Пётр да Павел и другие обитатели Планеты Земля

Александр Муровицкий
(Философия ушедшей эпохи)

«Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом – звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

Иммануил Кант – немецкий философ

"Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики.
Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения".
Из письма писателя-фантаста И. А. Ефремова, 1969 г.



- Эй! Люди! – крикнул Павел…
- Чего кричишь? Здесь мы! Мы, все слышим и видим! – ответили обитатели Планеты Земля.

Часть первая. О времени и людях.

Пётр и Павел, два старинных товарища, двое пожилых видавших жизнь людей, целыми днями сидели на скамейке под старым дубом и рассуждали о жизни. У каждого было свое мнение, каждый прошел свой жизненный путь, у каждого был накоплен немалый  житейский опыт. Другие обитатели Планеты Земля иногда подходили к ним, садились рядом слушали: либо соглашались с ними, или были категорически против, возмущались и уходили, на их место приходили другие…
Пётр – военный в отставке, прошёл все «хлебные» места. После военного училища - Афган, потом служил куда Родина посылала: горы, пустыни, леса. Бывал и за границей в Анголе, на Кубе и в Монголии, откуда привозил диковинные болезни и ранения, требующие серьезного лечения, валялся по госпиталям. А после увольнения, осел в деревне, где занялся фермерством. Но, кредиты и африканская чума свиней все его хозяйство доконали, а крупный мясной производитель выдавил с рынка.
Павел – земледелец, окончил сельхозтехникум, поработал в совхозе, после  отслужил солдатом в Российской Армии, повоевал в Чечне. Вернувшись в родное село, оправившись от полученного ранения в ногу, стал работать механизатором. Сперва - в разваливающемся совхозе, а затем в различных частных компаниях, периодически появляющихся на землях бывшего государственного сельхозпредприятия.
Старое время уходило безвозвратно, а новое всё не наступало. И было так давно и  долго.
- Безвременье, - задумчиво сказал Пётр.
- А что такое «безвременье», - поинтересовался, сидевший рядом с Петром, Павел.
- Безвременье – это время, когда должна народиться новая эпоха. Такая, как Эпоха Возрождения, Серебряный Век, Эпоха Великих Революций…, другие интересные и меняющие суть жизни времена.
- И когда же оно случится?
- Когда придет время. Время -  наш друг и наш враг, и оно не любит, когда к нему поворачиваются спиной или стараются его обмануть.
- А наша Планета выдержит это время? А мы сейчас в каком времени находимся?
- Планета выдерживала и не такое, очень страшные времена терпела, выдержит и это. А вот выживут не все. Это да. А еще, мир уже не хочет быть белым и черным, красным и зеленым, голубым и розовым, милитари и пацифистским… он хочет быть – справедливым! А вот выживут не все, потому, что стараются время обмануть и повернуться к нему спиной.
- А что от людей зависит?
- Знаешь, Павел, от людей и зависит и не зависит. Планета наша живет по своим законам, а как мы устраиваемся на ней, ей все равно! Нужно, Планета устраивает землетрясения и цунами, жару и холод, голод и болезни…, а еще насылает дураков во власть.
- Ну, это ты – дал: дураков во власть, это мы сами себе насылаем, - возмутился Павел.
- Не знаю, мне иногда так кажется, что это планетой делается специально, дабы дать нам испытание: выживите или нет, при  этом, а вот – при этом как вам, люди, будет…
- Да, люди рождаются и умирают,  всё одинаково и не зависит: кто руководитель, а кто - простой смертный.
- Только живут люди  по-разному, - повернувшись и посмотрев в глаза Павлу, сказал Пётр.
- Да все по-разному живут, это – точно.  Одни - богато, другие - бедно…, третьи – так себе. А в результате, начинают одним и заканчивают другим. Еще: мужики есть и женщины, психология, опять же у всех разная, по цвету кожи отличаются.  А внутри жизни: у одних все хорошо, у других – все плохо, у третьих – так себе. Одни счастливые, другие несчастные, а третьи…
- Так себе, - продолжил за товарища Пётр. И немного подумав, сказал, - А вот я скажу тебе, что не этим люди отличаются: ни цветом кожи, ни по полу…А по духу, по смыслу жизни, по идеям, по сути. Я вот всех людей бы разделил на категории, ну, вот как мне  кажется. Начну  с последней, так сказать, категории. Это – может не самая большая, но и самая, можно сказать, бесполезная для человечества, но полезная для олигархов и властей, категория. В общем, таких - хватает. Это, я бы сказал – болото. Это те, кому, в общем-то, ничего не надо. Плывут себе по течению, хватают и заглатывают все, что проплывает рядом, не заплывая при этом за буйки. Они потребляют всё: власть, вещи, услуги, продукты, праздники, развлечения, слова… Всё для них продукты потребления.
- Интересно, а тогда - вторая, - спросил задумчиво Павел.
- Вторая – это трутни. Ну, прилипалы, иждивенцы…, как хочешь их назови, но это люди, живущие за счет других. Пьют у них соки и кровь, тянут жилы. Пиявки, одним словом. Но первая - страшная категория – может страшнее даже трутней. С теми – всё понятно, а эти… этих большинство и их не всегда разглядишь. Они пойдут на всё, ради потребления, ради удовольствия, ради собственного блага, ни перед чем не остановятся. И обман, и преступление, и подлог, и соглашательство – всё пойдет в дело, лишь бы взять, схватить, потребить.
- Ну и как их всех разделить, они все какие-то нехорошие, что ли, - отозвался Павел, - А хорошие, где?
- Хороших мало! Это – третья категория, люди неспокойные, неуютные, неуживчивые… Им – всё интересно, они во всё вникают, за всё переживают. Это люди небезразличные, готовые перевернуть мир ради справедливости. Им нужно всегда знать правду. Они, как правило, бывалые, прошедшие многие невзгоды, люди, а поэтому не согласные с несправедливостью, злом, готовы к борьбе. В борьбе познается правда и справедливость. А они войны прошли, они знаю правила Войны – простые и понятные, или победишь – или проиграешь.
- Ну, этих борцов всегда давят… Только они голову поднимут, их тут же – к ответу. Их не любят. За что их любить таких?
- За правду, Павел, их нужно любить за правду, какой бы она горькой не была. Правда и справедливость – мерило всего на нашей Планете. Я не знаю другой меры!
- Им, видимо, таким нелегко в жизни приходится?
