Романтическое место

Лысенко Светлана
1. Приехали

Мы долго ездили вдоль южного берега Рыбинского водохранилища в поисках места для стоянки, но никак не могли его найти. Почти весь берег – заболоченный. Находились кой-какие места, но там или совсем уж в лесу и выход к берегу плохой, или поселения слишком близко, или тесно рядом с другими автотуристами, угнездившимся на подходящем пятачке. Мы теряли терпение. Уже близился вечер, пора делать стоянку, хотя бы на одну ночь. Мы оказались в левой крайней точке южного берега, то есть у широкого устья реки Молога. Если дальше огибать озеро – приедем в город Весьегонск. Это тупик. Углубляться на север не хотелось. Да и по карте там вообще непроходимые болота. Что же делать? Надо остановиться, где придётся.
И вдруг, вероятно, в награду нам, мы выехали на совершенно сказочное место. Оно меня поразило. Такие картины любят изображать художники-романисты.
Вот представьте. На синей глади воды отражается заходящее солнце с окружающими его розовыми облаками. Переливы вечернего неба – от голубого цвета до синего. А вот само место – это выдвинутый в устье  реки крошечный полуостров с узким перешейком. Почти островок с песчаным пляжиком вокруг него. С берёзой, наклонившейся над водой, и редким кустарником по краям полуострова. Всё располагает к отдыху и созерцанию красот. Я замерла, потрясённая увиденным, и сказала мужу, что хочу здесь остановиться и только здесь. Может, моя романтическая душа всю жизнь мечтала, чтобы я оказаться в подобном месте с любимым человеком? И вот судьба привела нас сюда, сделав такой чудесный  подарок.
Машину можно поставить перед въездом на этот островок, здесь же рядом натянуть палатку. Песчаный пляж – шикарный для мужниной лодки, купания и загорания. Можно и порыбачить, хоть с любого берега, и книжку почитать под этой уютной берёзой.
Юра оглядел место критически, со знанием дела. Конечно, он тоже оценил красоту природы этого романтического места, но что-то его беспокоило.
- Здесь город недалеко, беспокойно будет.
- Ой, да ладно! Сколько мы уж раз останавливались у поселений!
Но Юра сомневался.
- И здесь так красиво, – уговаривала я его.
- Хорошо, остаёмся, – решил Юра.
Чего не сделаешь ради любимой жены?
Юра развёл костёр. Я приступила к приготовлению ужина. А муж в это время поставил палатку и окопал её небольшим рвом – на случай дождя.
Поели, умылись в тёплой чистой воде  реки  и заснули спокойным сном.

2. Ах ты, собака!

С утра после завтрака муж погрузился в сборку своего снаряжения к надувной лодке. А я стала убираться на полуострове. Очень много было мусора в траве, особенно по берегам и под кустами – пакеты, бутылки, железные и стеклянные банки, лески и прочая мелочь. Всё, что можно было сжечь, бросила в костёр. Что не горело, отправила в мусорную яму, которую Юра мне вырыл.
Я сетовала – куда ни приедешь, за очень редким исключением, всюду валяется мусор!
К слову, я не могу забыть один эпизод, когда мы где-то путешествовали на велосипедах и нам нужно было найти какой-нибудь водоём. У нас тогда не было подробной карты. Юра сказал, что надо идти по направлению к низине – там будет вода. Мы выбрали направление на понижение и стали пробираться через негустой лес. Места здесь были довольно обжитые. И вот получалось, чем ближе мы приближались к водоёму, тем больше всякой бытовой грязи было кругом. И уже когда вышли на берег, то этого мусора было вообще навалом. И среди него люди с детьми ходили, бегали, загорали – отдыхали, в общем. Меня так эта картина поразила, что она стала эталоном полнейшего людского свинства. Мы тогда устало присели на берегу, огляделись, разочаровано, и даже не подойдя к воде (а так хотелось!), уехали прочь.

