Первые годы брака

Аглая Львова
Первенцем в браке Гребенниковых была дочка Клавдия. Елена хотела назвать девочку Ниной, в честь своей умершей в раннем детстве сестрёнки, но Илье больше нравилось имя Клаша. Елена не возражала против этого имени.

Клавдия Ильинична родилась 28 ноября 1936 года. По всем приметам судьба сулила ей счастье – девочка родилась в рубашке и у неё была двойная линия жизни.

Клаша была желанным ребёнком и для родителей, и для всех своих родных. В день её рождения Василий Кондратьевич ходил по селу, стучался в каждую дверь и радостно сообщал: «У меня внучка родилась!» Хотел, чтобы односельчане разделили с ним его радость. А было счастливому дедушке на тот момент всего 40 лет; столько же исполнилось и его жене Фёкле Григорьевне. Она тоже очень ждала появления Клаши – ведь это была их общая с Ермолаем внучка. Ещё одна ниточка связала в земной жизни их судьбы. А в том, что на небесах их души связаны, Фёкла не сомневалась. Она была идеалисткой.

Илью забрали в армию уже после рождения дочери. Пока он проходил службу в рядах вооруженных сил, в Пару возвратился матрос Земцов – с намерением бросить якорь в родных краях. Увидел Елену – и был сражён её красотой. Потерял покой и сон и совсем потерял голову. Начал повсюду искать встречи с замужней женщиной и звать её замуж. «Зачем тебе этот Илюшка? Выходи за меня!» – убеждал он. Сулил золотые горы… Но получил от ворот поворот.

Елена отличалась строгим нравом, она и смотреть в сторону моряка не хотела – проходила мимо, опустив глаза и едва отвечая на приветствия. Но матрос оказался на редкость настойчивым. Всюду преследовал молодую женщину, как опричник Ивана Грозного жену купца Калашникова Алёну Дмитриевну. Однако у моряка не было ни малейшего шанса завоевать сердце Лены. Она ждала своего Илюшу, и ей не нужен был никто другой. Родители мужа относились к Лене как к родной дочери, а Олюшка, младшая сестра Ильи, была ей словно сестрёнка. В семье Гребенниковых Лена обрела своё тихое счастье.  Именно этого она и искала. А отнюдь не приключений. Со стороны моряка было чистым безрассудством питать какие-либо надежды на её счет. Ему уже и родные говорили: «Оставь ты Лёнку в покое! Вон сколько девок вокруг. Выбирай любую. Что ты привязался к замужней? Она порядочная, ей твои чувства не нужны. Не позорься!» – «А я её замуж возьму!» – «Она за тебя не пойдёт. У неё уже есть муж и дочка». – «Я её с дочкой возьму!» – «Она два года жила с мачехами и не захочет для дочки отчима при родном отце».
Но матроса ничто не вразумляло. Так и ходил за Леной тенью, пока Илья из армии не вернулся.

У одного из классиков русской литературы можно прочесть, что женщины с тенями плохо кончают… – но перед чем сложно устоять великосветской даме, перед тем легко устоит простая женщина из народа, имеющая установку: брак на всю жизнь и «верность превыше всего» (с). 

Илья пришёл из армии в конце октября 1940 года, и они с Леной счастливо, душа в душу, прожили восемь месяцев – до самого начала войны.

22 июня 1941, когда гитлеровская Германия напала на нашу страну, Лена уже носила под сердцем второго ребёнка. Гребенниковы мечтали о сыне…

27 июня Илья был призван Ракшинским райвоенкоматом Тамбовской области в ряды Красной Армии. Его сразу направили на офицерские курсы – на «кулацкое» происхождение уже не посмотрели. В битве под Москвой он принимал участие в качестве офицера.

Матрос Земцов тоже ушёл защищать Родину. Он не вернулся с войны.

___________________________________________________

На фотографии Елена Гребенникова с дочерью Клашей.
Фото из личного архива.


http://proza.ru/2022/10/24/1656