- Конечно! У них непростая, я бы сказал тяжелая жизнь, ведь они всегда боролись с людьми и обстоятельствами…Им труднее всего в жизни, они могут выбирать и выбирать не самые лёгкие пути. Ведь, лёгких путей к правде и справедливости не бывает. А вот остальные их не любят, но стараются их под себя приспособить. Трутни стараются с них высосать соки, болото и потребители – втянуть в свою стихию, посадить на иглу потребления. Потому, что им всем важна не правда, а продукт, который можно потребить и правда – к этим продуктам не относится. Неприменима правда к потреблению.
- Несчастные, в общем, люди, - как бы подъитожил Павел.
- Да, вот и нет! – не согласился Пётр, - Они счастливы своей борьбой за справедливость, своей активностью, своей правдой. За ними - будущее, за ними - новый мир, за ними будущее нашей Планеты Земля. Они создадут систему будущего – систему справедливости, добра и правды.
- И ты в это веришь? Я вот – не верю. Всю жизнь был крестьянином, ну за исключением тех лет, что был солдатом. И отец мой был крестьянином, и дед, и прадед, и все предки, в общем. И никогда не было справедливости: ни при царях, ни при советах, ни при сейчас… Ты – утопист Пётр!
- Может быть, а что плохого ты увидел в утопизме? Ни один утопист не верил в плохое, они верили в хорошее, а их за это ругали. Ты – вот верил в коммунизм?
- В коммунизм? А что, верил. У нас в селе до «девяносто первого» и был практически коммунизм: всё, что нужно для жизни было и деньги было. А вот справедливости не было.
- Значит, и не было коммунизма! – Пётр усмехнулся, - Коммунизм у них был! Ладно, поговорим еще об этом. Я вот, что тебе, дружище Павел хотел сказать: нужна новая система, а системы создают люди думающие, инакомыслящие, если хочешь, глядящие вдаль и представляющие то, что они хотят создать.  А враги всего нового – приспособленцы, «такточники»…
- Знакомые лица! – усмехнулся Павел, - Как в армии – так точно, а что так точно?
- Никак нет…, - продолжил Пётр, - а дальше - Служу Советскому Союзу! Ура! Вот и весь военный лексикон.
- С «такточниками», допустим, все ясно, а вот кого ты приспособленцами считаешь?
-  Это те, кто резко «понял», что от него требуется, то есть приспособленцы, примазавшиеся к власти: это - и люди в кожаных куртках, а потом - полувоенных френчах, затем – в пыжиковых шапках, ну и сейчас – в синих современных костюмах, умеющие произносить красивые речи и «правильные» слова.
- А я, - как бы что-то вспоминая задумчиво сказал Павел, - С молодости не люблю таких вот, как ты говоришь – приспособленцев. Видел я этих активистов: из себя ничего не представляет, недоучка, но выскочка. Комсомольские активисты из кого хорошо получались, из тех, плохо учился, но во-время всему поддакивал, инициативу проявлял. Сейчас, это  - распиаренные ребята всех мастей, умеющие говорить красивые и правильные слова, постриженные и одетые в красивые костюмы. Но они – ни о чём, как близнецы похожи, дел за ними – только пиар на прессу, и все!
- А еще, - вставил Пётр, - Всякие там территории смысла и архитектуры таланта… по сути - нет там никакого смысла, да и талантов. Ты, вместо пустозвонства: пойди на производство, сельское хозяйство подними, в науке прояви себя, сперва,  а потом – говори о смысле и таланте. Критерий: что ты сделал для людей, для общества, для государства, чем пожертвовал ради общего дела. И результат твоей работы какой: личное обогащение, либо благоденствие людей, всей страны, или ее части! Слова в наше время, ничего не значат. В современном мире можно сказать все, что угодно, а потом от своих слов отказаться. Главное не то, что ты говорить, а главное – то, что ты делаешь!
- Это – да! – согласился Павел, - Говорить – это одно, а делать – другое. Но ведь и еще и на другие категории делятся люди?
- Конечно! - Пётр на несколько секунд задумался и ответил, - Я вот, еще разделил бы всех людей на три категории: созидателей, потребителей и разрушителей. Здесь уже из названий понятно, кто есть кто: строители всю свою жизнь созидают, стремятся к тому, чтобы вокруг них была обстановка комфорта и благополучия. Разрушители же – все ломают на своем пути, рушат, бросают недоделанным на половине дороги. Ну, а потребителям – тем все равно, плывут по жизни на том, что сделано строителями и еще не разрушено разрушителями. Вот на детей посмотришь и ясно кем будет ребенок, когда вырастет: если игрушки ломает – это разрушитель, если что-то строит, выдумывает создает – будущий созидатель. К годам 30 человек уже понимает для чего он пришел в этот мир: либо созидать, либо сосать соки со всего: с родных, с народа, со страны…, либо ломать!
- А вот еще -  шоу-бизнес! – оживился Павел, - Еще один непонятный мне элемент нашего общества. Ничего не создает, не производит: ни созидатели, ни разрушители, ни потребители. Сами по себе и к тому же, самые богаты люди! Это как?
 - Это – да! – согласился Пётр, - Он, этот шоу –бизнес, что настолько многолик, что не проходит и дня, чтобы очередная «звезда»  не бросила вызов.
- Вызов кому? – удивленно спросил Павел.
-  Ясно кому – нам с тобой! Мы же никто! В их глазах – мы ничего не значащие особи человеческого рода. А они? Они – Великие, они – Звезды! Был как-то случай, когда
по внешнему виду, не совсем трезвый артист певческого жанра, на крутом автомобиле, в сопровождении жены и ребенка, сперва сбил девушку, проезжающую на велосипеде, а потом, повредив несколько авто, застрял до приезда полиции.
- А что было  потом…?
-  Да много чего происходило после этого. Главное – звезде ничего за это не было!  Важен, на мой взгляд, сам характер поведения этих людей. Давай вспомним, как ведут себя  в различных ситуациях: артисты и другие «великие» люди в дорожно-транспортных происшествиях; они же на концертах; они же при общении с журналистами. Далее - чиновники с мигалками. А почитай «райдеры» «звезд». Знаете, там какие запросы? Если узнаешь, то и не захочешь на их концерты ходить. Ну, еще и молодые люди из южных регионов страны. Или же, молодежная группка, так и вынуждающая сделать им замечание, ну, а после этого мы знаем, что будет после этого. Представьте картину:  вечерний спокойный двор с бабушками на скамеечках, детишками на площадках, мамашами с колясками. И тут… врывается с ревом автомобиль, из окон которого грохочет музыка, ну и заключительным аккордом звучит рёв клаксона, вызывающего друга или подругу… в век обилия средств связи. Увидел, вспомнил!