Я убралась на острове. А тут и обедать пора. Приготовила на костре какую-то походную еду и чай. Поели с удовольствием. Тихо, спокойно. Красота.
У меня образовалось два места для отдыха. Первое  – это на надувной лодке мужа, если он на ней не плавал. А что? – мягко, удобно валяться, можно и загорать. Как только я раскидывалась на его лодке, перевёрнутой кверху дном, Юра тут же бежал меня фотографировать.
А если солнце припекало, шла под берёзу и, спиной прислонившись к ней, сидя на байковом одеяльце, читала книгу. Юра всегда следил, чтобы я брала в поход несколько интересных книг. Боялся, что мне нечем будет заняться, пока он погружается в свои испытания – что-то привинчивает, отвинчивает, плавает, измеряет.
Я сижу, вытянув ноги на мягком одеялке, и с упоением читаю какой-то роман (или детектив). Юра внизу у воды возится со своим снаряжением.
Вдруг слышу шум автомобильного мотора и вижу, как целенаправленно на наш перешеек полуострова въезжает серебряная импортная машина и останавливается рядом с нашей. Дальше ей нет места ехать. Я встала с коврика. Из машины вышла семейная пара – оба солидные такие, упитанные, одетые в не самый бедный ширпотреб. Лица начальственные, почти оскорблённые, смотрят на меня с изучающим высокомерием, но и с пониманием, что мы – туристы. У их ног возникает большая белая собака – модная тогда, чау-чау, с фиолетовым языком. Говорят, что китайцы таких едят.
Прибывшие по-хозяйски оглядывают занятую нами территорию и говорят:
- Это наше место. Мы здесь всегда собаку выгуливаем.
Собака тут же доказывает это. Подошла к моему коврику и пописала на него. Большая противная собака. Фу, какая гадость! Я брезгливо схватила коврик и бросила его в воду – пусть отмокает. Хозяева с удовлетворением смотрели на действия собаки, даже не пожурив её. Банда какая-то.
Я осерчала:
- Что же у Вас тут так грязно было?! Я столько мусора по берегам собрала!
- А это не мы, – быстро оправдалась супруга.
- А говорите, что остров ваш.

Уехали.
И больше они к нам не приезжали.
К счастью.

3. Рыбалка

На следующий день впряглись в обычный наш режим. Я попробовала рыбачить. Думаю – заодно и позагораю. Разделась до своего купальника, лайкового, небесно-голубого, подаренного мне дочкой. Достала удочку, попросила мужа нацепить червяка, предварительно выкопанного им где-то, и закинула крючок в воду. Стою, рыбачу. Час простояла  – ничего нет. Перешла на другое место. Вспоминаю, где больше мусора было? Значит там стояли рыбаки, они места знают. Перебираюсь туда, стою ещё час, тупо смотря на поплавок – нет рыбы. Перебираюсь в третье место. Муж, занимаясь своими делами,  поглядывает на меня и посмеивается. Ехидно фотографирует меня за этим неблагодарным   занятием.
Простояв больше 3-х часов, я сматываю удочку. Всё. Рыбы здесь нет, будем есть рыбные консервы. С любопытством смотрю на рыбаков, плавающий недалеко на своих лодках. Что они ловят? Наверное, то же, что пыталась поймать и я. Маньяки. Но, может, им больше везёт? Опыта, может, у них побольше? А у меня его нет. Ну, и ладно. Это не моё дело. Больше я не занимаюсь ловлей рыбы. У меня ещё две  книги не прочитаны. И одна не дочитана. Погода хорошая. Река, природа. Что ещё нужно для счастья?

