Человек, которого знают все

Сергей Малухин
Так вышло, что я попал в город, где я провёл своё детство и юность, спустя много лет после того, как его покинул.
И так случилось, что вернулся я в свой родной город не вполне здоровым. В поликлинике симпатичная докторша меня внимательно выслушала, осмотрела, сообщила, что: «и не таких на ноги ставили» и, шлёпнув на прощание ладошкой по голой спине, дала направление в дневной стационар.
В стационаре я как можно скорее прошёл все назначенные процедуры. Мне не хотелось залёживаться на больничной койке, а хотелось выйти в город, пройти знакомыми улицами, подышать его воздухом. Мне казалось, что это и будет для меня лучшим лечением.
Чтобы побольше увидеть в изменившемся за эти годы городе, я решил проехаться на трамвае. Кстати, и доехать на нём до дома, где жила наша семья все десять лет, что я учился в школе было удобно.

В трамвае, несмотря на дневное время, пассажиров было довольно много. Я вошёл, купил билет, окинул взглядом салон и, не найдя свободного кресла, встал у одиночного сидения. За окнами трамвая проплывал город моего детства: выросшие деревья, постаревшие дома. И люди – жители «этого» города, но совсем другие, также спешили куда-то по своим делам. Мне стало немного грустно от воспоминаний, и я…
Но тут мои ностальгические мысли были прерваны самым бесцеремонным образом – меня снизу кто-то дёрнул за полу куртки. Я опустил глаза и увидел мужичка неопределённых лет, сидевшего в кресле, у которого я так некстати остановился. Был он немного «навеселе».
- Я узнал вас, товарищ прокурор! – радостно сообщил он всему вагону. – Вы садитесь, я уступлю.
Мне стало неловко от этого неожиданного приветствия. Боюсь, я даже покраснел.
- Что вы, я не прокурор. Вы ошиблись.
- Да, столько лет прошло. Вы меня, конечно, не помните. А я вас запомнил. Вы правильно меня тогда посадили, за дело. Молодой был, дурак. Сейчас я работаю, семья есть. Вы тогда были старший лейтенант. А сейчас, наверное, майор? Ой, садитесь-садитесь!
Мужичок попытался встать, но я придержал его за плечо.
- Не надо. Да я выхожу сейчас. Сами понимаете, служба.
Он покивал головой, приставил оттопыренный мизинец к губам:
- Тс-с! Понимаю… ну, как говорится: ни пули, ни «пера» вам!
Я отвернулся от назойливого пассажира и вышел на первой же остановке. Бывают же такие болваны – первый раз в жизни видит человека и выдумывает… что попало!

Но эта история в трамвае не испортила моего настроения. Я с удовольствием погулял по городу, вкусно пообедал в кафе и вернулся в ведомственную гостиницу, где проживал.
Надо было чем-то занять вечер, и я захотел встретиться с другом детства. На диске телефона у стойки администратора набрал по памяти номер. Трубку подняли почти сразу. Приятный женский голос:
- Але-ё! Кто-о?... А-а, тот самый. Его нет. Он на работе. Я передам. Нет, вечером звонить не надо. Мы… в гости идём. До свиданья.
Ладно, мы не гордые, можем позвонить и на работу.
На этот раз ответили не быстро, но я дождался.
- Да! – сказал усталый знакомый голос. – Ого, ты! Сколько лет, сколько зим! здорОво! Встретиться! Конечно!... только знаешь, я недавно женился и жена… она хорошая женщина, но моих прежних друзей недолюбливает. Домой пригласить не могу, извини. В парке? Отлично! Да, на нашем месте, где столы для настольного тенниса. Там сейчас новые, из металла, прочные. Да, встречаемся с ребятами, играем по-прежнему… правда я в этом году только раз был. Но ты подходи, там обязательно кто-то из наших будет. И я подойду. Правда, сейчас аврал на работе, но постараюсь. Ага, и тебе всего. До встречи!

Я взял у добродушного администратора ракетку для настольного тенниса и шарики, кинул в лёгкую сумку полотенце, и пошёл в парк на встречу с друзьями детства.

