Сказки старого Эйн-Хода 4, дурной глаз

Михаил Вайнгортен
               
«дурной глаз»

Шел второй год моей жизни  на святой земле. Я где то узнал , что художникам и музыкантам полагалась финансовая поддержка , дипломы в этом случае значения не имели. Для художников устроили конкурс работ с аттестацией.
В Израиле не особенно ценилась академическая школа , «художником нужно просто родиться! » Поэтому я специально навалял несколько холстов в свободном стиле, яркие абстрактные пятна , этакая помесь  кубизма с пуантилизмом и записался на просмотр. Предложил Ленке Рац поехать вместе попытать счастья. Ленка моя подружка по "Мухе",
мы учились в одной группе. На дворе звенел  пронзительный израильский апрель , Лена с
ее мужем Юрой встречали нас в Кармиэле. Они излучали счастье и покой, как и залитые весенним солнцем склоны  вокруг, покрытые апельсиновыми деревьями. На Юре белая  рубашка с которой соперничала по белизне его ослепительная улыбка.
Мы попали в рай: квартира была оплачена государством , а на банковский счет , открытый на наше  имя, поступала приличная сумма. Все ,что от нас требовалось это научиться пользоваться чековой книжкой и снимать наличные из ящика под названием «каспомат». Правда, по утрам несколько часов приходилось заниматься ивритом , иногда нас возили на бесплатные экскурсии по стране на комфортабельных автобусах с русскоговорящим гидом.

Через год рай закончился и начался не то что бы ад, а ,я бы сказал, чистилище, где уже приходилось учится самостоятельно жить и работать. Теперь лишние деньги не помешали бы.
–Ну , что , Ленка, поедим ? Спрашиваю.
–Так я еще не  записалась.
–Да ладно, как-нибудь  прокатит. Подошла очередь, Ленка боится идти:
–Ты первый заходи…Ну … я  вошел и раскладываю работы,  потом говорю:
–У меня есть хавера, правда она не записана , можно ей  работы показать ? Комиссия смеется:
– А красивая у тебя хавера? Если  красивая ,то посмотрим работы.
–Какая я тебе хавера? Козлище!
–Хавер – друг, а хавера подруга, разве не так ?
–Хавера –это любовница , а подруга –Едида , ну как я теперь туда пойду?! Учи иврит, придурок! Результат превзошел все мои ожидания : оценка «превосходно» , три тысячи шекелей чеком  , и оплата  мастерской в течении года, у Ленки тоже самое.
Так и попали в Эйн-Ход.

…Мы жили дружно нашей  небольшой коммуной , если не считать незначительных недоразумений неизбежных при коммунальной жизни. Мы- это четыре семьи и еще двое одиноких художников из Москвы. Вернее Миша Яхилевич жил с семьей под Иерусалимом, а к нам приезжал работать. Вот Зиновий был действительно одинокий ,если не считать многочисленных теток ,которых он таскал к себе в комнату. По поводу недоразумений: помню , Аня ,маленькая Ленкина дочка , старательно плевала в меня с балкона. Мне это не сильно понравилось , я поймал ее и символически надрал уши, что в свою очередь сильно не понравилось Юре, мужу Лены.
–Я придерживаюсь такой теории воспитания , которая исключает телесные наказания! Сказал Юра хорошо поставленным дикторским голосом.
–В любом случае, не позволю это делать посторонним! Он бы мог работать «Левитаном» , но вместо этого  зачем то закончил институт автомобильного транспорта.
Лена повела себя дипломатично и быстро «разрулила» ,как сказали бы сегодня, ситуацию.
Вечером мы выпили мировую , после чего конфликт был исчерпан.
Ритка ,как обычно, курила на веранде ,остальные  колонисты занимались своими делами, под ногами постоянно  крутился шустрый белобрысый мальчик - пятилетний сын Мясниковых  Дима. Игорь в это время  играл в составе джаз-банды где то в Хайфе. 
Мои отношения с Мясниковыми складывались   отлично , так бы все продолжалось и дальше , если бы  моя жена не распустила слух , что  у меня якобы негативная энергия и дурной глаз. Все приняли  это, разумеется, за шутку. Через неделю Игорь купил машину старую «Альфа Ромео» ,ему ,очевидно, понравилось название! Я немного разбираюсь в машинах .
–Зачем  тебе это ржавое ведро?
–Ты шо! Отличный автомобиль!
–Лучше избавься скорее от этого хлама.
–Только не надо меня лечить , я не сегодняшний! Обиделся Игорь«Альфа Ромео» никогда не ломается–Добавила Рита–нам прежний хозяин объяснил.
–Ну, ну…посмотрим. Утром машина не завелась, она больше не завелась никогда… через пару дней эвакуатор уволок ее к «последнему причалу» Игорь теперь при встрече со мной хмурился. Рита нашла работу помощником аптекаря , это была  большая удача. Однажды  я спросил ее :
–Все нормально? Еще работаешь?
–Что  значит еще работаешь? Насторожилась Ритка. Вечером мы опять столкнулись на  лестнице не поздоровавшись она быстро прошла к себе ,глаза были полны слез. Через минуту выскочил Игорь ,он слегка вздрагивал ,как будто кто то дергал  его за ниточки
–Миша, ты … вот это вот, вопросов таких больше не задавай , оно нам надо?
 –А что случилось ?
 –Шо случилось, шо случилось? Этот поц еще спрашивает. Ничего не случилось! Дверь перед моим носом захлопнулась. Риту сегодня неожиданно выгнали с работы. Теперь все важные события в нашей маленькой общине от меня тщательно скрывались.

