Вера. Законы жизни. 1. Созерцание сердца

Валентина Ульянова
Вера. Законы жизни.
Часть 1. Вера - благодатное созерцание сердца

Мне дважды пришлось присутствовать при разговорах о вере. В первом из них часть собеседников не соглашались с тем, что вера может расти, и утверждали, что она просто или есть, или отсутствует. Во втором разговоре девушка ссылалась на слабость своей веры как на причину того, что она не может жить по вере, потому что «трудно довериться Богу, Которого не видишь. Трудно выполнить Его волю и соблюдать Его заповеди, т. к. слаба личная вера в существование Бога». 

Очевидно, что мы, и уверовав, нередко не понимаем, что такое вера, не знаем о законах её возникновения, жизни, укрепления, или ослабления и утраты. А между тем, опасности такого неведения не стоит недооценивать, ведь пассивное отношение к собственной вере может привести к её увяданию и даже потере. Так что это - вопрос жизни и смерти в вечности. 

Поэтому я написала на эту тему несколько статей, которые и начинаю публиковать.

Статьи:
1. Вера - благодатное созерцание сердца
2. Рождение веры – Божий дар
3. Тайны принятия или отторжения веры 
4. Живая, спасительная вера и вера мёртвая
5. Возрастание веры – плод исполнения заповедей 
6. Вера – приемница и вместилище даров благодати 
7. Утрата веры 

             1. Вера - благодатное созерцание сердца

Понятие «христианская вера» имеет личностный и богословский смысл. Это объясняют святые отцы:

Преп. Иоанн Дамаскин: «Вера, между тем, двояка: есть вера от слышания  (Рим. 10, 17). Ибо, слушая божественные Писания, мы верим учению Духа. Вера же эта обретает совершенство через все, что законоположено Христом: веруя делом, живя благочестиво и исполняя заповеди Обновителя нашего. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической Церкви или кто через постыдные дела имеет общение с диаволом, тот неверен. Вера же есть, опять-таки, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1) или несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений. Поэтому первая вера относится к нашему намерению, а вторая — к дарам Духа» (Точное изложение православной веры).

Свт. Григорий Палама: «верой называю не благочестивое вероисповедание, но непоколебимую утвержденность в нем и в божественных обетованиях».

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Слово вера одно по названию своему ... разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души... Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом. … сия по благодати Духом Святым даруемая вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих». (5-е Огласительное поучение)

Преп. Анастасий Синаит: «Правая вера понимается в двух смыслах: вера есть от слышания (Рим. 10, 17), от проповеди, и есть еще более прочная вера — осуществление ожидаемых  (Евр. 11, 1) благ. Верой от слушания могут обладать все люди, а вторую веру стяжают только праведники». (Путеводитель)
   

В этой статье речь пойдёт только об одном из значений слова «вера»: о том явлении, что созидается Богом в духе человека, когда он принимает Божию истину.

Однозначное определение, что такое вера, дать непросто. Святые отцы пишут о ней по-разному: и как о добродетели, и как о духовном чувстве, и как о божественной искре и светильнике души. Обобщив основные их положения, можно получить такое определение:   

Вера - благодатное «созерцание сердца», высшее духовное чувство, превышающее разум истинное ведение, даруемое и укрепляемое Богом по мере волеизъявления и подвижничества христианина.

Это «духовная сила», возжигаемая Богом в духе человека, «божественная искра», которая разгорается с Божией помощью в великое пламя, «светильник в сердце», освещающий и просвещающий все силы души божественным просвещением и руководством.

Это «безвидное Царствие Божие», «связующая сила единения верующего с Богом» (преп. Максим Исповедник). Поэтому вера является необходимым условием получения даров благодати, богообщения и спасения, основной, изначальной добродетелью, корнем и сутью, источником всех добродетелей, и при этом она простирается глубже и выше добродетелей.

Преп. Исаак Сирин видит в вере духовную святую силу, «воссиявающую в душе от света благодати» - свет и огонь благодати Святого Духа:

«Веру же разумеем не ту, какую человек имеет в рассуждении … чудного Домостроительства в воплощении … но веру, воссиявающую в душе от света благодати, свидетельством ума подкрепляющую сердце, чтобы не колебалось оно в несомненности надежды, далекой от всякого самомнения. 

…Господь… указует человеку сию святую силу, обитающую в нем во всякое время, сей покров, сию мысленную крепость, всегда покрывающую человека, отражающую от него все вредное, чтобы не приближалось это к душе или к телу его. Сию-то силу ум светлый и духовный невидимо ощущает очами веры. Она-то познается святыми паче в опытном приобщении оной. 

Сила эта есть Сам Утешитель, крепостию веры, как огнем, возжигающий душевные члены». (Слово 28)   

Как о духовной силе – божественной искре, огне в сердце человека, который разгорается с Божией помощью, - пишет о вере и свт. Тихон Задонский:

«Истинная вера, как искра, зажженная от Духа Святого в сердце человеческом, разгорается теплотой любви. Эта божественная искра раздувается и разгорается с Божией помощью…»

«Явный знак светильника веры, горящего в сердце человеческом, есть духовная радость, ощущаемая в сердце, радость о Духе Святом, радость о Боге».

