Память сердца Kuruwinda гл. 80

Анна Магасумова
Раф Симонс - дизайнер модных брендов

"Не следуйте трендам. Не дайте моде управлять вами. Решите, кто вы есть и что вы хотите выразить с помощью одежды и вашего образа жизни"
(Джанни Версаче)


   С апреля 2012 года по октябрь 2015 креативным директором дома Dior был бельгийский дизайнер Раф Симонс. (1)
   Raf Simons, Jil Sander, Dior и Calvin Klein -  четыре бренда, у руля которых стоял Раф Симонс.  Работой в каждом из них он тем или иным способом вдыхал в них новую жизнь и при этом менял fashion-индустрию* Haute couture/высокой моды.
* fashion industry/индустрия моды - сектор сферы услуг, занятый формированием у покупателей образа "модной" продукции, её производством и реализацией.
"Haute couture - это не блеск, не стразы и не парча. И тем более не фантастические образы или исторические костюмы. Это умение идеально посадить вещь по фигуре -высшее искусство шить и кроить".
(Раф Симонс)
  Родился Симонс в  1968 году в бельгийском городке Нерпелте, в провинции Лимбург, в одной из десяти провинций Бельгии. Отец был военным,  мать - домохозяйкой. В 1991 году Симонс окончил  Высшую школу визуальной коммуникации и получил диплом индустриального и мебельного дизайна. (2) В  23 года ему удалось попасть на двухлетнюю стажировку в дизайн-студию Вальтера ван Бейрендонка, выпускника Королевской академии изящных искусств в Антверпене и одного из членов знаменитой Антверпенской шестерки.(3)
  Вместе с Вальтером Симонс отправился на Неделю моды в Париже. Первым показом начинающего дизайнера было полностью белое шоу Maison Martin Margiela. (4)
   Maison Martin Margiela -  самый конфиденциальный и "загадочный" бренд современности. Марка прославилась не только одеждой, но и несколькими великолепными ароматами. У Martin Margiela множество восторженных поклонников, а вот  о личности самого основателя бренда  известно мало.
  Мартин Марджела (5) всячески ускользает от надоедливых репортеров, и именно это возбуждает большой интерес к его персоне журналистов и фотографов. Его принцип - никакого личного общения. Он  отвечает на вопросы, касающиеся его творчества, исключительно по факсу или электронной почтой.
  Это кажется невероятным, но до сих пор в прессе не публиковалось ни одного фото этого таинственного джентльмена. Он ни разу не отступил от своего принципа "невидимости", и даже не выходил поприветствовать публику после своих модных показов.
  Грузинский дизайнер Девна Гвасалия после выпуска из Антверпенской академии проходил  стажировку  в Maison Margiela, которая стала для него своего рода магистратурой.
"Я никогда не встречался лично с Мартином Маржелой, но постоянно изучал его архивы, - рассказывал он. - Работая там, я обнаружил, что можно найти красоту во всём вокруг, превратить рутинные объекты в творческие концепции, создать что-то новое из никому не нужных остатков. Маржела побудил меня "мыслить одеждой".
 "Безупречная мода создаётся только при наличии безупречной ткани", - говорил Джанфранко Ферре.
   Однако, во время стажировки в Margiela Гвасалия  узнал, что можно сделать одежду из старой сумки из супермаркета.
"Ограниченность ресурсов закладывает огромный творческий потенциал. Я научился влюбляться в одежду, выворачивать её наизнанку и вверх ногами, разрезать на части, чтобы создать что-то новое. Пожалуй, это самая важная идея, которую я усвоил из наследия Маржелы: разрушать, чтобы создавать"
(Демна  Гвасалия)
  Белое шоу Maison Martin Margiela произвело   неизгладимое впечатление и вдохновило Рафа Симонса  заниматься дизайном одежды.
   Не менее важным для Симонса было творчество Helmut Lang.(6)
   Хельмут Ланг - загадочная фигура современной моды. Австрийский дизайнер и художник, известный своими простыми и элегантными коллекциями городской одежды,  обладатель множества австрийских и международных наград. В 1986 году он создал торговую марку "Helmut Lang".