4. Угрюмый

Когда я столбиком стояла в высокой траве, пытаясь словить рыбку, то заметила, что рядом фланировала лодка с одним мужичком. Как-то он там рыбачил, я на него не заглядывалась.
Но тут эта лодка почему-то прибилась к нашему берегу. Мужик затащил её на боковой пляжик.
- Тоже, наверное, ещё один владелец острова, – подумала я.
Ну, что ж, имеет право. Это мы приезжие, а он на своей деревянной лодке, похоже, – местный.
Лицо у парня было угрюмо, он его опускал вниз. Сам был одет в какие-то тёмные шорты. Но, что примечательно, – всё тело его было в татуировках. Когда он подошёл к нам, то мне бросилась в глаза наколка на груди – такого симпатичного черного с белой мордочкой кота-фокусника в цилиндре и с бабочкой на шее. Больше ничего не помню. Но про кота – из своих детективов я запомнила, что это какой-то бандитский или воровской символ, забыла какой. В общем, кому попало,  их не накалывают.
Но, что же делать? У нас, как говорится, от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Вообще, мне этот парень, как ни странно, показался посимпатичнее, чем те – толстые с их наглой собакой. Что-то человеческое в его глазах на сумрачном лице просматривалось. Поздоровались, перекинулись парой фраз. Он, видимо, заметил меня торчащей на берегу с удочкой и задал традиционный вопрос:
- Как идёт рыбалка?
- Да никак. Вот, варю суп их консервной горбуши. Хотите отведать?
Усмехнувшись, наш гость согласился:
- Не откажусь.
Подсел к костру. Разговорились.
- Я из Весьегонска. Сюда приезжаю рыбачить. Ставить и проверять сети.
Посмотрел на меня внимательно,  как я, осуждаю? А я не знала, осуждать ли мне его за это или нет? Им, местным, виднее, они здесь живут, кормятся, им как-то надо выживать. Времена-то у нас, как всегда, непростые. Видя мою никакую реакцию, он сам себя осудил:
 - А нельзя.
И строго посмотрел на меня, как будто это я ловила рыбу сетями, а не он.
Что за тупик получается? Это его тупик. А он меня в него загоняет. Как я могу вывести его оттуда?
Поговорили ещё о чём-то. Рассказал, что у него тут живут родители и у бывшей жены – два сына-подростка. Они проводят много времени с его родителями и с ним, помогая ловить рыбу.
Познакомились, конечно. Но я не помню теперь, как парня звали. А вот кличку запомнила. Его, оказывается, так и звали  – Угрюмый.

5. Настоящая уха
На следующий день Угрюмый принёс нам свежей рыбки. И предложил сварить настоящую уху. Я честно сказала, что никогда не варила «настоящую» уху. Он ухмыльнулся и сказал, что сам сварит. Он, кстати, догадливо захватил из дома пару картофелин, листик лаврушки и щепоть чёрного перца. На случай, если у нас этого не было.
У нас, действительно, этого и не было. В первые наши автопоходы я, по безмашинной нашей привычке, не брала ничего лишнего. Варили крупы и макароны.
И я, конечно, умела готовить уху, знала несколько способов. Но догадывалась, что у каждого рыбака – свой рецепт «настоящей» ухи.
Угрюмый, удивляясь и посмеиваясь надо мной, не знающей как варить уху, приступил к разделке рыбы.
 Я взялась почистить картошку.
Дальше он сам всё делал, и получилась отменная уха из свежей рыбы. Юра подошёл к нам лишь отведать ухи. Он в походах занимается своими делами и ни в каком общении не нуждался.
А Угрюмому, видать, у нас понравилось. Он засиделся, разговорился. Пожаловался:
- У меня неизлечимый цирроз печени.
Я стала говорить:
- Надо бороться, пробовать лечить. У тебя двое детей, мальчишек. Им нужен отец.
Но он мотнул головой:
- Я сейчас живу в ожидании суда, из-за драки. Некогда лечиться.

