Ужасы ювелирных объектов

Владимир Удовыдченко
                Глава одиннадцатая
                Ужасы ювелирных объектов

  Среди объектов, охраняемых ведомственными полками, были многочисленные ювелирные мастерские и магазины. Все они принадлежали к числу особо важных государственных предприятий. Дивизион нашего полка охранял ювелирную мастерскую в Ленинградском доме быта на ул. Бармалеева.
 
  С 1957 года (по настоящее время в д.18) в мастерской производились и ремонтировались ювелирные изделия. Милиционеры, охранявшие  в 80-х годах ювелирное производство от преступных посягательств, в процессе службы, находясь на постах, наблюдали за работой мастеров. Виртуозность ювелиров, блеск и изящность ювелирных изделий увлекали и завораживали некоторых из них. Кое - кто из бойцов, познакомившись с работниками мастерской и их деятельностью, решили распрощаться с милицейской службой и стать ювелирами. В выходные дни они приходили в Дом быта и помогали работать ювелирам, изучали производство, инструмент и оборудование. И многие из милиционеров, оставив службу, превратились со временем в прекрасных и знаменитых мастеров ювелирного дела. Как говорится, нашли свое призвание.
 Однако были и такие, кому блеск золота туманил голову. Окружающее ювелирное изобилие вызывало желание разбогатеть. Но становиться ювелиром, чеканщиком, шлифовщиком желания не возникало. Одним из таких почитателей «золотого тельца» оказался милиционер Соколов (фамилия изменена). Наблюдая в процессе службы за ювелирным производством, Соколов  обратил внимание, что по окончании рабочего дня, после уборки ювелирами рабочего места, на оборудовании, инструменте и станках, оставалась золотая пыль и мелкая стружка. В ночные смены у милиционера был доступ к оборудованию мастерской и отсутствие посторонних глаз. Специальной щеточкой милиционер каждую ночную смену тщательно собирал в пакетик золотую пыль. За многие месяцы (а может и годы) у Соколова накопилось достаточно золотой стружки, чтобы переплавить ее в небольшой слиток. Что и было им осуществлено в одну из ночных смен в плавильной печке мастерской.

  Получив, таким образом, золотой слиток,  милиционер ощутил приближение заветной цели о богатстве. «Сокол, ты Орлов!», -  говорил Соколову внутренний голос. «Так не Орлов же я», - возражал он. «Орел, ты, Соколов!», - продолжал голос,- «Продавай слиток и становись богатым».
 И пошел наш «орел» Соколов в один из пасмурных дней 1986 года, сбывать свой добытый многомесячным «трудом» слиточек. Но по скудости ума или по природной наивности, пошел продавать не куда-нибудь, а прямо на «галеру» у станции метро «Площадь мира». Это было место (оно и сейчас таким осталось на Сенной площади) где собирались скупщики ювелирного лома, часов и антикварных изделий. Этакая теневая золото-валютная биржа. «Барыги», осмотрев предложенный им товар, не долго думая, «сдали» Соколова работавшим в уличной толпе оперативникам с которыми они «сотрудничали». Теневики знали и «чтили» (в определенных пределах) статью 88 УК РСФСР (на сленге валютчиков «бабочка»), по которой спекуляция валютой и золотом относилась к государственным преступлениям и предусматривала лишение свободы на длительный срок. Наш «горе-золотой мастер» был задержан, слиток изъят, а ЧП в полку после бурного обсуждения, «замяли». Скворцова из милиции уволили. «Сажали» милиционеров в те времена крайне редко, чаще по - тихому увольняли, дабы не «будоражить» советскую общественность. Ювелирная мастерская продолжила работу с более тщательной уборкой рабочих мест. Меры к недопущению подобных случаев в дальнейшем, были приняты.
  Милицейская служба в ювелирных мастерских и особенно ювелирных магазинах была сама по себе достаточно опасной ввиду высокой стоимости охраняемых ценностей. И милиционеры в массе своей бдительно и героически работали на своих постах, и среди них были те, кто готов был исполнить свой служебный долг даже ценою собственной жизни.

               Подвиг милиционера Сергея ЛУКИНА

  В 90-х годах на волне распада советской державы резко обострилась криминогенная обстановка. Возросли случаи вооруженного нападения на охраняемые ведомственными полками объекты, что раньше было крайне редким и исключительным явлением.
 12 декабря 1999 года милиционер полка милиции  № 1 УВО при  ГУВД СПБ и ЛО младший сержант милиции Лукин С.А. работал на посту по охране ювелирного магазина «Сапфир», расположенного на проспекте Энгельса д.15. 
            