 Мясниковы задумали уехать в Канаду, готовили документы ,учили французский ,операция проводилась в строжайшей тайне. «Только Мишке не слова, иначе все пропало!» Еще раньше я подарил им картину «Кактусы» из моей конкурсной серии. Смотрю ,а работы нет на прежнем месте.
–Где мои  «Кактусы» ? Мясниковы отмалчивались. Позже выяснилось ,что полотно было ритуально предано огню на заднем дворе. Ритка даже хотела окропить помещение, но святой воды под руками не оказалось. Вообще то, страсть к пиротехнике их до добра не довела.  Игорь решил сжечь мусор на том же заднем дворе. Погода была ветреная ,сухой кустарник покрывал весь склон перед деревней.  Мгновенно огонь перекинулся от костра по траве к кустам. Еще секунда и все полыхало вокруг!  Жадные языки пламени уже лизали изгороди первых деревенских домов. Клубы черного дыма были видны за много километров. Из соседних арабских деревень немедленно донеслись крики ликования и треск  фейерверка.  Ритка от ужаса завыла ,как  над покойником и ,заламывая  руки кричала :
–Ой, Игореша, нас посо'дят, ратуйте люди  добрые, помогите, шо же теперь будет! Игорь аккуратно наполнил небольшое детское ведро водой  и дерзко бросился навстречу огненной   стихии, как Давид на Голиафа…Четыре пожарные команды три из Хайфы и одна из Кейсарии пять часов боролись с пожаром . Они спасли деревню от гибели, а Мясниковых от тюрьмы.  «Эйн-хот» сгорел позже, абсолютно дотла, но Рита с Игорем  не имели к этому теперь никакого отношения ,они уже давно жили в Квебеке.

 Через много лет я гостил у них дома в Монреале. Принимали хорошо с одесским размахом ,на столе курица ,салаты, домашний пирог. В Комнату вошел возмужавший и сильно вытянувшийся Дима , юнкер местного полувоенного училища. Его форма напоминала обмундирование конной милиции сталинской эпохи. Совершенно неожиданно для меня он обратился к родителям по-французски:
–Maman, papa, je dois y aller.(Папа ,мама мне надо уходить) На что «Papa’» Мясников невозмутимо ответил тоже по-французски, с легким одесским акцентом:
–D'accord, ne sois pas en retard pour le d;ner. (Только не задерживайся, не опоздай к ужину) Приятно чувствовать себя Пьером Безуховым на обеде в доме Ростовых… Потом мы поехали на новом японском микроавтобусе Игоря кататься по  вечернему Монреалю.
 –Хорошая машина ,а  экономичная ? Осторожно спросил я.
–Очень , и ,главное, надежная ! Последние слова Мясников произнес как то неуверенно. Мотор заглох через пару километров, запустить его не удалось. Домой возвращались на общественном транспорте, в Монреале он удобнее чем в Торонто.
–Послушал, Игорь , я не виноват, поверь!
–Не бери в голову, у меня и раньше катушка барахлила– заводской брак.
–Нет ,я хотел сказать ,что тогда в Израиле ,все это стечение обстоятельств…
–Ладно, только не надо меня лечить… Добродушно добавил он. На прощанье мы обнялись.
–Когда теперь свидимся?
–Я знаю!?