Вывески

Александр Сумзин
        Вывески окружают нас с ранних лет, это неотъемлемая часть городского ландшафта. Дети часто просят мам и бабушек прочитать, что там написано над магазином. Я ещё застал не блещущие разнообразием вывески 50-х годов. Они были одинаковы во всех городах. Поскольку торговля была в руках государства, то и от названий веяло незамысловатой чиновничьей казёнщиной. «Магазин», «Столовая», «Продукты», «Культтовары», «Военторг» или конкретно: «Мясо», «Хлеб», «Молоко», «Овощи - Фрукты». Многие благополучно дожили до нынешних времён. Исключением с давних пор были названия ресторанов и гостиниц. Они и должны отличаться друг от друга, хотя бы в пределах одного города. Если до революции гостиницы и рестораны даже в провинциальных городках нарекали звучными названиями вроде «Националь», «Лондон» и «Метрополь», то в советское время эти звуки приглушили: гостиницы «Советская», «Центральная», «Волга», рестораны «Восток», «Нева», «Арктика».

        Первый этап изменений наступил в начале 60-х годов с приходом так называемой оттепели и позволения сверху некоторого вольномыслия в разумных пределах. Для меня, школьника, зримым воплощением новых веяний стало построенное неподалёку кафе-стекляшка «Берёзка». Нас привлекали мороженое и молочный коктейль, десятилетием позже — сухое вино и портвейн. Страна покрылась лесами таких «Берёзок» и полями «Ромашек» и «Незабудок». На вывесках ателье по пошиву одежды вместе с их прежними номерами и разрядами появились и названия «Росинка», «Чародейка», «Радуга» и «Силуэт». «Детский мир» потеснили «Тимур» и «Буратино». От «Культтоваров» отмежевались «Мелодия», «Электроника», «Орбита» или «Экран». В любом большом городе были «Дом обуви», «Дом книги» и «Дом быта». Банальная «Рыба» уступила место «Океанам» и «Нептунам». Новые вывески, да ещё и с неоновой подсветкой в ночное время, придали улицам городов некоторый оживляж и укрепили веру граждан в прогресс и светлое будущее.

        И вот грянули 90-е годы! Построить социализм с человеческим лицом не удалось. На смену ему пришёл капитализм с российской спецификой. Разрешение частной торговли привела к феерическому взрыву фантазии в этой области! Когда в нулевых годах дочка попросила придумать оригинальное название магазина строительных материалов, то у меня ничего не получилось. Я даже не знал, что существует naming — искусство придумывания названий, ведь они должны не только информировать, но и зазывать. Автор названия сети магазинов стройматериалов «Петрович» обладал им в полной мере!

        Ранее не существовавшая торговля товарами для животных просто искрится придумками: «Четыре лапы», «Гав-гав Маркет», «Кошкин дом», «Мурлыка», но мне больше всего понравился «Артемон». Не отстают и канцелярские товары: «Бюрократ», «ВатМэн», «Ластик и Промокашка», «Секретарь Скрепкин». Как вам магазин нижнего белья «Трусишка»? А хозтовары под вывеской «Фрекен Бок»? Приятно купить велосипед в магазине «Велик», а свежую барабульку и бычки в магазине «Рыбинович». Магазины одежды для детей тоже радуют разнообразием: «Непоседа», «Филиппок», «Чижик», «Маленький стиляга», но мне, естественно, милее всего «Сашенька».

        Великолепный Санкт-Петербург удивляет и оригинальными вывесками. Суши-бар «Японский городовой», бары «Проходимец», «Мама, я не пил!», «Гадкий Олег». Кафе «Мама на даче», «Общество чистых тарелок», «Она пожрать любит», рюмочные «Свобода», «Угрюмочная» и «На бровях».

        Представьте, что вы идёте по городу, в голове поток забот и планов, и вдруг... «Сандаль» — магазин детской обуви! Какая прелесть! Вы невольно улыбаетесь. Такое мог придумать только талантливый и добрый человек. У меня такие встречи вызывают восторг и подъём настроения. Так что обращайте внимание на вывески — ваш ждут приятные сюрпризы!

        Фото автора. Моя страница http://proza.ru/avtor/cogitosum