  Близился Новый год и покупателей в магазине было много. Вечером  около 18 часов сотрудники ювелирного магазина "Сапфир", и осуществлявший охрану объекта милиционер Лукин С.А., уже готовились к закрытию магазина. Покупателей уведомили об окончании работы магазина и попросили закончить покупки. Это был обычный рабочий день и ничего не предвещало беды. Но случилось непоправимое.
   Перед самым закрытием, в салон магазина "Сапфир" вошёл мужчина и прокричал: "У меня в руках граната!" После этого он достал пистолет и, направив его на милиционера, приказал всем лечь на пол, а одному из продавцов открыть прилавок и достать ювелирные изделия. Испуганная продавщица засуетилась и замешкалась с открытием прилавка, чем отвлекла на себя внимание преступника. Воспользовавшись этим, Лукин в создавшейся опасной ситуации, в доли секунды достал табельный пистолет, загнал патрон в патронник и направил оружие на преступника с целью применения табельного оружия на поражение. Однако преступник, имея преимущество с уже ранее направленным на милиционера  готовым к стрельбе пистолетом,  выстрелил первым. Он лишь на мгновение, опередил Сергея. Свою роль сыграло и присутствие в магазине покупателей. Милиционеру необходимо было время, чтобы оценить, не пострадают ли от стрельбы ни в чем не повинные люди. Пуля преступника поразила милиционера. Но, даже упав и будучи раненым, Сергей не выпустил из рук оружия, стараясь поразить преступника. В этот момент бандит ещё три раза выстрелил раненому милиционеру в голову, после чего скрылся с места преступления без добычи.
  Прибывшая на место происшествия "Скорая помощь", доставила Сергея на кафедру Военно-Медицинской Академии, где за его жизнь боролись лучшие врачи города. Однако, несмотря на все приложенные врачами усилия, не приходя в сознание, около 14 часов 18 декабря 1999 года Лукин Сергей Александрович от полученных ран скончался.
   Своим подвигом милиционер Сергей Александрович Лукин отвлёк внимание преступника и принял удар на себя, спасая жизни находящихся рядом людей.
  По факту этого разбойного нападения прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга было возбуждено уголовное дело № 1293 по ст. 105 часть 2 пункты "б.в.ю." УК РФ.
  Сергею Лукину было всего 27 лет. Позади учёба в ПТУ № 121, служба в армии с мая 1990 г. по июнь 1992 г. и пять лет работы на "гражданке" в смутные времена "перестройки". В коллективе о Сергее отзывались как об "ответственном", "добросовестном", "безотказном", "удивительно добром" человеке. В личном деле - только поощрения (по материалам сайта ГУ УМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области https://78.мвд.рф/gumvd/history/memorial).
  Младший сержант милиции Лукин Сергей Александрович, милиционер ПВМ-1 УВО при ГУВД Санкт- Петербурга родился 1 мая 1972 года и погиб от огнестрельных ранений на боевом посту 18 декабря 1999 года. Похоронен на кладбище Жертв 9 –го января.
   Указом Президента РФ от 09.09.2000 №1636 и приказом министра МВД РФ № 48470 от 09.09.2000 г Лукин С.А. награжден орденом Мужества (посмертно). В подразделении 4-го батальона ПВМ № 1, где он проходил службу была открыта памятная доска.
                ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА
-Ты где родился - то?
-В Ленинграде.
- А чего в Питер тогда приехал??
(Из молодежного диалога в 2021 году)
  История Ленинграда, его дворцов, музеев, мостов, учреждений и предприятий неразрывно связана с историей ленинградской милиции, эпатажные эпизоды которой оставили след в памяти тех, кто изнутри наблюдал феерические моменты служебной деятельности ведомственных милицейских подразделений.
 Исторические хроники милицейской службы в городе на Неве были представлены мною с некоторой условно «ужасной» стороны. Литературный историк Дж. А. Куддон определил ужасы  как «фрагмент художественной литературы, которая шокирует или даже пугает читателя, или, возможно, вызывает чувство отвращения или антипатии». Надеюсь, что данная работа не вызвала у читателя подобные ассоциации, а откровенно показанная будничная изнанка службы не затмила героическую суть основной массы советских солдат правопорядка.