Показ осень/зима - 1998 его именного бренда стал первым, который транслировался в Интернете.
  Тогда австрийский дизайнер сначала был вынужден сократить количество гостей с 800 до 150, а потом и вовсе отменить шоу. Фото с более чем 80 образами разместили на веб-сайте Helmut Lang, а видео записали на компакт-диск с уникальным дизайном и разослали прессе и прочим модным инсайдерам.
  Тогда ещё  люди  предпочитали ходить по  магазинам, покупать в Интернете стали позже.
  Несмотря на формат шоу, в нём приняли участие топ-модели Кирстен Оуэн и Татьяна Патитц, а также актриса Дэрил Ханна. (7) Показ был очень успешен.
В интервью Хельмут Ланг сказал:
"Я не стремился стать пионером. Я просто решил отменить женский и мужской показ в Нью-Йорке, который должен был стать первым после того, как штаб-квартиру бренда перенесли туда из Европы. Вокруг него был немалый ажиотаж после шоу s;ance de travail, которое я делал в Париже в 1988 году"
   Хельмут Ланг решил  провести презентацию в Интернете, сделав её ещё более доступной, в том числе и для конечного потребителя,  потенциальных покупателей.
 "Мода - всегда зеркало общественных процессов. Для того, чтобы произошел переворот в одежде, он должен стать необходимым в силу внешних причин"
(Хельмут Ланг)
   В 1995 году Раф Симонс основывает одноимённый бренд мужской одежды. Главные темы его коллекций были и остаются уличная культура и бунтарская эстетика. Ему не был  интересен гламур. Главными источниками вдохновения стали молодые люди, которых он встречал на улицах.
"Это были простые ребята, у которых было отличное чувство стиля", - говорил Симонс.
Своё увлечение уличным стилем Симонс показывает и на парижских подиумах. Он был одним из первых, кто решился на приземление высокой французской моды. Его коллекция весна-лето 2002 года Woe Onto Those Who Spit on the Fear Generation/Горе тем, кто плюет на поколение страха...
 The Wind Will Blow It Back / Ветер унесёт его обратно сегодня считается одной из самых культовых в его творчестве. Модели в балаклавах, одетые с ног до головы в белое и красное, футболки со слоганами и босиком прошлись по подиуму с факелами в руках.
"Я думал, что эта коллекция - конец моей карьеры", – вспоминал позже Симонс.
Но всё оказалось с точностью наоборот - он продолжил изменять индустрию. Раф стал одним из первых, кто объединил графический дизайн и моду.
   "Unknown Pleasures" / "Неизвестные Удовольствия" Joy Division* - обложка альбома группы авторства Питера Сэвилла.(8)
* Joy Division - британская рок-группа, образовавшаяся в Солфорде, Большой Манчестер, (1976 - 1980)
 Каково было удивление, когда Симонс в 2003 году создал коллекцию, основой которой стали специально созданные Сэвиллом иллюстрации. (9)
  Раф большой поклонник минимализма, только в его интерпретации стиль выглядит особо. Выразительные средства Симонса лаконичны и просты, точны и ясны, но никогда его одежда не выглядит скучно. В модном бренде "Королевы минимализма"  Jil Sander (10) ему удалось реализовать свое видение стиля. К строгим силуэтам он добавил объём, а чистую палитру разбавил яркими красками. Не изменяя философию, ему удалось создать новый имидж бренда.
"Если следить за телом - голове будет лучше)
(Жиль Сандер)
   В 2011 году Симонс занял кресло креативного директора Dior, сменив на посту Джона Гальяно. Благодаря проделанной работе в французском Доме, Симонс закрепил за собой статус одного из самых востребованных дизайнеров нашего времени. Его время во французском Доме моды было ограниченным, но продуктивным. Раф задал в Dior новое креативное настроение. Его первая кутюрная коллекция была создана за восемь недель, хотя обычно на такую работу нужно не меньше полугода.
  Симонс впервые сделал амбассадором Dior темнокожую женщину - певицу Рианну. (11) Многие его достижения в модном Доме не были известны широкой аудитории, но талант дизайнера дал свои плоды: продажи Dior выросли больше чем на треть!