- Люди бросающие нам вызов!
- Вот, точное определение: «люди вызова». Вызов этот проявляется  по-разному.  Каждый называет их по-своему, но суть у всех этих людей одна – бросить вызов окружающим. По сути, главная цель – бросить вызов всему обществу. Поведенчески это выражается в различных формах. Форма, при этом,  может быть различной, содержание - одно. Поставить свои интересы в противовес общепринятым нормам поведения.
- Пётр! А, может быть, уже и нет этих самых: «общепринятых норм поведения»? Может быть, многие из нас отстали от быстродвижущейся жизни? И это «наше» поведение уже считается нонсенсом?!
- Павел! «Люди вызова» не имеют ограничений в словах и действиях, считают себя абсолютно правыми во всех без исключения ситуациях. Люди вызова – это человеческие особи,  бросающие вызов обществу, попирая общепринятые человеческие принципы  поведения и общественной морали. Естественно за этим, что-то должно стоять.
- Что же? – спросил Павел.
- Деньги, власть, имя, «высокие» знакомства…, чувство безнаказанности, повышенный уровень самомнения. «Люди вызова», не считают окружающих людей, способными ограничить их действия. Нельзя сказать, что появились «люди вызова» вдруг и это болезнь нашего современного общества. Нет, конечно, вышли они  из далекого советского прошлого, просто там, в историческом далеке, их было немного и были они не так заметны. Постепенно снизился социальный контроль, система ответственности перед обществом и поведенческие принципы были разрушены или же сильно подорваны.
- Почему же это явление вдруг так буйно расцвело в нашем обществе?
- А потому, что, дружище мой, начали уничтожаться очень важные, на мой взгляд, социальные институты. Первым на социальноответственном фронте «пала» наша дорогая с тобой - деревня. Деревня с ее мощным социальным контролем. Деревня - наследница российской общины, где все делалось сообща, где каждый был на виду, и каждому поступку давалась оценка.  Далее «пали» и городские районы – «дворы», также, в определенной степени, имевшие социально сдерживающий фактор. Общественный соседский контроль имел несколько позиций. Во-первых, бабушки, тетушки – соседки на лавочках. Попробуй пройти мимо без замечаний, если в чем не прав. Во-вторых, мужики в «доминошне», в случае чего могли и сказать матерным словом оценку действиям, а то и настучать по чему-нибудь. Жители южных регионов нашей страны, ведут себя так, в виду оторванности от правил поведения, действующих на их родине. Попробовали бы они в родном ауле или даже городе, сделать то, что не понравится старейшим, уважаемым людям их рода. Думаю, воспитательный процесс старейшин надолго  запомнился бы. А значит и здесь – отсутствие социального контроля.  Утеря этих сдерживающих систем, а также появление значительной части, обособленно живущей, «коттеджной завысокимзабором»  категории граждан, на мой взгляд, в определенной степени, и привела к бурному росту категории «людей вызова». Большие деньги делают людей независимыми экономически, но при этом, данная свобода не дает им формального права быть независимыми от общества, от общепринятых принципов поведения. Сейчас те, кто раньше имел «право» делать замечания тысячу раз подумают, прежде что-то сказать «людям вызова». Очень уж велика вероятность получения в какую-нибудь часть тела пули из травматического пистолета, либо бейсбольной битой по жизненно важному органу. Ну и чего, греха таить, есть вероятность и быть привлеченным к какой-нибудь ответственности, а может быть проиграть и суд, учитывая «положение» человека, относящегося к категории «людей вызова».
- Думаю, что во всем виноваты деньги!
- Да, все понимают, что «люди вызова» имеют деньги, власть, высоких покровителей. Но, ведь вырастает и поколение этих людей, которые не имеет всего вышеуказанного. Но данный  поведенческий принцип присутствует в поступках всё большего числа людей различного возраста. Самое печальное, что копирующий принцип действий «людей вызова» распространяется среди молодежи. «Людей вызова» легко узнать, они всегда готовы на конфликт, они ведут себя всегда с вызовом, даже мелкая ссора с этой категорией способна перерасти в вооруженный конфликт. Они всегда готовы к унижению любого, ставшего на их пути. Кто же может противостоять действиям этих людей? Конечно,  государство, всеми своими защитными и ограничительными системами. Ну, а также, вне всякого сомнения, общество.  А это значит – социальный контроль. Общественное регулирование принципов поведения. В том числе и общественный контроль за деятельностью государственных органов  всех уровней, а также судов различных инстанций. Общество должно обеспечить четкую позицию по отношению к действиям «людей вызова». Неприятие такого поведения, отсутствие сочувствия, поддержки их действий не только средствами массовой информации, но и широким общественным мнением. Гласность таких действий. Любой поступок «людей вызова» должен придаваться огласке и обсуждению. Понятно, что не должно быть травли, откровенного издевательства. Но! Поведение с вызовом всему обществу – должно быть осуждено!
- А где же прививать «вакцину» против морального рождения «людей вызова»? – спросил Павел.
 - Детский сад, школа… конечно! Да, еще, - добавил Пётр, -  и такой, ныне возрождающийся институт воспитания, как няни и  гувернеры. В былые времена, в царской России, эта категория воспитателей давала молодым людям больше позитивного морального заряда,  нежели родители. Ну, и в первую очередь, вне всякого сомнения, родители! Те, кто сам относится к категории «людей вызова», естественно, не смогут внести в поведенческие принципы подрастающих отроков позитивных качеств, соответствующих общепринятым нормам поведения. Ну, а  все отцы и матери, должны быть внимательны к своим чадам, к их действиям и поведению. Вдруг в них появятся признаки «людей вызова». Решайте задачу, добейтесь изменения поведенческого  принципа. Скорее всего, первыми пострадавшими от действий подрастающих «людей вызова», будут сами родители. Вот так, дорогой Павел!
- Вот так жизнь проходит, а в конце, как в песне «Машины времени»: «…Спускаясь к великой реке, мы все оставляем следы на песке, и лодка скользит в темноте, а нам остаются круги на воде…» Всем на один конец, а вот к этому концу все приходят по разному, да и после смерти – тоже по-разному. Что у бедного делить?