На центральных аллеях парка была ухоженная зелень, работали киоски, гуляли люди. А вот спортгородок на окраине парка оказался запущенным: футбольное поле заросло бурьяном, на волейбольной площадке песок слежался до плотности бетона. Я подошёл к теннисным столам. Да, вот два стола из мозаичного бетона на которых мы в детстве могли рубиться на вылет с утра до темноты. Какие же они теперь низенькие! И бетон в щербинках… Но рядом четыре новых стола сваренных из уголков и листовой стали, и даже покрашены масляной зелёной краской.
Взрослых игроков не было, пятеро пацанов, лет двенадцати-тринадцати играли в настольный теннис на металлическом столе с широкой доской вместо сетки. Делать было нечего, а в портфеле лежала ракетка и шарики. Я подошёл к мальчишкам.
- Привет. Можно, я сыграю с вами?
- Давайте. Но у нас ракеток только две и шарик кривой.
- Ракетка у меня своя. И шарики есть. Ловите один!
Высокий худощавый парнишка на лету подхватил лёгкий шарик.
- Ого, китайский! Настоящий! А покажите ракетку… Это что, «Стига»? У-у, круто! Дайте поиграть.
- Э, хитрый какой! – засмеялся я. – Ты, наверное, здесь лучше всех играешь. Нет, ракетка будет моей форой. Ну, за кем я играю?
- Играйте, - ответил другой мальчишка, - мы в теннис не очень умеем. Мы здесь за компанию. Мы пока в кустики отойдём.
Трое пацанов отправились в сторонку, по пути выискивая что-то в карманах брюк.
«Курить пошли», - догадался я.
Высокий парнишка играл вполне прилично, накат справа исполнял как в учебнике. И если бы его ракетка не из старой фанеры с накладкой из тонкой резины с «пупырышками», а, например, такая как у меня, мне пришлось бы туго. Но с моей кручёной «подрезкой» он справлялся через раз. Да я ещё пару раз топ-спин закрутил – и победил с приличным счётом.
- Вы здорово играете, - сказал он, когда мы менялись сторонами. – У вас какой разряд? Я в секции занимаюсь при Доме пионеров, у меня второй юношеский.
- Да нет у меня разряда, - сознался я, - просто играю давно. И в секцию я не ходил. Но партнёры были отличные. Вот и научился, немного.
Когда мы доигрывали вторую партию к столам вернулись и курильщики. Крепенький парнишка в джинсах и новых кедах вдруг задиристо сказал:
- А мы вас знаем, вы из милиции. Здесь на задании? На каком? Мы ничего не сделали. А если вы думаете, что вчера в школьном дворе… не, это вообще не из нашего класса!
Я опешил и упустил несложный мяч от соперника.
- Да с чего ты это… И не из милиции я вовсе. Вообще я прохожий. Мимо проходил. Ясно?
- Ага. А вы теперь будете нашу школу как это… курировать, да?
Мне стало досадно. Опять меня приняли за кого-то другого. Я быстро закончил игру парой накатов, уложив не берущиеся мячи по углам стола, уже не щадя противника.
- Ну, спасибо за игру, - я пожал высокому мальчишке руку. – Шарики забирай себе. Мне пора идти.
- Вы ещё придёте? С вами интересно играть.
- Приходите к нам, - снисходительно разрешил и крепенький. – Вы вроде бы не зануда.
- Удачи, пацаны! – на прощание я махнул им рукой и быстро пошёл к выходу из парка.

В гостинице меня ждала телеграмма:
Николай зпт дорогой зпт приезжай воскл воскл воскл Жду тебя очень тире очень тире очень тчк Целую тчк Твоя М тчк
Недолго получилось у меня погостить в городе детства. Ну, что ж, хорошо и то, что я кому-то нужен.
Быстро собрав свои немудрёные вещи и сдав номер, я поехал на вокзал покупать билет на первый же поезд до города Н.
Кассирша за узким окошком не глядя буркнула:
- До станции Н-ск билетов нет!
Прикрыв оконце своим плечом, я протянул ей сложенную вдвое купюру:
- Я от Ивана Ивановича.
Она кивнула головой:
- Ага. Да, есть один билет: вагон 07, плацкарт, верхняя. Только для вас!
Женщина сверкнула мне золотым зубом изобразив улыбку и протянула билет. Ну, понятно, лето, поезда забиты народом – хорош был и плацкарт с верхней полкой.

До отправления поезда было немного времени, и я поспешил в ближайший продуктовый магазин, прикупить что-нибудь в дорогу. Взяв бутылку воды и кулёк конфет, я сквозь очередь протиснулся к кассе.
- Пожалуйста, пропустите меня! На поезд опаздываю, извините.
Пожилая женщина, стоявшая первой, внимательно посмотрела на меня и вдруг приветливо кивнула:
- А, ты! Здравствуй-здравствуй. Давно тебя не видела. Вставай передо мной.
У меня неплохая память на лица, и я был готов поклясться, что вижу эту женщину первый раз в жизни. Но я встал в очередь.
- Как мама? – продолжила разговор та же женщина.
- М-м, а мама умерла.
- А, жаль, хорошая была женщина. Конечно, и возраст, и болезни. Ну, а ты? Работаешь?
- Э-э, да, работаю. Командировок много.
- Эх, мои тоже все в работе. Редко меня навещают…
Я расплатился с кассиршей и скидал покупки в свою сумку. Обернулся к женщине, узнавшей меня:
- Спасибо вам, что пропустили. Я и вправду, очень тороплюсь. И спасибо, что помните… мою маму.

