Порой края заморские чаруют,
но это лишь картина, полотно.
Ведь Родину не выберешь вторую –
Отечество, как жизнь, у нас одно.
***
Наш город – это остров, где мы живем в отрыве от прошлого, стараясь сохранить язык (языки), культуру и традиции тех мест, откуда мы родом.
Русскоязычная диаспора Солт Лейк Сити насчитывает не менее 10 тысяч представителей разных национальностей и религий. Знание русского языка в определенной мере объединяет нас. Но в достаточной ли мере для того, чтобы считать наше сообщество единым целым?
Давно не секрет, что коммунистическая верхушка Союза лишь на словах декларировала “нерушимое братство народов” - на деле каждый народ был объектом планомерного превращения в некое послушное стадо с партийным подпаском во главе. К сожалению, разобщенность национальных культур и слабое знание друг о друге – это то, что мы вывезли из стран бывшего Союза в довесок к своему багажу. И эта разобщенность мешает нам объединиться на американской земле.
24 апреля в небольшом помещении жилого комплекса “Капитол Вилла” по адресу 600N / 239W почти незамеченной прошла выставка, посященая памяти жертв армянского геноцида. 24 апреля – скорбная дата, отмечаемая всеми, кому дорога память невинно погибших людей. Организатор экспозиции Михаил Акопович Азарян исходно был настроен скептически: “Не верю в массовое посещение, выставку делаю для себя и для близких друзей”.
А между тем на выставке оказалось столько материала, что изучать его можно было не один час: тщательно выполненные журнальные и газетные подборки, фотографии, множество книг на русском, армянском и английском языках. Сама обстановка располагала к тому, чтобы проникнуться скорбью по усопшим и прочувствовать дух трагедии маленького и героического народа: тихая музыка, зажженные свечи, возможность поднять бокал вина в память павших.
Про Холокост все мы знаем благодаря преобладанию евреев среди выходцев из бывшего Союза. Армяне присутствуют среди нас в меньшинстве. Трагедии других народов – белое пятно в нашем сознании. Накануне выставки я спросил десяток человек: а что вам известно о геноциде армян? Ответ – пожатие плечами.
“Живые должны помнить мертвых.”
Бесспорная истина, она относится к категории социальных аксиом и не нуждается в доказательствах. Меня забросают камнями, если я осмелюсь утверждать обратное. Но повторю это утверждение не с трибуны, а скажем, в частной беседе - в ответ может прозвучать ироническое: “знаем, слышали”. И не более.
Между тем Армения, небольшая закавказская страна, испытала в своей истории потрясения не менее страшные, чем выпавшие на долю еврейского народа в средневековой Европе и в великую войну прошлого века.
Японцы называют свою страну Ямато, финны – Суоми, а я хочу дать короткую справочку о стране Хайастан (таково национальное самоназвание Армении).
История Хайастана восходит к древнейшим векам. Первые упоминания об армянах и о формировании армянской культуры относятся к 4-3 тысячелетию до нашей эры.
Согласно ассирийским клинописям, около 800 года до нашей эры на территории Армянского нагорья возникло государство Урарту-Араме, а в 782 г. до н. э. была основана крепость Эребуни, теперешний Ереван.
В конце 3 века, в эпоху царствования Трдата Великого (287-330), Армения приняла христианство. Это событие произошло за 700 лет до крещения Руси. Основополагающую роль в крещении армян сыграл Григорий Просветитель, впоследствии ставший первым католикосом всея Армении.
Армения – родина одного из первых образцов мировой письменности. В 405-406 годах ученый и просветитель Месроп Маштоц создал армянский алфавит, который в практически неизменном виде используется и ныне.
На протяжении многих веков Армения боролась за выживание на своей территории – пустынной, почти лишенной почв и ресурсов. Народ выматывали постоянные войны с враждебным окружением. Страна завоевывалась римлянами и персами, арабами и монголами, турками-сельджуками и персами. В 16 веке Армения вынуждена была обратиться к России за помощью в защите от мусульман.
