Рух Ордо. Бог един...

Фурта Станислав
Рух Ордо, это удивительное место, культурный центр имени Чингиза Айтматова в городе Чолпон-Ата на берегу жемчужины Кыргызстана озера Иссык-Куль (да простят меня те, кто думает иначе) призван напомнить человечеству, что Бог-то, вообще говоря, един...

Огромный комплекс, почитаемый многими в качестве Духовного Центра Кыргызстана. Несколько часов мы с женой бродили от часовни к часовне (а их на территории комплекса 5: 2 христианские (православная и католическая), мусульманская, иудаистская и буддистская). Рух Ордо, наверное, мог бы претендовать на звание центра суперэкуменизма, мирового движения, возникшего из идей а) единства Бога и б) множественности путей к Богу и, как следствие, необходимости диалога церквей.

Но оставим (пока) богословские словопрения...

Рух Ордо - огромное собрание современных памятников культуры, начиная от скульптур героев произведений самого Чингиза Торекуловича Айтматова, далее - изображений религиозных лидеров и завершая скульптурами современных деятелей культуры и даже политиков. Но над каждым изображением витает некий, я бы сказал, особый "вселенский" дух.

Есть ли Рух Ордо - попытка создать новую универсальную религию? Возможно. Если кто читал поздние произведения Айтматова (например, "И дольше века длится день", "Плаха") и читал внимательно, вспомнит, что идея суперэкуменизма, граничащего с религиозным синкретизмом, в них есть. Так что всё, что есть в Рух Ордо - создано в соответствии с "заветами" Чингиза Торекуловича.

Он своих "пёстрых" религиозных воззрений никогда не скрывал. Вот что он ответил на вопрос: "Кем он себя считает - мусульманином, христианином, буддистом или кем-то ещё?" - "И тем, и другим, и третьим, и еще космополитом. То есть для меня многое в мире сейчас имеет общую сущность, общую основу. Поэтому я не очень терзаюсь раздумьями или комплексом: кто я, что я… Конечно, безусловно, у меня есть своя страна, своя родина, свой народ, свой язык. Это никем не отменяется и неотменяемо, но приобретать новые духовные гуманистические ценности - это только прибыль, только польза и для отдельной личности, и для культуры целого народа".

Хороша ли такая "всеядность"? Сложный вопрос. Для Айтматова - определённо "ДА". Его фигура достаточно велика, чтобы органично впитать в себя чужеродные верования и культуры. Но готов ли к этому обычный, простой человек? Вопрос...

Здесь к месту вспомнить весьма непростое отношение к экуменизму (учению об объединении ХРИСТИАНСКИХ религий) отца Александра Меня. Вот что они писал своей духовной дочери А. Орловой:

"Экуменизм имеет два истока: либо ПОДЛИННУЮ широкую и глубокую ДУХОВНОСТЬ, которая не страшится чужого,
либо поверхностное смешение всего в кучу.

Разумеется, я за экумену 1-ого типа. Но до него доходят немногие. ... В словах игумена о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить ИНОЙ опыт. …

Сказать что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а ТОЛЬКО мы одни Истинная ЦЕРКОВЬ — ЗНАЧИТ ПРЕБЫВАТЬ в БЕЗУМНОЙ ГОРДЫНЕ, НИЧЕМ не оправданной."

А вот три важные цитаты из другого письма:

"Что же препятствует духу экуменизма?

Те случаи, когда люди, побывав у инославных, разрывают братское и евхаристическое общение со своими. Это и измена по-человечески и акт, направленный против Христа, против Его воли. Это вносит разделения, смуты, соблазны, отбрасывает дело единства назад в века соперничества, упреков, борьбы и поношений.

Поэтому для своих прихожан я не считаю допустимым общаться в молитве с теми конкретными общинами, которые не соблюдают строгого экуменического принципа и правила: "никакого прозелитизма"."

"Человек, бросающий свою церковную общину (ссылаясь на личные вкусы, на прочитанное в книгах, на недостатки церковные и пр.) является, пусть и невольным - но врагом дела Христова."

и далее...

"Всегда нужно помнить, что в Евангелии от Иоанна нам сохранена одна из немногих молитв Спасителя, выражающих Его глубинные желания, Его волю. Это "первосвященническая молитва" в ночь перед Голгофой: "Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Hас едино".

Мы еще далеки от того, чтобы осуществить эту волю Господа, но должны всеми силами к этому стремиться. И все, что препятствует Его воле, есть для нас грех.

Вот почему обязательным условием общения с инославными является неукоснительное соблюдение ими (и нами) указанного важнейшего экуменического принципа.

И последнее: как быть, если видишь у инославных христиан нечто воистину достойное и прекрасное (горячую веру, живую молитву, чистоту жизни, общинность)? Ответ один: благодарить Бога за этих людей и молиться о том, чтобы и мы умножали в своей среде эти черты и дарования."

Как бы то ни было. Рух Ордо - место, как вызывающее у человека глубокие раздумья, обязательно нужно посетить, коль уж вы оказались на Иссык-Куле.

#иссыккуль #озероиссыккуль #чолпоната #рухордо #чингизайтматов #александрмень