«Жизнь веры выше добродетели, - пишет преп. Исаак Сирин, - и делание ее - не дела, но совершенный покой, и утешение, и словеса в сердце, и оно совершается в понятиях души. Ее также делание - все чудные способы духовного жития, которых делание есть чувство в духовной жизни, и наслаждение, и душевный покой, и вожделение, и радость о Боге, и все прочее, что в оном житии дается душе, достойной благодати тамошнего блаженства…» (Слово 25) 

Свт. Николай Сербский называет веру духовной силой, источником любви и радости о Господе:

«Вера – это сила духовная. Малая вера не подвигнет ни ум к размышлениям о Боге, ни сердце на молитву. Крепкая вера движет ум и сердце и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу». 

Св. Феофан Затворник пишет о том, что вера является высшим духовным чувством (Письма о христианской жизни):

«Сердцем осуществляется высшая функция духа человеческого - вера в Бога и любовь к Нему». 

«Вера христианская - не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святого. … Так и всех переделывает благодать, которые предаются ей». (Наставления в духовной жизни. Письмо 135. О сомнениях в деле веры. Письмо к протоиерею С.Т.П.)

«И вера есть чувство. …[христианин] верою живет и утверждает ее царство как свое бытие. И далее, разные, верою изливаемые в сердце чувства из ощущения благости, правосудия, могущества, промышления, как то: страх, благоговение, преданность в волю Божию, упование, любовь и другие ... То же должно сказать о благодарении, славословии и даже молитве. … Живущему в Боге свойственно быть полну чувствами, истекающими от действия Его на душу». (Начертание христианского нравоучения)

Cвятитель Григорий Палама пишет, что вера выше любой умственной и чувственной энергии человека и называет её созерцанием сердца:

«А я и святую нашу веру полагал бы неким превосходящим любое чувство и любое разумение созерцанием нашего сердца, поскольку она превосходит все умственные способности нашей души… Действительно, как мы видим ею то, что обещано в будущем нескончаемом веке? Чувственно? Но вера есть «осуществление ожидаемого», чувством же увидеть будущее и ожидаемое нет никакой возможности, почему апостол прибавляет: «и доказательство вещей невидимых» (Евр. 11, 1). Тогда что же, умственная какая-то сила увидит то, на что надеемся? Но как увидеть то, «что никогда не приходило на сердце человеку»? Значит, мы вовсе не видим в вере обещанного нам от Бога, раз это превосходит все наши умственные и чувственные энергии? Нет, все от начала века взыскавшие на деле небесного Отечества, по божественному апостолу, хотя и умерли не получив обетований, но видели и обнимали их издалека. Есть, стало быть, и видение, и понимание сердечные выше всех умственных действований. Что выше ума, то не разум, разве что по превосхождению…» (Триады)

Преп. Максим Исповедник также пишет, что вера – это превышающее разум истинное ведение (познание), «безвидное Царствие Божие», «связующая сила … единения верующего с Богом»: 

«Вера есть истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово». (Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия)

«Вера… внутреннее благо или истинное ведение, показывающее неизреченные блага… вера есть безвидное Царствие Божие… вера ясно предстает как связующая сила или действенная связь превышеестественного, непосредственного и совершенного единения верующего с Богом". (Вопросоответы к Фалассию)

Преподобный Иустин (Попович) пишет о вере как о главной, основной добродетели: «Во главе святых добродетелей стоит вера – корень и суть всех святых добродетелей. Из нее вытекают все святые добродетели: молитва, любовь, покаяние, смирение, пост, кротость, милосердие и др. Об этом говорит и святой Апостол: «Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель» (2Петр.;1,;5)».  (Святые добродетели)

Преп. Макарий Великий называет веру добродетелью и одним из плодов Святого Духа: «все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты» (Беседа 40, п. 1).

«Души верные … испытывают сами себя, в чем, сколько от них зависит, имеют они недостаток, в труде ли, или в усилии, или в рачительности, или в вере, или в любви, или в прочих добродетелях, и испытав себя … принуждают и приневоливают себя угождать Господу…» (Беседа 29)

«подлинно душа — дело великое, Божие и чудное. При создании ее такою сотворил ее Бог, что в естество ее не было вложено порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа». (Беседа 46)

«если человек желает вручить свое произволение одному только Господу, то он искореняет в себе страсти … очищая таким образом себя и насаждая в себе плоды Святого Духа. А этими плодами являются: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание…» (Беседа 56) 

Как видим, святые отцы открывают нам исключительные, вышеестественные свойства  веры, утверждая, что вера - это превосходящее все естественные силы души благодатное ведение истины, божественная искра, воссиявающая в душе от света Святого Духа, необходимое условие и действенная связь единения верующего с Богом.



                (Продолжение следует)
Ссылки на все статьи цикла:
1. Вера - благодатное созерцание сердца http://proza.ru/2022/09/08/1048
2. Рождение веры – Божий дар http://proza.ru/2022/09/08/1145
3. Тайны принятия или отторжения веры  http://proza.ru/2022/09/08/1210
4. Живая, спасительная вера и вера мёртвая http://proza.ru/2022/09/09/813
5. Возрастание веры – плод исполнения заповедей  http://proza.ru/2022/09/09/1153
6. Вера – приемница и вместилище даров благодати   http://proza.ru/2022/09/10/823
7. Утрата веры   http://proza.ru/2022/09/10/914