  В 2014 году вышел документальный фильм "Диор и я".(12) Зритель пооучил возможность заглянуть за кулисы модного дома и увидеть, кто помог Симонсу реализовать свои идеи первого фэшн-шоу для Dior и чего ему это стоило.
   Когда в 2016 году Симонса назначили креативным директором Calvin Klein, его первую коллекцию ждали, как очередной сезон "Игры престолов". Ожидание полностью оправдало себя – под песню Боуи (13) Thisisnot America/"Это не Америка" по подиуму шли модели в одежде, выполненной в уже всеми любимом минималистичном стиле.
  Ковбойские клише переродились в лакированные казаки, розы, вышитые на кожаных куртках, и джинсовые рубашки с яркими декоративными клапанами на карманах, и это выглядело подчеркнуто современно.
  Легендарные (но идеологически устаревшие) кампании с обнажёнными атлетами вспоминались при появлении полностью прозрачных мужских топов с вязаными рукавами. А прославившие Calvin Klein (14)  в конце 80-х женские костюмы и платья-футляры вернулись с чуть смещёнными пропорциями, из которых и складываются актуальные силуэты.
   За два годы работы в американском fashion-гиганте Симонсу удалось сделать бренд национальным достоянием, но как бы не казалось с самого начала, Раф и Calvin Klein оказались не парой.
  Официальная причина  ухода Рафа Симонса из Calvin Klein -  разногласия в видении будущего бренда с руководством. (15)  Неофициальная -  в давлении на дизайнера и финансовых показателях, которые не оправдали масштабный ребрендинг*.
*ребрендинг - активная маркетинговая стратегия, которая включает комплекс мероприятий по изменению, либо его составляющих: логотипа, слогана, визуального оформления, с изменением позиционирования. Проводится в русле изменения концептуальной идеологии бренда.
  Так Calvin Klein отказался от выпуска новых коллекций и закрыл флагманы бренда в Нью-Йорке, на Мэдисон-авеню в Манхэттене.
 Симонс всегда без страха воплощал в жизнь собственное художественное видение, а в том же Calvin Klein и вовсе не ограничивали и не сдерживали его творческие порывы. Однако цифры показывали падение продаж.
  Доходы  бренда снизились со 142 миллионов долларов за прошлый год до 121, а акции упали на 8%. Перезапущенную джинсовую линию Эмануэль Чирико (16)  публично назвал "fashion miss":
"Слишком сложно и чересчур модно для основной аудитории".
 Однако, показатели  Calvin Klein за четвёртый финансовый квартал 2018 года (после ухода Симонса) значительно улучшились.
По сравнению с катастрофически плохим третьим кварталом доходы бренда выросли до 1,2 миллиарда долларов.
"Мне нравится, что мода -  это работа в настоящем моменте"
(Раф Симонс)
   Симонс любитель критиковать fashion-бизнес. Он не боится высказывать свои мысли о рамках, в которые часто загоняют дизайнеров. Ещё во времена работы в Dior, он считал моду слишком "попсовой":
"Возможно, было лучше, когда мода была чем-то более элитарным. Сегодня высокая моды доступна для всех".
  Раф Симонс, как бы его ни любила модная общественность, вновь оказался дизайнером камерным, не для каждого.

"Каждый может одеться нарядно, но интереснее то, как люди одеваются в обычные дни"
(Александр Вэнг)

  P.S.  А ещё Раф Симонс занимается мебелью.
  "Это очень успокаивает", - признаётся дизайнер.
  Для датской компании Kvadrat он создаёт текстиль и мягкую мебель, которую была  представлена на миланской выставке Salone Del Mobile.
  Работа с мебелью для Рафа не в новинку. Он изучал индустриальный дизайн и фурнитуру до того, как поступить в Королевскую академию в Антверпене.(17)
  Раф говорит, что между дизайном фурнитуры и одежды - огромная разница:
"Работа с мебелью очень отличается от работы в модной индустрии. Они не пытаются перегнать всех, как это делают в моде. Идея в том, чтобы создавать вещи, которые могут служить вечно".