Спросил:
- Почему у твоего мужа военная рубашка? Он что – военный?
- Теперь нет. Донашивает то, что осталось после двухгодичной службы. Ему они нравятся. Качество материала хорошее – натуральный хлопок.
Угрюмый сказал:
- В походах хорошо носить военные рубашки или милицейские.
- Почему?
- Так спокойнее. Поостерегутся хулиганы приставать.
 Для поддержания разговора Угрюмый спросил:
- А  какую популярную музыку ты любишь, какие группы знаешь?
- Я  этим интересовалась в юности, а теперь меня это не так уж волнует.
Но Угрюмый настаивал. Как я поняла, он любил такую музыку и хотел блеснуть  своей осведомлённостью в этом вопросе.
- Но всё-таки, какую?
- Ну, Любэ, – ответила я первое, что пришло мне в голову.
- А, «батяня комбат», – с усмешкой снисходительно сказал он.
А потом сам стал выкладывать названия популярный групп, которые он знает. Меня это не интересовало. Я из вежливости слушала.
Делился со мной своими планами:
- Я хочу купить мотоцикл. Вот насобираю ягод и сдам их, а на вырученные деньги куплю мотоцикл.
Я только молча удивлялась – разве можно на деньги от продажи ягод купить мотоцикл? Сколько же их надо собрать? И я не очень хорошо представляла этого парня, всего в наколках, за сбором ягод. Но, с другой стороны, ведь может он варить уху – почему ягоды не может собирать?
Муж иногда проходил мимо наших посиделок у костра и Угрюмый ему бросил:
- Смотри, отобью твою жену.
Муж никак не среагировал.
Так, мне надо чем-то заняться. Но чем? Я повертела в руке книгу. Показываю ему, что хочу почитать, Угрюмый вежливо поинтересовался:
- Что за книга, интересная?
- Очень, – говорю я ему, показав обложку.
Не дурак, намёк понял. Попрощался и ушёл.


6. Знакомство с семейством Угрюмого
На следующий день Угрюмый привез знакомиться с нами своих пацанов. Симпатичные такие ребята, погодки лет 9-10.
Мы напоили их чаем с конфетами «Клубника со сливками»  и другими  карамельками.
Ребята были довольны. Мне тоже было приятно пообщаться с этими загорелыми улыбчивыми пареньками. Угрюмый позволил сделать фото с собой и этими пареньками.
 
Я, кстати, видела потом, как эти два пацана, напротив нашего полуострова у берега загоняли рыбу в сети. Картина была очень понятная. Обходили сети в воде, а ближе к берегу, гнали в неё рыбу прямо ногами. Дети природы.
А на следующий день ребята привезли к нашему берегу свою бабушку  – старушку необъятных размеров. Улыбчивую, воркующую и добрую. Она угостила нас своими пирогами с зелёным луком и яйцами. В общем, получалась такая идиллия.

7. Наша жизнь на острове

Юра наладил своё снаряжение и занимался его испытанием. Он плавал недалеко от нашего острова, и я с удовольствием наблюдала, как весело крутится его вертушка с разноцветными лопастями над зелёной надувной лодкой. Но муж также понимал, что меня надо развлекать, и мы стали выезжать на водные просторы.
Это очень интересно – плыть мимо диких берегов, поросших красивыми цветами – кувшинками, лилиями, сусаком, незабудками и другими, названия которых  я, увы, не знаю. Погода нас баловала. Места – удивительно красивые. Приятно было смотреть на чистые летние краски природы. Всё кругом было спокойно и, казалось, заслужено отдыхало, после чего-то и перед чем-то тяжелым. Привлекательным казался смешанный лес на берегу, прибрежная сочная трава с мелкими жёлтенькими, белыми, голубыми и розовыми цветочками. Тихо, только вдруг где-то плесканётся что-то или кто-то. Рыбка в воде или птичка вспорхнёт, напуганная нашим приближением, или ондатра плюхнется в воду.
Никогда не забуду эти прогулки.

Но надо сказать, что на нашем маленьком острове водились гадюки. Мы несколько раз их видели. Островок находится как бы на возвышении. Вероятно, его намыло. А в основании его – корни, и на берег выходят такие маленькие пещерки. Я ещё сразу с подозрением на них посмотрела. Но что же делать? Идеального ничего не бывает. Заметив гадюк, на берег мы стали выходить осторожно, всегда хорошенько глядя под ноги. Пользовались только двумя тропками. Они были уже протоптаны кем-то, и всё на них было хорошо видно. Я больше пользовалась одной, прямой,  где обзор лучше. А смелый Юра – обеими. Помню, как-то он поднимался с берега по боковой тропке и, как будто, споткнулся. Пояснил, чертыхнувшись:
- Гадюка переползала тропку.
По вечерам рядом с палаткой среди наших пакетов шуршал ёжик, мы его видели. Распугивал гадюк. Молодец. Спасибо ему. Но теперь наше романтическое место мы назвали  «Змеиным островом».

