Вера. 3. Тайны принятия или отторжения веры

Валентина Ульянова
Вера. Законы жизни
3. Тайны принятия или отторжения веры

Итак, от человека в деле веры исходит только произвольное согласие веровать, желание веры. Но не во всех является такой ответ на действие призывающей благодати, на проповедь христианства. Одни откликаются согласием и желанием веры, другие остаются глухи и бесчувственны. От чего это зависит? От самого человека, от устроения его души, как сказал Господь:

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 18-21).

О том, на каких качествах души основывается возникновение веры, пишут святые отцы: это смирение, доброе, любящее сердце, чистый, нелукавый и простой образ мыслей, познание своей немощи – духовная нищета, отвращение ко греху, осознание вечного осуждения грешников. 

Преподобный Исаак Сирин: «Вера требует единого чистого и простого образа мыслей, далекого от всякого ухищрения и изыскания способов (доказательства). … Дом веры есть младенчествующая мысль и простое сердце. Ибо сказано: «в простоте сердца» своего прославили Бога (Деян.2, 46–47), и: «аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3)».

Св. Иоанн Златоуст: «Веровать во Христа - дело немаловажное, и для этого нужны не человеческие умствования, но откровение свыше и душа, с благодарностью принимающая откровение».

Свт. Феофан Затворник пишет о причинах веры и неверия: «Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел в ней всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? (Лк. 7, 2-10). Евангелие не указывает как, а говорит только о вере его и о том, как похвалил его Господь. Путь веры - тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это святой апостол, называя веру Божиим даром. Вера, действительно, есть Божий дар, но неверующие не безответны; а если не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара - он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать есть то же, что тратить напрасно. Как душа делается свободной принять дары веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго».

«Чтобы в сердце зачалась евангельская вера, необходимо предварительно познать свою немощь и живо восчувствовать гнев Божий, проклятие, суд и осуждение, определенное грешникам. Тогда уже в сердце, как огнем очищенном и предуготовленном этим страхом, зачинается и вера от Духа Святого».   

Преподобный Макарий Великий: «Основание веры - духовная нищета и безмерная любовь к Богу». 

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «К вере способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направила всю волю и силу свою к Божественному добру.

Уверовать в Бога и в Евангелие могут все; деятельную веру стяжают подвижники Христовы; живая вера есть дар Божий, достояние одних святых Божиих. 

Свойственно милости рождать веру, и вере - милость». 

Прав. Иоанн Кронштадтский: «Вера есть ключ к сокровищнице Божией. Она обитает в простом, добром, любящем сердце». 

Преп. Силуан Афонский: «Горделивый человек своим умом и наукой хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Чтобы познать Господа, не надо иметь учености, но надо быть послушливым и воздержанным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу и явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела покой в Боге. Если какой-либо неверующий спросил бы нас: «Как мне обрести веру?» – то надо ответить так: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». Вера не может быть дарована сердцам горделивым, эгоистичным, находящимся во власти страстей. Такие сердца не могут понести дар веры, так как вера обязывает ко многому. Прежде всего она обязывает к жертвенному подвигу любви».

Св. Феофан Затворник пишет о пути обретения веры: «Столько оснований к тому, чтобы испытать и увериться, какая вера есть вера истинная!

Как увериться и каким путем испытать? ... Путь веры искреннее, внутреннее, живее, многоплоднее и общедоступнее. Это молитва к единому истинному Богу о вразумлении. Есть Бог истинный. ... Когда в чувстве сей кровной нужды с воплем, стенанием, болезнию сердечною обратится кто к Богу, истинному Отцу всех человеков, Богу, желающему, чтобы вера Его была действенною, — может ли быть, чтобы Он не дал такому решительного указания к убеждению в истине ее? Он вранов кричащих питает, по молитве посылает дождь в жажду плоти нашей... а человеку и еще духу его, Своему образу, томящемуся, ищущему узнать, как прославлять Бога, будто Он не укажет источника для утоления сей жажды духовной? Такая молитва нисколько не есть искушение Бога, хотя может быть превращена в него, когда кто неискренно, из одного любопытства, желал бы таких знаков. Примеры убеждения в вере сим путем почти повсюдны. Корнилий, сотник, испросил себе веру... Множество было таких, кои приходили к пустынникам вопрошать о вере, а они вместо всех доводов заставляли их молиться, и Бог открывал им истину, например, святой великомученице Екатерине». 

То, о чём пишут св. Феофан Затворник и преп. Силуан Афонский, произошло некогда и с игуменом Никоном (Воробьёвым). В миру Николай Николаевич Воробьёв, он был воспитан в вере, но - во внешней, обрядовой, вере, не касавшейся души. Не удивительно поэтому, что, повзрослев, он потерял её, как и многие теряли тогда, в начале прошлого века, как иные теряют и сейчас. Он искал смысл жизни везде - и в науке, и в дебрях философских учений. И, конечно же, не нашёл. Смысла для него не находилось ни в чём, во всём он был разочарован до отчаяния...

"Наступил окончательный духовный кризис. Борьба была столь тяжёлой, что начала приходить мысль о самоубийстве.

И вот однажды... когда он вдруг ощутил состояние полной безысходности, у него, как молния, промелькнула мысль о детских годах веры: а что, если действительно Бог существует? Должен же Он открыться?

И вот Николай, неверующий, от всей глубины своего существа, почти в отчаянии, воскликнул: "Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты, или нет Тебя?"

И Господь открылся.

"Невозможно передать, - говорил батюшка, - то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это, или фонарь кто-нибудь зажёг. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: "Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, - даруй мне всё пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя."" (Из кн. Игумен Никон (Воробьёв). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни. М., 2008, с. 9-10)



                (Продолжение следует)
Ссылки на все статьи цикла:
1. Вера - благодатное созерцание сердца http://proza.ru/2022/09/08/1048
2. Рождение веры – Божий дар http://proza.ru/2022/09/08/1145
3. Тайны принятия или отторжения веры  http://proza.ru/2022/09/08/1210
4. Живая, спасительная вера и вера мёртвая http://proza.ru/2022/09/09/813
5. Возрастание веры – плод исполнения заповедей   http://proza.ru/2022/09/09/1153
6. Вера – приемница и вместилище даров благодати   http://proza.ru/2022/09/10/823
7. Утрата веры   http://proza.ru/2022/09/10/914