Преступление и наказание. Ф. М. Достоевский

Валерий Кувшинчиков
Два года книга лежала у меня на шкафчике под телевизором. Я ее читал очень давно, хотел перечитать, но что-то постоянно меня удерживало. По случаю попал в больницу и взял книгу с собой. Прочитал, вымучил…
Неоднозначное впечатление. Достоевский гениальный автор и психолог. Недаром его ценил Ницше и даже, если не ошибаюсь, Юнг. Читал ранее «Бесы» и «Идиота».
Середина 19-го века. Россия с миром обездоленных и живущих в мраке людей. Животное хамство и эгоизм, бессердечность, жестокость, примитивные эмоции и при этом мир униженных и оскорбленных, страдающих и сострадающих. И через страдание и сострадание приближающихся к богу.
Социальная составляющая романа ясно передана Достоевским: нищета, жизнь в убогой комнатке 4-5 квадратных метров, без денег, где одеяло заменяет старое, драное пальто – одно это способно подтолкнуть человека к мыслям о преступлении. Но преступление – может быть как спонтанное, так и обдуманное, спланированное. В романе Раскольников, умный, думающий молодой человек. Рефлексирующий, с постоянными сомнениями и тяжелыми размышлениями о своем предназначении. « Вошь я или власть имею» -  вот основная причина глубокого самокопания героя. «Власть имею» - это значить поступать так, не взирая на смерть отдельных людей во имя некоей идеи, которая может оправдать любой жестокий поступок. Мучительно зреющий в душе план Раскольникова убить старуху- ростовщицу и принести некоему обществу пользу, используя ее деньги и богатство, кажется ему правильным. Эту идею он начал развивать в себе года за два до событий, написав статью в одном журнале, в которой он и пытается обосновать идею справедливости «власть имею».
Именно Порфирий Петрович, следователь, прочитав эту статью Раскольникова, был с самого начала убежден, что убийство совершил Раскольников. Как далее развивались события в романе и отношения Порфирия Петровича – это отдельная тема для анализа.
Вообще такое впечатление, что Достоевский писал роман в спешке. Он умело моделирует сюжет, то Свидригайлов оказывается в соседней комнате, когда Раскольников признается Соне Мармеладовой в убийстве, и слышит это признание, то сцена, в которой Свидригайлов запер сестру Раскольникова в комнате и признается ей в любви, в руках Авдотьи Романовны вдруг оказывается пистолет, из которого она стреляет в Свидригайлова, все происходит в достаточно короткое время, казалось бы, спонтанно и в то же время напоминает снежный ком связанных с друг другом событий.
Признаюсь – более тягостного произведения Достоевского я не читал. Я не уверен, что современный читатель способен адекватно воспринять воссозданную Достоевским картину России 19-го века. Это описание нищеты, лохмотьев, в которых ходит Раскольников, этих немок-немцев, пьяных кабаков, чиновничьего мрака и беспредела, убогости жизни, безнадеги, беспросветного животного состояния при чтении способны вогнать читателя в депрессию. Я знаю, что Достоевский гениальный писатель, он конечно имел определенную цель, когда писал роман. Часто он сюжеты для произведений брал из криминальной хроники России и в его воображении рядовой криминал обрастал серьезными и глубочайшими размышлениями о психологии героев, причинах тех или иных поступков, нравственными и моральными терзаниями.
Когда читал роман, то ловил себя на мысли, что Достоевский середины 19-го века как бы призывает читателя сочувствовать мучительным сомнениям Раскольникова, проникнуться их глубиной и страстностью, решая вопрос с героем «вошь он или власть имеет», и плавать, плавать в этих психологических темных дебрях души Раскольникова.
Наверное, современный читатель от таких со -переживаний далек.  Ведь по факту мы должны проникнуться психологией Раскольникова, который в борьбе с самим собой решается на убийство, берет топорик, идет в квартирку старухи и этим топориком крошит череп старухе и заодно не во время вернувшейся домой ее сестре Лизавете.
Как говорит в романе Раскольников – он хотел «переступить», а ему даже не удалось даже подступиться к этой грани. Что такое наказание тогда по мнению Достоевского? Принятие на себя страдания, как бы христианского, после грехов, внутренних мучений и сомнений?
Но если кто помнит роман, то в романе покаяние Раскольникова не наступило, он грех убийства в себе не осознал, скорее – он сожалел, что признался Соне Мармеладовой в убийстве, что каким-то своим поведением раскрыл себя перед Порфирием Петровичем. В чем же тогда наказание? Что Раскольников стоял на коленях перед Сонечкой Мармеладовой, личностью униженной, и этим как бы унизил себя до состояния «ничто»? Т.е. стать мучающимся «ничто» и стало наказанием?
Достоевский чрезвычайно точно показывает психологию Раскольникова как преступника, когда в моменты возможного разоблачения он начинает искать мотивы и объяснения своего поведения в глазах Порфирия Петровича, чтобы снять подозрения.
Порфирий Петрович – уникальный герой романа. Его два разговора с Раскольниковым потрясающие своей психологической глубиной. «От себя не убежишь, Раскольников. Мы тебе нужны и через явку с повинной ты найдешь себя и возможно – бога».
После этого Раскольников приходит к сложному решению рассказать о преступлении.
Достоевский – непревзойденный психолог. Когда в романе появляется Мармеладов и сквозь пьянь в беседе с Раскольниковым в трактире утверждает, что «каждому человеку нужно место, где бы его пожалели», то этот диссонанс между личностью этого падшего и низкого человека, забиравшего последние копейки у дочки Сони Мармеладовой, зарабатывающей «желтым билетом», и этими гуманистическими словами очевиден, это напоминает фразу героя «На дне» - «Человек – это звучит гордо», произнесенный таким же опущенным и ничтожным героем.
Что хотел сказать этим Достоевский – мне неизвестно. Ирония ли писателя, душевная боль при оценке россиянина 19-го века – затрудняюсь сказать.
В романе сильнейшие моменты – диалоги Сони и Раскольникова. Просить прощения у человека, который сам просит прощения – что может быть более по-христиански.
Интереснейшая личность – Свидригайлов. Вроде отрицательный в чем-то персонаж, но ведь любит, любит сестру Раскольникова – Авдотью. Бескорыстно отдает Соне Мармеладовой 3000 рублей, готов отдать 10000 рублей Авдотье, а когда авантюра в признании Авдотье в любви заканчивается провалом, то берет тот самый пистолетик и стреляет себе в висок.
Лишний человек, неугодный жизни и обществу? А может просто воспринять его как представителя того противоречивого общества 19-го века?
Достоевский для меня не загадка. Нет цели глубинного анализа, несколько слов о романе – это скорее поверхностные впечатления. Этим и закончу.