Часть вторая. О власти и деньгах.

- Как что делить – имущество…, сказал Пётр, - Только вот нет его у простого человека. Квартира, доставшаяся еще в советские времена, да «машинешка», советского еще производства.
- Да, не скажи, Пётр, - улыбнулся Павел, - Тут такие страсти из-за этого «пустяка», как ты говоришь кипят, до смертоубийства.
- Да, согласен с тобой…, нешутошные порой. Опять, как я говорил, все от воспитания в семье. 
- И вот мне теперь, интересно, - задумчиво спросил Павел, - Что же тогда самое страшное на нашей  Планете Земля?
- Самое страшное на Земле – это власть и деньги, - решительно, как будто ждал этого вопроса, ответил Пётр. Почему? Попытаюсь объяснить… Эти две вещи приводят к унижению людей, с одной стороны и, осуществлению жизни одних – за счет других, с другой. А это несправедливо. А что несправедливо – то порочно! Власть и деньги порождают несправедливость и унижение! Самое интересное, это то, что попадая  в объятия сил природы, человек, имеющий и власть, и деньги начинает понимать насколько он ничтожен и жалок перед силами Планеты Земля! Но не всем дано это понять…
- Ну, да, это точно: наводнение, пожар, землетрясение не щадит никого…Но не все от этого страдают. Подожди, давай вернемся к власти и деньгам, - Павел даже встал со скамейки под старым дубом, на которой они сидели, - Мы, все же власть выбираем - выбираем, а деньги люди зарабатывают: одни больше, другие – меньше. В чем же здесь проблема?
- А вот в чём, - улыбнулся Пётр, - Все земные блага даны человеку, чтобы жить нормально, не унижаясь, гордо нести человеческое звание и облик, чтобы сделать человеческую жизнь лучше, краше, справедливее. Но, к сожалению, человечество, или вернее, отдельные его представители, стали использовать общественные блага, данные самой природой только в своих интересах. Накапливая несметные богатства эти люди, превращались в хищников, которые организовывали войны и уничтожение целых народов.
- Здесь я с тобой согласен. Были тут у нас в деревне такие хищники. Приехали вроде с добрыми намерениями – а в результате, все, что можно было вывезли и пропали, только их и видели.
- Да, - сказал Пётр, - Всё, что несправедливо оправдывается различными теориями, религиями. Мол, так и должно быть, должны быть цари и рабы, богатые и нищие, сильные и слабые. Но ведь все рождены равными: не умеющими ходить, разговаривать, самостоятельно добывать пищу… Почему, потом все стало делиться на избранных и неизбранных. Если мы все рождены равными самой Природой, значит ими и должны быть. Я вот, когда фермерство мое стало рушиться, пошел в прокуратуру, с просьбой – мол грабят, выдавливают. Ну, сидит там мужчина, холёный такой, даже маникюр на ногтях, а в глазах денежные знаки мелькают, потом к главе администрации. Ну, смотрю, этот вроде на мужчину похож,  но присмотрелся, а  там те же деньги в глазах. Всех прошел, нигде правды не нашел. Вот и власть!
- А что дает власть. Вроде бы и ничего, ответственность только больше, отвечать за область, район, поселок…, службу всякую…
- Власть дает свободу, которой не имеет простой человек. Главные атрибуты власти: деньги, служебные машины и кабинеты, помощники, секретари, охрана. Это свобода от общения с теми, кто не нужен, а только с теми, с кем хочешь.  Вот ты такой свободой не обладаешь, а власть имущие – обладают. Власть – это агрессивная среда, она затягивает в себя все новых и новых людей, разлагает их, реформирует людей, делая из них людей власти. Редкому человеку удается вырваться из власти нормальным человеком.
- Ох, дружище Пётр, что тут говорить, - поддержал замолкшего Петра, Павел, - Вот взять религию или церковь, тоже, так сказать, духовная власть. Посмотри, как священники с людьми разговаривают – наставляют, непрекословно свое мнение высказывают. Я тут в церковь пошел, пригласили на крещение племянника. Батюшка сам в руки день брал, сам цену назначал, когда сдачи не было, сказал – вон коробка с пожертвованиями, оттуда возьмите себе сдачу, а в глазах…
- А в глазах – денежные знаки! - продолжил Пётр. – Как тут Владимира Семеновича Высоцкого не вспомнить: «И ни церковь, ни кабак, ничего не свято! Нет ребята – всё не так, всё не так, ребята!» Когда же уже они нахапаются!
- Вот мне кажется, что никогда! Какой-то замкнутый круг получается: власть и деньги, всегда во все времена. И выхода из него нет! – сокрушаясь промолвил Павел.
- Знаешь, дорогой мой друг, меня еще одна вещь не знаю, обижает, задевает ли, пока не разобрался: это то, что нас простых людей, следящих за тарифами, считающих каждую копейку, получающих пенсию, которой хватает разве что на не самую хорошую еде и оплату ЖКХ, эти люди называют «нищебродами»…. Они – великие, они всемогущие, а мы, вот - «нищеброды»…Становится жаль стариков с их нищенскими пенсиями, военных, гибнущих в войнах, шахтеров – во взорвавшихся шахтах… И думаешь: а будет ли время, когда мы будем жить хорошо, мирно и спокойно? Нет на нашей Планете Земля спокойствия, мира и справедливости. Какой-то злой рок навис над нашей землей и ее обитателями! И нет никакого выхода. Человек и так живет ничтожно мало, мгновение по меркам Вселенной, а тут еще это небольшое время всё заполнено какими-то катаклизмами, войнами, проблемами…Вот ты, Павел – заслуженный и уважаемый человек, всю жизнь трудился, своим трудом кормил людей, ничем свою совесть не запятнал! Ты, жил когда-нибудь хорошо и справедливо, сытно и спокойно?
- Даже не знаю, что тебе сказать, Пётр, наверное в детстве, когда не понимал, что происходит, что и как дается и достигается. А как повзрослел, всё – кончилось счастья, начались одни проблемы. А живем-то мы сейчас, потом жизни не будет. Даже если религия и говорит о вечной жизни, то это будет уже не та жизни, а загробное существование…
- Вот то-то и оно!  Сильные мира сего, когда-то отобрали все у слабых, а потом обосновали это и закрепили на века. Изобрели мерило ценности человека – деньги и…,  стали использовать общественные блага в своих интересах. Кто сильнее – тот и прав.
Почему ребенок,  рожденный у богатого имеет сразу все с момента  рождения, а рожденные у бедного – не имеет ничего и …,  так - до самой старости. Когда произошел сбой в жизни, установленной самой Природой? Ведь разум для того и дан человеку чтобы он отличался от дикой стаи, где сильный отбирает у слабого, поэтому и выживает. Кстати, и в волчьей стае, уважают немощных и старых.
- Где же был человеческий Разум, когда человечество, все эти века совершенствовало систему несправедливости, используя данную ему природой для обеспечения  справедливости,  возможность мыслить?! Ведь, как я понимаю, разум и дан для осознания того, что слабый физической силой может принести в человечество другие ценности, кроме хлеба: внимание к старикам, нежность к детям, оценку действий, получение новых навыков, размышление о смысле жизни, обучение детей. Нет – это разум делал абсолютно всё в интересах сильного, который стал использовать все блага в своих интересах, изобретя мерило несправедливости деньги, за которые получал мерило унижения – власть! Разве те, кто обрел для человечества новые возможности, сделал великое открытие, раскрыл свои дарования в искусстве, стали богатыми или пришли к власти? Покажите мне богатого и властительного ученого… Его нет! Его просто в истории нет!  Покажите мне честного, справедливого, истинно непорочного властителя – его тоже нет! Но при этом, тот, кто ссужает деньги и зарабатывает на воздухе ничего не производя и не придумывая для человечества, получает баснословные блага и становится сам или ставит, удобных ему, во власть. В результате становится «уважаемым» человеком. Человеком, решающим судьбы других людей, человеком - казнящим и милующим, начинающим и заканчивающим войны. Человеком, для которого минутная злость на другого может привести этого другого к смерти, разорению. Причем не только его, но и всех его родных. А зачастую и целые народы, страны… И… без каких –либо последствий для себя! Это что справедливо?! В этом высшая справедливость?! Кто кроме самого человека в состоянии оценить его, свою жизнь, свои дела, кто кроме самой природы способен вершить судьбы людей, распоряжаться их жизнями!? Никогда к власти не приходили мудрые мыслители, которые ценили жизнь каждого человека, его здоровье и благополучие, даже - наоборот жертвовали ими ради своих достижений! Индейцы Амазонки не знают «благ» цивилизации. Живут в согласии с Природой. Их взаимоотношения пронизаны простотой, добротой, заботой о ближнем. У них нет ни мудрых книг, ни религий, ни жрецов, ни денег, ни богаты и бедных…
Блага цивилизации, к сожалению, не принесли людям счастья, а только несчастья и несправедливость…
- А я вот, что думаю,  - после долгого задумчиво произнес Павел, - Человек, получающий от  своей политической деятельности только блага – не политик, а популист, использующий популистские  политические лозунги для личного обогащения. Политик, как мне кажется,  это тот, кто страдает за свои мысли и взгляды, кто отстаивает свою точку зрения, не смотря ни на что. Тот, кто борется не за свои блага или блага определенной «кучки» людей, называющих себя «партией», а за блага всего народа, преимущественно простых людей, либо за благо обездоленной его части, поскольку именно они становятся самыми страдающими и обездоленными по вине тех же самых политиков.
- Это так, - согласился Пётр, - Такое ощущение, что когда человек приходит в «партию власти», ему на глаза надевают «розовые очки». Смотришь на многих современных молодых управленцев: пока еще ничего не сделали, ничего толком еще не умеют, знаний немного, потому что занимались политиканством во время учебы, на которую «забивали». Зато хорошо умеют красиво говорить, глубокомысленно и задумчиво смотреть и не видеть людей. А на вопросы отвечаю стандартными фразами о необходимости продумывания вопроса и проработке вопроса. При этом они не собираются заниматься строительством жилья и заводов, растить хлеб, делать самолеты, машины, информационные системы… и,  так далее. Они хотят…руководить! Хотят быть у власти: сенатором, депутатом, мэром, чиновником… Чтобы вокруг крутились помощники, чтобы к подъезду подъезжал крутой автомобиль с вышколенным водителем-лакеем, а в приемной обязательно встречала напомаженная, холёная, ухоженная и красивая секретарша, готовая на все по первому зову… И они никогда, запомни, Павел, никогда от этой власти сами не откажутся! От этих возможностей, от этих привилегий, этих денег. Будут делать всё, чтобы удержаться в этом статусе, будут цепляться за него всеми своими силами.  И есть еще политическая шизофрения.
- Ого, интересно, это как?
- Думать – одно, говорить – другое, а делать – третье!
- Да, да, есть такое! А вот, я думаю, что жизнь, или, если хочешь – Природа нашей планеты  Земля, дорогой мой Пётр, - сказал Павел, - всё расставляет на свои места. Особенно, когда становится всем плохо, все становятся в равных условиях. И что тогда, кто что-то умеет – тот и выживает, а вот эти – люди власти, вымрут! Их не будет, они не выживут. Ведь они ничего не могут, кроме как пресмыкаться перед начальством и говорить «умные вещи» с глубокомысленным видом и ставить задачи профильным чиновникам. А своими руками ничего не умеют! Помнишь, что больше всего ценится на Востоке?
- Конечно, - ответил Пётр, - тень и вода!
- Вот! А еще: трудолюбие и честность, справедливость и доброта!
- А что – не ценится? Несправедливость!