(1) Раф Ян Симонс  (род. 12.01. 1968) - бельгийский дизайнер, второй креативный директор Prada с февраля 2020 года. С апреля 2012 года по октябрь 2015 был креативным директором дома Dior. С 2016 года занимал пост креативного директора Calvin Klein, в декабре 2018 покинул должность.
(2) Раф Симонс биография на сайте m.buro247.ru
(3) "Антверпенская шестерка" - группа из шести бельгийских дизайнеров, сформировавшаяся в 1980-е годы. В её состав входили выпускники Королевской академии изящных искусств Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен, Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Дирк ван Саен и Марина Йи. Они не были творческим объединением -  у каждого было своё видение, за каждым стоял свой бренд.
   Вальтер Ван Бейрендонк (род.4.02.1957) - культовый бельгийский модельер и дизайнер, один из тех, кто создает сегодня мир Высокой моды и диктует не только стиль одежды, но и стиль жизни, поведения и образ мыслей современного человека. Владелец собственной марки яркой, ультрасовременной одежды.
  Анн Демельмейстер, правильнее Демёлеместер (род. 29.12. 1959) - бельгийский дизайнер одежды. Является одной из основоположников европейской авангардной моды 80-х годов.
  Дрис Ван Нотен (род. 12.05. 1958) - бельгийский кутюрье и основатель одноимённого бренда.
   Дирк Биккембергс (2.01.1959) -  бельгийско-немецкий дизайнер одежды. Один из родоначальников направления sports casual *в мировой моде.
* sports casual -  спортивная, повседневная и туристическая одежда, обувь, аксессуары и оборудование.
  Дирк Ван  Саен (род. 1.03.1959) - фламандский модельер, решил работать в Антверпене, где открыл свой первый магазин. Первый показ его коллекции состоялся в Париже в 1990 году.
  Марина Йи (род.1958) - фламандский модельер с немецкими и  китайскими  корнями. В 1990 году Марина оставила индустрию моды, однако в 1998 году она с успехом вернулась, а в 2003 году открыла собственное ателье в центре Брюсселя.
(4)  По словам дизайнеров, к 2009 году Мартин уже давно не появлялся в стенах студии. С начала карьеры он формировал скрытный образ -  не давал интервью, не появлялся на публике, не выходил после показов. Существует всего несколько фотографий с его лицом. Всё для того, чтобы лицом бренда был не дизайнер, а именно вещи. Даже модели на шоу часто выходили с закрытыми лицами - чтобы ничего не отвлекало от одежды.
Открытие торгового дома Maison Martin Margiela в 1998 году стало еще одним штрихом к имиджу "Мартина Маргинала", безликого, анонимного творца. С!
   В скором времени анонимность была доведена Мартином до предела - на свои коллекции одежды он нашивает либо пустые бирки, либо бирки с номерами, и даже не подписывает собственные творения своим именем. В таком же загадочном ключе бренд продолжает развиваться, и сегодня на бирках одежды от Martin Margiela указана лишь цифра, обозначающая принадлежность к определенной линии. Парфюмерное сотрудничество с легендарным брендом Hermes *в 1998-2003 г.г. стало знаковым в жизни бренда, сделав его известным поклонникам оригинальных, ни на что не похожих, композиций.
   В наши дни одежда от бренда и  парфюм продается в 32 бутиках в большинстве стран мира.
*Herm;s International S.A. (сокращённо Hermеs, читается "Эрмес") -  французский дом моды, основанный в 1837 году как мастерская по изготовлению экипировки для экипажей и верховой езды. Продолжая специализироваться на изготовлении кожаных изделий, Hermеs постепенно изменил ассортимент, начав выпускать парфюмерию, одежду и различные аксессуары. Примерно с 1950-х годов XX века логотипом компании является изображение запряжённого экипажа.
(5) Демна Гвасалия (род.25.03. 1981) с 2021 года известен мононимно как Демна - грузинский дизайнер, создатель бренда Vetements, c 2015 года креативный директор модного дома Balenciaga.
