Афган. Орлы местного значения

Блинковский Дмитрий Антонович
   Как-то на одной операции, высоко в горах, мне было предложено курнуть косячок, случайно завалялась у товарища пластина в кармане.

   Я ответил ему:
  - Мне сейчас и так очень плохо и физически, и морально, так что любое вещество меня просто добьет, мой организм не примет еще и это издевательство, мозг просто не выдержит.

   На что мой товарищ сказал:
  - Вот и я также думаю, но решил спросить у тебя, а то мне как-то не по себе от мыслей моих, вроде и курнул бы,  что бы на душе полегчало , но боюсь, что хуже будет, да и в плену можно легко оказаться, с башкой отключенной зельем-

   Все-таки там, в горах, в деле, так сказать, мы были взрослыми, мы были мужчинами. А вот в  "тишине" мы опять превращались в обычных восемнадцатилетних пацанов. И  становились   подверженными влиянию некоторых "орлов" местного значения.
   Ну что тут такого? Ходить по ржавым минам, или погиб кто-то,  или ранен тяжело, так это все рутина, это все обыденно, это здесь, в Афгане с каждым может произойти. Да и выбора у нас в этом  почти не было. Получил приказ и пошел.
   А вот бухнуть, или курнуть - это поступок "героический", а если еще при этом и утворить что-либо неподобающее, тут уж настоящий пацан и об этом знать будут все и уважать будут. Тем более, что провернуть  все это  действо, надо под носом у командования. Поистине поступок, настоящий, мужской. Ну и плюс к тому уверенность в безопасности. Что и приводило часто к трагическому финалу. Какая  безопасность? Это только в башке бестолковой она. Да и не умели мы по настоящему ни пить, ни курить. Уж если человек постоянно употребляет, так его поведение ровное, без скачков и не полезет он на рожон никогда. Это еще одно из доказательств и причин гибели , не были мы ни наркоманами, ни алкашами, а после нечастых употреблений, башку срывало напрочь, и море по колено.
 
   Вот также и из рассказов афганцев, вырывают из контекста, некоторые читатели, определенные эпизоды и говорят потом. Да они там все бухали или курили чарз, а то и вообще на героине сидели.

   А ты, дорогой читатель, прочитай все. Не только пьянки, да гулянки. Попробуй прочувствовать каждую строчку, каждое предложение. Попробуй представить быт, бой, климат, горы, ночь, день, болезни, ранения.  А потом делай выводы и заключения.

   Вспомнил я один эпизод. Нехороший. Расскажу.

   Был я уже "дедушка советской армии". У кого-то из ребят случилось день рождения. Отмечали мы его на восемнадцатом ОП.  Все было отлично и весело. В качестве горячительного напитка присутствовал вполне хороший самогон. Гости-исключительно дембеля и деды. Немного нас было, человек восемь по-моему, остальные на заданиях (секрет, колона, усиление постов пехоты). В общем пару кружек я употребил, очень сильно захмелел  и меня отвели спать.  Спал я до развода. К разводу меня разбудили . Я конечно же сопротивлялся и говорил, что-то вроде, да я прибор ложил на всех и вся, я дедушка советской армии и не мешайте мне отдыхать. Но потом подошел наш старшина, прапорщик Балашов, он знал, что мы выпивали и сказал:

   -Дима, не выноси никому мозг, вставай и иди на развод, а то комбат тебе популярно объяснит какой ты дедушка и думаю, тебе это сильно не понравится-

   В общем меня практически силой и пинками поставили   в строй. Стоял я в задней шеренге и почти " всю дорогу" икал.  После развода, меня начало  тошнить. Рвало  очень сильно, чуть ли не  вместе с внутренностями. Все это время надо мной стоял, мой прапорщик. Когда я немного успокоился, Балашов , каким-то почти отеческим тоном ( мне тогда так показалось) произнес слова. Я помню эти слова до сих пор и тон его кстати тоже.
  - Мля, дитя ты еще, совсем дитя, молоко тебе через тряпочку пить, а не самогон-

   Не заложил он меня ни кому. Поговорил, правда, на следующий день. Но это были не нотации, а разговор настоящего взрослого, мудрого, старшего товарища.  Спасибо ему. Выводы я сделал, хотя и не сразу, но его слова запали мне в душу.

   Написать эту миниатюру, меня подтолкнули некоторые высказывания, комментарии под рассказами афганцев. А именно, что в Афгане все бухали, курили или ширялись. Встречалось мне такое мнение иногда.
   Так вот, о чем я хочу сказать. Да, и выпивали, и покуривали. Но, ведь было это только в часы безделья и чувства относительной безопасности. Уж на сколько свободно можно было достать и чарз, и героин у нас на маршруте, да и самогонный аппарат у нас был свой, но пьянства не было. И никто, именно никто, и никогда, не употреблял никакой гадости  на боевой операции, на сопровождении колоны, в засаде и т.д.  Я отвечаю за свои слова. Конечно же с полной уверенностью, я говорю о людях, которых я знал, о бойцах, которые были рядом со мной.