В свой вагон я вошёл за минуту до отправления поезда. Проводница уже стояла в двери с красным флажком в руке. При моём появлении она встала по стойке «смирно» и, даже не взглянув на билет, пропустила в тамбур.
В купе, где согласно билету, было моё место, ехали пять девушек-спортсменок, юниорки. Как я вскоре узнал, члены сборной области по подводному плаванию. В их багаже основное место занимали купальники, маски, ласты, трубки для дыхания.
Увидев меня, девчонки поначалу смутились, притихли, по-моему, даже съёжились. Не обращая внимание на их смущение, я весело приветствовал их:
- Привет барышни! Эт-то я удачно сюда попал – столько красавиц на одной жилплощади!
Девушки заулыбались, стали меня разглядывать. Я понял, что дорогой мне скучать не придётся.
- Нам вместе долго ехать – целую ночь. Давайте знакомиться: Некрасов Николай Алексеевич, учитель младших классов.
Тут уж девушки засмеялись: кто в открытую, кто в кулачок. Самая смелая сказала:
- Неужели учитель? Вы больше на артиста похожи. И фамилия у вас знакомая. В фильме «Шайбу! Шайбу!» не вы играли? А меня Марина зовут.
Другие девушки тоже представились.
- А вы что же, спортсменки, одни путешествуете? Без тренеров, без администратора?
- Есть и тренер, и администратор. Они в другом купе едут, со «взрослыми» спортсменками.
- Понятно, - я поглядел в окно. – Кстати, мы уже из города выехали. Ну, что, будем чай пить? Я угощаю.
Проводница принесла чай, я достал конфеты, девчонки выставили на стол, вафли, печенье. Мы устроили небольшой ужин.
После ужина Марина предложила сыграть в карты, в «сто одно». Я присоединился. Играли допоздна, травили анекдоты, спортивные байки. Мне припомнился забавный случай, когда я проплыл в Средиземном море под водой, без ласт и маски, почти километр. Девчонки долго смеялись.
Прошла проводница, предупредила, что пора укладываться спать, скоро она потушит свет. Пассажиры засуетились, готовясь к отбою. Девушка, сидевшая с краю, вдруг сказала:
- Ой, Лев Николаевич, наш администратор идёт, прячьте карты.
К нам подошёл мужчина средних лет, плотный, мускулистый, гладко выбритый. Он пристально поглядел на меня, поздоровался.
- Здравствуйте, Лев Николаевич, - учтиво поклонился и я.
Администратор дрогнул белесыми ресницами и дёрнул подбородком.
- Марина, выйди со мной.
Они пошли в купе «взрослых», а я взял полотенце, зубную щётку и отправился на вечерний туалет.
Когда я вернулся, все девушки уже лежали по своим полкам. Я запрыгнул на свою верхнюю, взбил подушку, повернулся на левый бок и… и встретился глазами с Мариной. Она с серьёзным любопытством смотрела на меня.
- М-м… Марина? Что-то не так? Или ты спросить хочешь? Говори, не стесняйся.
Немного помолчав, она сказала:
- Вы взаправду из КГБ, да? А вы с нами до Москвы едете? Или дальше, за границу? Хорошо бы за границу, на турнир – мы к вам уже привыкли.
Я чуть не рассмеялся – и эта туда же! Но сдержался и попробовал переубедить её:
- Нет, Марина. По правде, я не учитель. Но и не контрразведчик. И я еду не с вами, а сам по себе. Утром я сойду в городе Н. Вот и всё. Спокойной ночи!

Я вытянулся во весь рост по диагонали своей верхней полки. Голова упёрлась в угол стенок вагона, ступни свесились в проход. Прокрутил в голове события этого длинного и странного дня. Несколько раз разные люди заподозрили меня в том, что я – это не я. В чём мой прокол? По приезду в Н-ск надо проконсультироваться у нашего психолога. Иначе такие случайности добром не кончатся.
Ну и главное – телеграмма. Для меня это не просто набор слов. Кстати, здесь набор был самый примитивный: мужское имя из семи букв – мой позывной, «дорогой» – приехать по железной дороге (если бы стояло «любимый» – прилететь самолётом, «милый» – на автомобиле), «жду» – срочное задание, «целую» – с оружием, М – начальник управления, точка в конце означала, что мой отпуск отменяется. А всё вместе это означало что меня ждёт новое задание.
Да, я – оперативный сотрудник службы внешней разведки. Никому не известный «мистер Икс».