Часть третья. О войне и мире.

- Несправедливость, - повторил за Петром, Павел. Самая несправедливость из несправедливостей – это война.  Мы с тобой, брат Пётр, были на войне – воевали. А за что воевали, за непонятную идею на чужой земле. Разве хотели люди в Афганистане, чтобы пришла война, разве ждали они нас!  Кем они организовываются и ради чего происходят?
- Войны совершаются властью из-за денег – это точно! А большие войны – из-за больших денег! – ответил на вопрос друга Пётр. -  Люди с большими деньгами – всегда уважаемы в обществе, не смотря на их моральные устои, житейски принципы, отношением к людям и «чистоту рук»…. При этом, бедный человек, имея высокие моральные принципы, кристально честный, умный, грамотный… ни куда принят не будет, его - прежде чем допустить в какое-либо общество, начиная с муниципального уровня, рассматривают со всех сторон вплоть до микроскопа…Между ним и власть имущими стоит целая череда заслонов: охрана, турникеты, секретари, помощники… Ученые мужи всегда обличали, имеющих власть и деньги. Заметьте, прибыль капиталисты используют не для увеличение мощи и процветания государства, не для улучшения благосостояния всех людей, а для себя! Для своих интересов! При этом, все они – капиталисты, бизнесмены и предприниматели, считают, что они делают благо, считают себя самыми нужными и уважаемыми людьми, гражданами государства… Так ли это? Вот как о деньгах и государственных интересах говорил Великий государственный деятель России Пётр Аркадьевич Столыпин: «Там, где деньги – там дьявол. Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу». Военный писатель и философ Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц отмечал основную роль политиков в войнах: «Война — неотъемлемая часть конкуренции, такой же борьбы человеческих интересов и поступков. Война есть продолжение политики другими средствами…» А кто толкает политиков на войны, а? Толкают крупные бизнесмены, имеющие влияние на государство, для реализации своих целей и амбиций. Также они считают, что все что они делают – делают правильно с точки зрения закона, справедливо… Так ли это?  Раз, всё, что они делают законно и справедливо, значит и ответственности они никакой не должны нести? Так? Нет – не так! Есть суд и он их ждет! К сожалению, для нас живущих – только после смерти….
- Понимаешь, дружище Пётр, - сказал Павел, глядя на своего товарища, - У меня такое вот видение проблемы: богатые стоят на одном берегу широкой реки, не перекричать которую, не переплыть со своей правдой, а бедные – на другом берегу - со своей и никогда им друг друга ни услышать, ни понять, Никогда! И все беды нашего мира отсюда из этой пропасти.
- Вот, есть по этому поводу, песня замечательной нашей афганской группы  «Голубые береты», очень их творчество уважаю, - сказал Пётр, включая плеер с диском, на котором фото ребят в голубых беретах с гитарами, - Мне, да и тебе как «афганцу» их творчество понятно. Слушай  песню «Не верю», поёт Юра Слатов:
Я не верю добрым дядям,
Кто с улыбкой обещает,
Кто клянется и обманет,
Да и сам об этом знает.
Я не верю обещаньям,
Где текут из меда реки,
Этим сладким уговорам
Верят только маленькие дети.
Трудно жить, не веря в слово,
Страшно жить, не веря во взгляд.
Без мечты и без надежды
Ничему уже не рад.
Я не верю лицемерам,
Только как их различать?
Одинаковые лица –
Лицемерия печать.
Я не верю никому,
Кто с улыбкой в душу лезет.
Верю лишь своим друзьям,
Верю только нашим песням.
Трудно жить, не веря в слово,
Страшно жить, не веря во взгляд.
Без мечты и без надежды
Ничему уже не рад.