   Мартан Маржела (род
9.04.1957) - бельгийский модельер, основатель французского дома моды Maison Margiela. Окончил Королевскую академию изящных искусств в Антверпене в 1979 году, за год до создания авангардного модного коллектива "Антверпенская шестерка".
(6)  Хельмут Ланг (род 10. 03.1956)  - австрийский дизайнер.  Вырос в очень простых условиях в сельской Австрии (Austria), под присмотром бабушки и дедушки, в доме которых не было ни телефона, ни телевизора. Он изучал банковское дело, однако переключился на моду и дизайн и в 1977 году открыл свою первую студию в Вене, где шил на заказ. После презентации его коллекции в рамках выставки 'Вена 1880-1939: Веселый Апокалипсис' (Vienne 1880-1939: l'Apocalypse Joyeuse) в парижском Центре Помпиду (Centre Pompidou), проводимой по инициативе австрийского правительства, Ланг расширил дело, открыв филиал в Париже  в 1986 году  и зарегистрировав бренд со своим именем.
   "Хельмут Ланг первым провел онлайн-трансляцию показа и рассказал, как это было"
Пионер виртуальной моды
 m.buro247.ru
(7) Кирстен Оуэн (22.11.1969)  - модель английского происхождения из Канады.
      Татьяна Патитц (25.03.1966) - немецкая актриса и супермодель. Входила в "большую шестёрку" изначальных супермоделей, наряду с Кристи Тарлингтон, Линдой Евангелистой, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл и Кейт Мосс.
        Дэрил Кристин Ханна (3.12.1960) -  американская актриса, режиссёр, сценарист и продюсер.
(8) Питер Сэвилл (род.9.10.1955) - британский дизайнер-оформитель, славу которому принесла его работа для звукозаписывающей компании Factory Records.
(9) VOGUE MAN
"За что мы любим Рафа Симонса"
12 января 2022
(10) Жиль Сандер, настоящее имя я Хайдемари Йилине Сандер (27.11.1943) -  немецкий модельер и дизайнер одежды. Создатель собственного модного дома - Jil Sander. Сотрудничала с множеством известных брендов одежды, таких как Prada, Uniqlo и Puma. Имеет свой собственный почерк, за который в модных кругах  получила неофициальный титул "Королевы минимализма".
(11) Рианна, полное имя - Робин Ривнна Фенти (род. 20.02. 1988) - барбадосская певица, актриса, музыкальный продюсер, модный дизайнер и филантроп. В 16 лет переехала в США, чтобы начать карьеру певицы.
   По состоянию на июль 2015 года продано более 100 миллионов копий синглов певицы, таким образом, Рианна стала первым артистом в истории, достигшим такого показателя. Журнал Billboard назвал Рианну "Артистом цифровой эры 2000-х годов".
  Чрезвычайный и полномочный посол Барбадоса. Национальный герой Барбадоса.
(12) "Диор и я". Режиссер: Фредерик Ченг. Дата премьеры в России 5 марта 2015 года.
(13) Дэвид Боуи, настоящее имя - Дэвид Роберт Джонс (8.01. 1947 - 10.01. 2016) - британский рок-музыкант, певец и автор песен, а также продюсер, звукорежиссёр, художник и актёр. За своё креативное музыкальное творчество получил прозвище "хамелеон рок-музыки". Благодаря своим музыкальным экспериментам в конце 1970-х годов, Боуи считается новатором.Он оказал влияние на многих музыкантов, известен своим характерным голосом.
(14) Calvin Klein Inc. - американский дом моды, основанный в 1968 году в Нью-Йорке модельером Кельвином Кляйном (род.19.11.1942) и его другом детства Барри Шварцем. Выпускает джинсы, нижнее бельё, одежду в стиле унисекс и аксессуары.
(15) "Раф Симонс ушёл из Calvin Klein. Что (не) нужно знать об этом" m.buro247.ru
(16) Эмануэль Чирико, также известный как Мэнни (род.
- бизнес-лидер в сфере розничной торговли и производства одежды.
(17) "Раф Симонс - о дизайне интерьеров, "попсовой" моде и любимых сериалах. И ни слова о Prada"
m.buro247.ru