К нам зачастил Угрюмый и стал просить в долг. Юра сказал:
- У нас остались деньги только на бензин.
- А, пустяки! Отольём у КАМАЗа – сколько хочешь, – уговаривал он мужа.
Юра был непреклонен. Я немного напрягалась, мучительно вспоминая, что же означает этот кот на груди?

8. Выходные

В походах мы не любим выходные, потому что покой наш на этом заканчивается.
И, действительно, в субботу недалеко расположилась молодёжная компания. И всё пошло, как полагается.  Веселье, возбуждённые от выпивки голоса. Пришли парни у мужа просить ножик – разделать курицу нечем. Юра дал свой. У него такой был интересный нож, с кнопочкой. Нажмёшь – и лезвие выскакивает. Где-то купил. Вот он им и отдал на время. А там веселье усиливается. Смех, музыка на весь лес. Жарко,  девушки в купальниках.
Явился уже заведённый Угрюмый. Вижу, приодет слегка, и уже поддатый. Принёс початую бутылку водки и бросил её в кустах, сказав Юре:
- Посторожи.
Юра, естественно, даже не взглянул в ту сторону.
Угрюмый решительно пошёл к той шумной компании.
Быстро вернулся, лихорадочно стал искать свою бутылку в кустах, куда кинул. Но не находил. Стал с подозрением спрашивать у Юры:
- А где бутылка?
- Я не следил за твоей бутылкой,  – сердито ответил муж.
 Тогда он спросил у меня:
- А ты не видела? Может, кто приходил?
- Нет, никто сюда не приходил. Она лежит там, куда ты её бросил. Ищи.
Нашёл, жадно допил её.
Сказал, с возмущением глядя в сторону весёлой компании:
- Там девки из трусов выпрыгивают, – и решительно направился в ту сторону, видимо, собираясь наказать девок за это.
А муж забеспокоился. Молодые люди взяли его нож и не торопятся  отдавать. А там, похоже, назревает драка. А если этим ножом кого-нибудь ранят или убьют, а потом милиция будет выяснить, чей это нож?  Да ещё такой бандитский, с выкидным лезвием. Оооо!
Муж пошёл туда забирать свой нож. К счастью, это ему это удалось.
А там совсем разгорелись нехорошие события. Девичий смех перешёл в визг. Весёлые мужские голоса – в грубые крики. Доносились отдельные фразы, из которых становилось ясно, что пацаны пытались прогнать Угрюмого, а он сопротивлялся, имея свои доводы относительно девушек в трусах и вообще.
Очевидно, была драка. Приехал милицейский уазик. Все как-то утихомирились.

9. Претензии

На следующий день к нам пришёл разъярённый немолодой мужик и стал вопить, что мы шаримся по его сетям и воруем у него рыбу.
С виду мужик был приличный, только орал агрессивно. Кричал, что он видел, как мы плавали к его сетям, и рыбы теперь там нет.
Он махал в ту сторону, куда меня Юра недавно возил на своей лодке. Мы были в недоумении. Из уважения к его сединам, Юра попробовал ему объяснить, что мы просто плавали, смотрели места. Но мужик был невменяем. Он стал ссылаться на своего сына, и мы поняли, что его сын –  это наш знакомец Угрюмый. Юра резко, но в приличных выражениях, высказал папаше Угрюмого, всё, что он думает по этому поводу, и, перестав с ним разговаривать, ушёл по своим делам. И тот, ворча и  продолжая в гневе махать руками,  удалился, ссутулившись. Понятно, старый уже, семья, сын непутёвый, внуки. Жалко его. Куда же могла деваться их рыба? Может, кто-то, действительно, обчистил их сети?
Но мы-то тут причём?
Муж сказал мне, что как только придёт Угрюмый, чтобы я с ним не разговаривала, совсем.
- Сиди и читай, – велел он.
Угрюмый пришёл с виноватым видом, стоял перед Юрой, как провинившийся школьник. Стал извиняться за отца. Юра резко, холодно ему что-то ответил. Угрюмый, ища поддержки, посмотрел на меня, сидевшую у костра. Но я как бы увлеченно читала свою книгу, чуть ли не закрывшись ею. Мне было их всех жаль и грустно, что у них и у нас так всё складывается. Но, что же делать, это их жизнь, а это – наша. И больше нам с ними говорить не о чем.