- Знаешь, я вот подумал, друг мой Пётр, а что такое «героизм»?
- Я думаю, что высший героизм, это под огнем противника, встать и выйти из окопа, наверняка зная, что тебя убьют. Но если ты не встанешь – Родина погибнет. А высшая степень патриотизма – это оказаться в этом окопе!
- Да, согласен с тобой, - немного подумав, сказал Павел. – А кто эти герои – простые люди, простые парни. Те, кто затевает войну, никогда не сидели в окопах, не слышали свист пуль и осколков над головой, не закрывали глаза погибшему товарищу, поэтому так легко у них получается, а еще – ни они, ни их дети, никогда не окажутся на войне. А еще, мне кажется, что героизм – это сказать правду, поступить по совести, а не в угоду сильным мира сего. Выступить в чью-то защиту, высказать мнение противное от официальной точки зрения, понимая, что за это тебя начнут давить… И ведь получается, что больше всего не хотят войн сами военные, ведь они как раз больше всех понимают, что такое война! Война не может быть хорошей, она всегда плохая. Где бы она не шла, в какие бы идеологические одежды не одевалась. А еще, героизм – это правда!
- Да, Павел, - это так! Я – ведь профессиональный военный. Военное училище окончил, академию, все должности считай, прошел, кроме самых высоких. И вот, что я подумал: когда начинают в мире, определенные силы, пересматривать итоги минувшей войны, нужно готовиться к следующей! Знаешь, Павел, что мне хочется крикнуть на всю Планету Земля?
- И что?
- Люди! Планета Земля – это наша Планета! И нам – некуда с нее деваться, не-ку-да!!! Мы – здесь живем, здесь и сейчас, и не будет ни другой Планеты, ни другой жизни! И так хочется, чтобы все меня услышали и поняли!

Часть четвертая. Об одиночестве и жизни

-И что, ты думаешь, тебя услышат? Особенно те, к которым ты обращаешься, от которых ВСЁ зависит.
-Да, нет, дорогой Павел, хотелось бы, просто: крикнуть и чтобы услышали. Но… Мой голос одинокого человека!
- Пётр! А если все! Все возьмут и крикнут, нас же много – семь миллиардов обитателей Планеты Земля!
- К сожалению, к великому сожалению, Павел, - человек одинок и его голос – это «глас вопиющего в пустыне».
- Не согласен я с тобой, Пётр, объясни!
- Я думаю, Павел, что все же человек и рождается в одиночестве, в одиночестве – умирает. Всю жизнь он живет в одиночестве в окружении людей. Он живет, погружен в свои мысли, свои ощущения. Даже если он открытый человек – он все равно одинок. Он будет делиться своими мыслями, идеями, раскрывать свои самые сокровенные тайны – но все же будет оставаться совершенно одиноким. Даже на исповеди, рассказывая о том, о чем боится даже подумать – он одинок. Никто, никогда, ничем человеку не поможет, кроме его самого. Только наедине самим с собой, человек полностью откровенен. Самую объективную оценку может дать себе только сам человек. Наказать себя сильнее всего может только он сам.
- Но, человек живет в обществе, - возразил Павел, - Как сейчас говорят – социуме. Он постоянно общается с людьми, его всегда окружают люди: близкие и не очень, добрые и злые, хорошие и плохие, с одними легко, с другими – тяжело, светло и темно, весело и грустно, счастливо и печально.
- Да, человек живет в социуме, - согласился Пётр, - . Да, на него воздействует внешняя среда. Но, все жизненные решения - человек принимает самостоятельно! Человек одинок по определению! По созданию. Он -  один такой на всем белом свете, он уникален. Вот знаменитый и мудрый писатель Пауло Коэльо считает, что: "Одиночество - непонятная вещь. Порой заблудший странник, оказавшийся в неизвестном месте с красивыми звёздами над ним, чувствует красоту мира вокруг, наслаждается воздухом, ощущает уединение со Вселенной. Хоть странник и один, все равно он не считает, что одинок, он даёт ту же любовь и тепло миру".
- А вот человеческая жизнь. Говорят – она бесценна.
- Вот и неправда. Имеет цену. Многочисленное количество раз, мыслящие люди пытались вычислить цену БЕСЦЕННОЙ жизни человека. Все какие-то получались цифры: с большим и не очень количеством нолей. Сколько случаев, когда убивают за копейки! А ведь убить можно  не только  физически, а и морально: довести до самоубийства, или сумасшествия, за невыплату кредита, например.
- Да, это - точно! – крикнул Павел, - Попробуйте не выплатить кредит какому-нибудь банку или этим, как грибы разросшимся, пунктам выдачи наличных типа «Быстро деньги»!
- В современном мире человек еще больше одинок, чем, например, в советские времена, - сказал Пётр.
- Да, тогда люди были более открытыми и честными.
- Сейчас, не стало искренности, потому что: на лице – маска, на душе – ставни, на словах – фильтр.  Мы перестали говорить то, что думаем и выражать эмоции лицом. И вообще, не стоит принимать доброту – за слабость, а грубость, наоборот – за силу, а подлость порой воспринимается, как умение жить.
- Ну, заешь, Пётр, в советские времена тоже не очень-то говорили, что думали.
- Да, согласен: говорили – одно, думали – другое, а делали – третье… Особенно в политике и тогдашней и в современной: очень трудно понять, что думает тот или иной политик, когда что-то говорит и что на самом деле хочет сделать, выполняя какое-то свое политическое действо.
- Вот тут я вспомнил детские книги, которые, как оказалось были не совсем детскими, - вдруг оживился Павел, - «Незнайка на Луне» Носова и «Чиполино» Родари. Вот они про нашу современную жизнь. А еще, думаю, что Николай Носов в своих книгах описал коммунизм и капитализм «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка и его друзья» - коммунизм и социализм, а в «Незнайка на Луне» - капитализм.
- Как же, все читали, но не думали, что нам придется так жить.
- Еще о современной разновидности одиночества. Раньше жили в домах по три поколения. Никто ни от кого не отделялся, требуя личного пространства. Да спорили, выясняли отношения, но было как-то правильнее, что ли. Пока родители на работе, с детьми оставались бабушка и дедушка, постоянно им что-то рассказывали: о семье, о жизни, свои воспоминания. Это передача житейского опыта. Только через такое общение и можно привить семейные ценности, генетический код. Теперь одиноки все: дети, которые вынуждены сидеть в гаджетах, родители, которым нужно зарабатывать деньги, дедушки и бабушки, которым нужно искать хобби, чтобы занять себя.
- И одному плохо и вместе – неуютно, - продолжил Павел, хорошо сказал один писатель: "Когда долго смотришь на море, начинаешь скучать по людям, а когда долго смотришь на людей – по морю..."

