та сила, которую ощутив в себе, многие идут в огонь и, ходя по водам, не колеблются в помысле своем опасением потонуть; потому что вера укрепляет душевные чувства...»

Св. Феофан Затворник пишет, что живая вера рождается и возрастает в молитве и в послушании заповедям: 

«Какова вера сотника! (Мф. 8, 5-13) Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим». 

Общеизвестно, что укрепляется вера и от общения с праведниками, подвижниками, с людьми святой жизни. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши» (Пс. 17, 26), - говорит Св. Писание. Так, об этом свидетельствовал канадский миссионер архимандрит Амвросий (Коновалов), вспоминая свои посещения Оптиной Пустыни: «Старец Анатолий (Младший)… принял нас с любовию. В беседе с ним открылся нам дар его прозорливости… На всю жизнь осталась память об этой беседе… После сего я каждый год посещал Оптину и старцев пустыни. И память об этих посещениях до сего времени укрепляет и утверждает меня грешнаго в вере и благочестии». (Иван Михайлович Концевич. Оптина Пустынь и её время). 

Св. Феофан Затворник пишет: «В смутные времена ересей Бог воздвигал людей с отличною святостию, облекал их силою чудодейственною и ставил в виду всех, как свечи на свещнице, — да светят всем; как они были сосуды веры и силы Божией, то и служили для всех сумнящихся решительными указателями истины. Все ожидали или желали знать, как исповедует тот и тот святой муж, и держались его исповедания».

«Слушай Слово Божие, проповеди и поучения, читай Слово Божие, [творения] святых отцов и старческие книги, ищи и вопрошай, беседуй и общайся с верующими, богатыми в вере; молись, вопий к Богу о вере, живи по вере, чаще исповедуйся и приобщайся Святых Таин».   


                (Продолжение следует)
Ссылки на все статьи цикла:
1. Вера - благодатное созерцание сердца http://proza.ru/2022/09/08/1048
2. Рождение веры – Божий дар http://proza.ru/2022/09/08/1145
3. Тайны принятия или отторжения веры  http://proza.ru/2022/09/08/1210
4. Живая, спасительная вера и вера мёртвая http://proza.ru/2022/09/09/813
5. Возрастание веры – плод исполнения заповедей   http://proza.ru/2022/09/09/1153
6. Вера – приемница и вместилище даров благодати   http://proza.ru/2022/09/10/823
7. Утрата веры   http://proza.ru/2022/09/10/914