К несчастью, помощь эта никогда не была эффективной. Российские власти не проявляли должной решимости в защите братьев-христиан, шли на компромиссы с правителями Европы и Азии. Двуличная позиция российских правителей привела к фактическому расколу Армении на две части: восточную, находившуюся под протектроатом Российской империи, и западную на территории Турции.
Последствия такого раскола не замедлили сказаться: в конце 19 века произошла массовая резня армян в Сасуне, Константинополе, Трапезунде, Себастии, Ване, Баязете, Эрзеруме, позже – в Адане.
Основная волна геноцида прокатилась по Западной Армении в начале первой мировой войны, в 1915-16 годах, когда правящая верхушка младотурков организовала поголовное истребление мужского населения под предлогом призыва в армию. Оставшиеся без защиты семьи были почти полностью вырезаны. За эти два года погибло не менее полутора миллионов армян, фактически половина нации.
Жестокие кровопролития не прекратились и в конце 20 века. Всемирно известный перестройщик Михаил Горбачев, следуя традиционному примеру российских властей, не сумел или не захотел защитить граждан собственной страны от озверелой толпы националистов. В разгар горбачевской перестройки снова прокатился вал геноцида по историческим землям армян – Арцаху (известному как Нагорный Карабах) и Нахичеванской автономии, учинялись погромы армянского населения в городах Азербайджана. За два февральских дня в одном лишь Сумгаите с садистской жестокостью было истреблено более двухсот жителей – мужчин, женщин, детей.
Беззащитных людей избивали железными прутьями и сжигали живьем.
Кто понесет ответственность?
Несправедливость, продолжающаяся доныне, состоит в том, что виновные в преступлении еще не понесли наказания.
Мира и порядка на земле не будет, пока существует безнаказанная жестокость. Армения предпринимает решительные шаги, заставляющие мировую общественность согласиться с фактом совершенных преступлений и призвать виновных к ответу. Официально признали факт геноцида армян Канада, Швеция, Ливан, Уругвай, Греция, Бельгия. На пути к признанию данного факта находятся США: 167 конгрессменов обратились к прежиденту Соединенных Штатов Америки с соответствующей петицией.
В заключение позволю себе привести следующую выдержку:
(http://www.azg.am/start.pl?lang=RU&num=2003042303&sec=2)
“Директор Музея-института Геноцида армян уверен, что независимо от того, кто руководит страной, краеугольным камнем внешней политики Армении должен оставаться вопрос признания Геноцида армян.
"Необходимо уточнить нашу цель и наши требования, предъявляемые к Турции. Если раньше эти требования предъявлялись в рамках моральных, то ныне их надо перевести в плоскость международного права. Мы должны дать достойный ответ не только Турции, но западной пропаганде, которая ради того, чтобы прикрыть злодеяние, совершенное по отношению к армянскому народу, идет на фальсификации и подлог документальных материалов, фактически - на искажение исторических фактов". Докладчик отметил, что на основании имеющихся документов необходимо четко указать, кто именно организовал Геноцид армян, и кто осуществил это преступление, кого и, в первую очередь, должно призвать к ответственности нынешнее правительство Турции. На какой правовой основе и на основании каких действующих международных документов мы можем предъявить обвинение организаторам преступления, нынешним властям Турции, кто имеет право предъявить обвинение - правительство Республики Армения, ООН, Европарламент, или какой-либо международный суд, действующий на общественных началах? Каковы последствия морального и материального ущерба, нанесенного армянскому народу и какой должна быть компенсация? Какая роль отводится правительству Армении в разрешении вышеперечисленных вопросов?“
***
Я буду признателен уважаемому Михаилу Акоповичу, организатору выставки, если эту статью он сочтет за полезное приложение к ранее показанным экспонатам. Я буду чрезвычайно удовлетворен, если три мои странички хоть в малой мере поспособствуют сплочению многонациональной русскоязычной общины Солт Лейк Сити.
Леонид Козлов.