Часть пятая. О животных рядом и скромности.

- Знаешь, Павел, как-то Уинстон Черчиль, знающий толк в жизни и взаимоотношениях с животными, сказал: "Если вы можете:  начать свой день без кофеина;  быть жизнерадостным и не обращать внимание на боли и недомогания;  удержаться от жалоб и не утомлять людей своими проблемами;  есть одну и ту же пищу каждый день и быть благодарными за это;  понять любимого человека, когда у него не хватает на вас времени;  спокойно воспринимать критику;  относиться к своему бедному другу так же, как и к богатому;  обойтись без лжи и обмана;  бороться со стрессом без лекарств;  расслабиться без выпивки;  заснуть без таблеток;  искренне сказать, что у вас нет предубеждений против цвета кожи, религиозных убеждений, сексуальной ориентации или политики - значит, вы достигли уровня развития своей собаки." Все животные, живут своей жизнью. И только собаки, живущие непосредственно рядом с человеком, оказывают воздействие на поведение человека, его стиль жизни, отношение к жизни, природе, взаимоотношениям. Да, много еще на что взаимно влияет  этот процесс общения. Я бы сказал – они нас воспитывают. Это нам кажется, что мы их дрессируем, учим. Ничего подобного! Человек, имеющий собаку, начинает по-другому смотреть на природу. Он начинает видеть листья на деревьях, траву, цветы, насекомых, других животных. Ему становится одинаково приятной погода, он одинаково любит различные времена года. Ведь, какая разница идет дождь или снег, жарко или холодно, когда ты рядом со своим другом и занят приятным для себя занятием. Он привыкает к режиму. Это заставляет его, в том числе,  отказаться и от вредных привычек и неуемных желаний. Постепенно становится понятна психология и поступки других людей, имеющих животных и их не имеющих, а также психология самих животных. Возвращаясь к высказываниям У.Черчиля, нам есть с кого брать пример.
- Да, Пётр,  действительно, стоит серьезно задуматься над своими действиями и поступками, так ли они хороши. Не только по отношению к окружающим, но и в вопросах  согласия со своей собственной совестью. Так ли мы живем? Так ли ведем себя по отношению к окружающим? Причем чем выше находится человек на социальной иерархической лестнице, тем пристальней он должен на себя посмотреть. Особенно политики, чиновники, бизнесмены и бизнесвумэн… Да, и что там говорить! И врачам со священнослужителями, учителям с продавцами… да и многим другим есть что изменить в себе, над чем поработать.
- Извини меня, Павел, мне кажется, - согласился с доводами  друга, Пётр, -  Нужно учиться терпению! Терпеливо относиться к мнению других, уметь выслушать – не перебивая, понять – не осуждая. Терпеть неурядицы. Не выносить, или вымещать негатив, свалившихся на тебя проблем,  на своих близких. Посмотреть вокруг себя – ведь кому-то гораздо хуже, чем тебе! По возможности помочь - не ожидая благодарности. Скромнее нужно быть: не выпячивая своё положение и уровень жизни,  богатство и заслуги, ум и достоинства. Что нужно, люди сами увидят и оценят! Наблюдая за тем, как развивается ситуация с современными финансовыми воротилами, олигархами, а также за тем, как расследуются дела о  различных финансовых махинациях и их последствиях, я тут вспомнил городского сумасшедшего из моей юности.  Это был человек с высшим образованием, говорили, что был очень грамотным и умным учителем. Немного опустившийся, но в костюме с галстуком, которые были потрепаны от ежедневной носки, не очень бритый. В какой-то момент жизни на чем-то мозг его «споткнулся»… «Споткнувшись» мозгом, он стал ходить по городу, либо ездить в автобусе, что-то всем рассказывая. Причем именно «всем». Он ни к кому конкретно не подходил, никого не задевал своими вопросами или мнением. Он говорил для всех. У него была интересная манера речи и жестикуляции: говоря о чем-то, он поднимал вверх глаза и немного выпячивал подбородок, а указательным пальцем правой руки, при этом,  делал жест, как бы чертя в воздухе «птичку» (v). Представил? Ну вот! Мы ходили за ним, слушали его речи, что-то говорили ему. Он останавливался, на секунду задумывался и, … отвечал. Человеку, который к нему обратился и чем-то ему не понравился, он говорил: "Враг народа! Голубая кровь!" Этот человек сказал, на мой взгляд, интересную фразу, помню с тех далеких времен. В очередной раз, встретившись с ним на улице, кто-то из нашей компании задал ему вопрос: «Почему у одних денег много, а у других мало?». Он ответил примерно следующее: «Парадокс? Нет! Двойное дно!». Действительно, во всех современных финансовых делах, имеется двойное дно. Только вот глубина и содержимое  этого «дна» разные. Ну, и о последствиях для тех у кого "дно" очень глубокое... Когда же контролер в автобусе его спрашивал про билет, он глубокомысленно задумывался на несколько секунд, а потом выдавал: "У меня вечный проездной!"
- Очень интересный сумасшедший, согласился Павел. Все как-то так и в тоже время – не так. Не знаю почему.
- Потому , что Павел, мы с тобой – из другой эпохи, из другой среды, из другого воспитания. Вот смотри: демократия – дело, конечно, хорошее, толерантность – опять же. Но… Нужно, чтобы соблюдались традиции, ведь они  – основа социума, фактор, сдерживающий центробежные процессы. Отказ от традиционных ценностей – опасность для общества. Откуда будут дети в однополых браках? Вот именно! А значит -  снижение рождаемости коренного населения. Значит, места коренных жителей будут занимать мигранты. А у них совершенно другое отношение к местности и людям на них проживающим. Мигранты уже стали навязывать свои традиции в ряде стран Европы: Англия, Франция, Швеция. Все будет зависеть от того, чьи традиции на данной территории будут преобладать: либо мигрантов, либо коренного населения. Такая и будет страна! Посмотрим на Европу через  несколько лет с ее стремление к однополой любви… И знаешь, что я хочу сказать, «бабник» - не самое плохое качество для мужчины в современном мире!
- Мужчина, считаю я, - поддержал друга Павел,  – это тот, кто создаст семью и ее обеспечит, создаст все условия для нормальной жизни. Для жены и друг, и любовник, и в доме – хозяин.