10. Запертая машина

Ночью была гроза с ливнем. Всё кругом залило. Хорошо, хоть, Юра загодя обкопал палатку, нас не замочило.
 После обеда случился ещё один сюрприз –  приехала новая импортная машина и встала впритирку к нашей. Познакомились. Это были тоже москвичи – отец и сын-подросток.
 Рядом установили палатку. Вот люди, любят тесноту! Правда, они, наверное, искали в соседях определённую защиту. С ребёнком ведь. Но опять же – это нам надо? Но и не будешь скандалить, как те, с собакой. Да и мест хороших здесь, действительно, маловато. А это такое романтичное!
Отец бодро приготовил на бензиновой плитке какую-то еду.
Воодушевлённый мальчик помог отцу надуть лодку, и они срочно отплыли половить рыбку.
Из их разговора я поняла, что мальчик живёт с матерью, родители разведены. И отец решил осчастливить пацана, взяв его на рыбалку. Я невольно сравнивала его сына с мальчишками Угрюмого. Конечно, они заметно различались.
Вечерело. Все отошли ко сну.
Утром оказалось, что папаша захлопнул машину, а ключи остались внутри её. Окна все наглухо закрыты, и как попасть в машину – не понятно. А там вся еда и всё остальное. Папаша был в растерянности, мальчик – почти в истерике.
Отец подошёл к Юре с вопросом:
- Что делать?
- Разбить стекло, – посоветовал муж.
Владельцу престижного авто это делать не хотелось. Мужчина нашёл выход – он позвонил на работу и вызвал своих подчинённых с запасными ключами.
Комментировать не буду. Скажу лишь, что это приблизительно 500 км от нашего места.  Ну, если быстро соберутся, то к вечеру приедут.
Мальчик ныл, хотел есть. Я дала им макаронов, банку тушёнки, печенье и сгущёнку. У них не было даже ножа, чтобы вскрыть банки, и Юра им дал опять тот же нож с кнопочкой. Мальчик весь день сидел понуро у своей палатки. Было заметно, что жизнь сделалась ему не мила, и такие приключения не входили в его планы. С отцом не разговаривал, только капризно ныл.
К вечеру прибыли двое спасателей с работы, и машина была вскрыта.
Мальчик принёс мне то, что осталось от моих продуктов, переданных тогда им, – сгущёнку. Вежливо поблагодарил. Воспитанный мальчик (в отличие от его папаши). Он так трогательно посмотрел прощальным взглядом на эту банку, что я сказала:
- Оставь её себе.
- Нет, спасибо, – робко возразил.
Но я знала, как вкусна бывает сгущёнка в походных условиях, поэтому настояла:
- Ешь на здоровье. Мы завтра будем в Москве.
Это его убедило. Действительно, в Москве много сгущёнки.

11. Опять этот нож

Утром мы позавтракали. Свернули палатку, распихали всё остальное по рюкзакам и собрались уезжать, как… Как вдруг Юра вспомнил, что отдал тот злополучный нож соседям, а мужчина его не вернул.
 А их и след простыл. Ещё засветло все уплыли на рыбалку – утром хороший клёв. Что делать? Жалко, хороший нож.
Недалеко Юра увидел двух приезжих сотрудников – они тоже привезли свою лодку и теперь, воодушевлённо переговариваясь, пытались что-то ловить. Юра им сказал про нож. Те неохотно поплыли к своему начальнику и передали ему Юрину просьбу вернуть нож.
Ну, до чего странный начальник, забывчивый какой!
Наконец, Юра получил свой нож, и мы благополучно уехали.

Прощай, наше романтическое место!