Вера. Законы жизни. 2. Рождение веры Божий дар

Валентина Ульянова
2. Рождение веры – Божий дар

«Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12, 3).

«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10,17).


В обретении веры, пишут святые отцы, решающее значение имеет Божия благодать, во множестве её действий (домостроительство спасения, призвание, освящение), а от человека зависит только согласие и желание веровать, которые поддерживаются и оживотворяются в спасительную силу воздействием благодати.

Свт. Феофан Затворник, изъясняя слова апостола «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 8), раскрывает тайны рождения веры: 

«Под спасением разуметь можно и домостроительство спасения, и личное каждого спасение. …Спасение точно устрояется благодатию. Для спасения нужны вера и святая добродетельная жизнь. Но и вера от Бога (Еф. 2, 8), и на дела добрые Им же мы созидаемся чрез возрождение и облагодатствование. … 

Личное каждого спасение начинается от проповеди Евангелия. Проповедники Богом посланы и Богом были руководимы, куда пойти и что говорить. Все это тоже дело благодати. Когда говорится проповедь, слушать или не слушать, слушая — внимать или не внимать, внимая — соглашаться и хотеть веровать или не соглашаться и не хотеть, — есть дело свободы. Но далее, коль скоро в сердце изречено согласие и образовалось желание спасения верою, — самая вера печатлеется и преображается в живое, непоколебимое уверование опять воздействием благодати Божией на сердце. После сего благодать вселяется в сердце чрез таинства и делается неточным и руководительным началом жизни по вере.

Таким образом, устроение спасения все совершается благодатию Божиею; личное каждого спасение тоже все от благодати; от человека одно согласие на веру и желание таким образом спасаться. И это по характеру свободной твари. Прочее же все совершает благодать, ибо согласие и желание, сами по себе, ни к чему не приведут, если не придет вседейственная благодать. 

Блаженный Феодорит пишет: «Благодать Божия сподобила нас сих благ, а мы привнесли одну веру; но и в той содейственною бывает Божественная благодать. Ибо не сами собою мы уверовали, но, будучи призваны, приступили…»

Святой Златоуст ближе к нравоисправлению выражает ту же истину, говоря: «Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: благодатию есте спасены. Но, чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас: чрез веру. Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: и сие не от вас. И вера, учит он, не от вас. Если бы Иисус Христос не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? Како уверуют, сказано, аще не услышат (Рим. 10, 14)? Таким образом, вера, но учению Апостола, не наше достояние, а дар Божий. Вера недостаточна для спасения, но, дабы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас. Сказал, что вера спасает, но не сама собою, а чрез Бога: Бог хочет, и вера спасает».

Последнюю мысль святого Златоуста яснее выражают Экумений и Феофилакт, говоря, что вера сама по себе никакой особенной силы не имеет, а имеет ее потому, что Богу угодно было сочетать с нею сию силу. … 

Блаженный Феофилакт, сказавши, что вера — дар Божий, потому что, если б не пришел Господь и не призвал, мы и не уверовали бы, потом прибавляет: «Или иначе: не веру называет он даром Божиим, но то, чтобы спастися верою, вот что есть дар Божий…» (Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном)

Свт. Василий Великий подчёркивает благодатность веры: «Вера есть несомненное согласие на то, что выслушано с удостоверением в истине проповеданного по благодати Божией» (О вере).   

Из того, что спасение верою - это Божий дар, очевидно, что хранить веру надо бережно и смиренно, как Божие сокровище, положенное Им в душе. Не хранящий дар, пренебрегающий им, может утратить его. Как пишет преп. Макарий Великий:

«Если царь... положит свое сокровище у какого-нибудь нищего; то принявший на сохранение не считает сего сокровища своею собственностью, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чуждого сокровища; потому что всегда рассуждает сам с собою: это сокровище не только у меня чужое, но еще положено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня. Так и имеющие благодать Божию должны о себе думать. Если они превознесутся, и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них благодать Свою, и остаются они такими, какими были до приятия благодати от Господа».

Свт. Феофан Затворник также предостерегает: "Поблажать себе не должно и самоохотно предаваться развлечениям: ибо такого рода поведение благодать Божию отгоняет. А ну-ка не воротится?! Ужас, как пойдет все кверху дном... Спаси вас, Господи, от беды сей!.."

К вопросу об ослаблении и утрате веры мы обратимся в последней статье цикла.



                (Продолжение следует)
Ссылки на все статьи цикла:
1. Вера - благодатное созерцание сердца http://proza.ru/2022/09/08/1048
2. Рождение веры – Божий дар http://proza.ru/2022/09/08/1145
3. Тайны принятия или отторжения веры  http://proza.ru/2022/09/08/1210
4. Живая, спасительная вера и вера мёртвая http://proza.ru/2022/09/09/813
5. Возрастание веры – плод исполнения заповедей   http://proza.ru/2022/09/09/1153
6. Вера – приемница и вместилище даров благодати   http://proza.ru/2022/09/10/823
7. Утрата веры   http://proza.ru/2022/09/10/914