Часть шестая. О труде и пользе

- А вообще, Павел, - немного подумав и чертя прутиком на песке какие-то знаки, сказал Пётр, - Вот смотрю я на сегодняшнюю жизнь и не могу  понять: хорошо мы живём или плохо, как ты думаешь, а?
- Дружище Пётр! Вопрос непростой.  Это, смотря где: у нас в нашей деревне, или в райцентре, или же – в Москве. Жизнь, она, видишь, везде разная. А если в принципе, то живем мы неплохо: в магазинах все есть, квартиры народ покупает, машины вон – у каждого, по миру опять же можно ездить.
- Вот именно, дорогой Павел, всё есть, а денег-то нет!
- Ну, как это нет, -  возразил Павел, - Раз покупают все это, значит – есть!
- А вот в этом и вся проблема, - продолжил мысль Пётр, - Откуда у людей деньги?
- Откуда?
- А то ты не знаешь? Кредиты! Вот главный поставщик денег нашим людям. Ну, еще и деньги, полученные криминальным путем.
- Это как, сворованные что ли?
- Да сворованные у нас с тобой, у рабочих на предприятиях и так далее. Целые коллективы юристов и экономистов у владельцев предприятий работают над тем, чтобы уйти от налогов. А это - пенсии, выплаты, содержание тех, кто сам себя содержать не может. А еще чиновники, которые государственные день всячески стараются себе присвоить, там столько разработано вариантов и  схем!
- Чиновники, согласен. Их поставили государственный интересы блюсти, а они воруют. Особенно те,  которые в погонах. Сколько миллиардов в их домах и квартирах находили. Это же бюджеты городов!
- А у народа денег нет! – жестко сказал Пётр, - Потому, что простой человек не ворует, живёт честно. Вот ты, Павел, всю жизнь в деревне прожил, сельхозтехникум окончил, механизатором, трактористом работал.
- Это так, - согласился Павел, - Но, при Советской власти у меня были деньги и были возможности и купить то, что хотел, и на курорт съездить, правда зимой, кто ж меня в страду отпустил…
- А сейчас, что сейчас в деревне? Как живется механизатору?
- Если есть хозяин на земле и есть работа, наш брат получает неплохие деньги. Но, так бывает не всегда. Вот в нашем селе, арендаторы меняются через два-три года. Начнут , что-то делать , поработают , видимость создадут и бросают. Невыгодное в нашей Нечерноземной полосе это дело! А потом, еще начинают мухлевать: то официально заплатят, то – неофициально, то вообще кинут с зарплатой и концов не найдешь. Были тут у нас бизнесмены из областного центра. Вроде как отец  с сыном и бывшие еще тогда милиционеры. Набрали кредитов, такую кипучую деятельность развели. Ну, думаем, всё – пришли настоящие хозяева! И коровы из Голландии, и агроном – со званием, и коровник построили и цех по переработке молока сделали, чеснок посадили на нескольких гектарах, гречиху и так далее. Три года, удивлялись и радовались… Но… Вдруг начали банкротиться, внешний управляющий, долги, коров распродали, технику – тоже… Говорят миллионов сто в карман та семейка положила. И все нормально, все по закону! Как всегда, нас обидели, не выплатили и половины за последние месяцы. Вот такое хозяйствование у нас, дружище!
- Да, дела! – с грустью сказал Пётр, - Все куда ни кинь криминалом отдает, что бизнес, что государственное и муниципальное управление… А ведь неправильно это!
- Согласен – неправильно, - подтвердил Павел, - А где правильно?
- Да, в том-то и дело, что даже не знаю, где оно правильно…

Часть седьмая. О добре
 
- Павел! А что бы ты, сказал  о добре и зле?
-  О, Пётр, это вообще вопрос на который даже самый продвинутый философ не ответит. Вот смотри: хирург, ну или какой другой врач, там стоматолог, к примеру, режет человека, делает ему больно – это зло. Ведь делать человеку больно – это зло. А он его избавляет от еще большей боли, значит это – добро!
- Я много думал над этим и не могу ничего толкового по этому поводу сказать. Добро оно в самой природе Планеты Земля, она как добрая мать, как ласковая бабушка, как мудрый дедушка и требовательный и справедливый отец показывает нам добро. И оно не в выступлениях руководителей, организовавших строительство детской площадки или укладки дороги, и превозносящие это как добро. И не в проповеди священника, который говорит красивые вещи, а сам живущий не по вере. Она - в обыкновенных людях, которые несут в своих сердцах любовь к ближнему, любят и жалеют подобных себе, радуются теплоте своего дома после трудового дня и не делающие ничего того, что могло бы навредить другим людям. И она бессмысленна и безответна, ведь никто не требует благодарности за доброту и добро. Я это сделал, потому, что так воспитан.
- Пётр! А ведь добро – это простой человек, обитатель нашей Планеты Земля: не отмеченный высокими постами и наградами, не наделенный богатством и щедротами, трудящийся, приносящий благо окружающим!
- Вот именно, Павел, - доброта каждого человека к каждому человеку, не освещенная в СМИ, не распропагандированная, а  доброта без свидетелей. И она была всегда и будет всегда и на ней , именно на ней держится наша Планета, на ДОБРЕ! В самые ужасные времена, времена войн и революций, крушений и созиданий, она была, вырастая откуда-то из недр Земли, прорастая в простом человеке.

В это время раздались крики со всех сторон: «Эй! Вы – что вы там делаете и кто вы?»
- Мы – обитатели Планеты Земля, - в один голос ответили Пётр и Павел.- А вы, кто?
-И мы – обитатели Планеты Земля, - ответили голоса. И тут же задали новый  вопрос: «А что вы делаете?»
- Думаем о своей Планете Земля! – ответили в унисон друзья, -  А вы о чем думаете?
- И мы – о Планете нашей Земле думаем. А чего вы хотите?
Друзья задумались, переглянулись и в один голос заявили: «Хотим мира и справедливости! А вы?»
- И мы, хотим мира и справедливости, ответили другие обитатели Планеты Земля.
- Ну, тогда – все будет хорошо, пусть будет мир и справедливость! - заявили друзья.