Береги кафтан снову, а честь с молоду

Наталья Комарова 4
     1)Изречение это является русской пословицей, плодом устного народного творчества. Скорее всего, что родилась она в крестьянском быту из верований и повседневного труда русского народа. Это что-то вроде наблюдения, ценного для работы и жизни.
     2)Мысль в пословице выражена образно. Под честью разумеется душевная чистота, которую народная мудрость сравнивает с кафтаном (или платьем). Итак, честь и душу нужно беречь с юных лет, так же как и кафтан (платье) - снову.
     3)Беречь надо новую вещь, так как: все знают, одежда прослужит дольше, если обращаться с ней бережнее; ведь пятно можно отстирать и дырку зашить, но, чем больше стирать или зашивать, тем хуже...
     Так и с честью, и с душой.
     Дорожить ими нужно с молоду, потому что: пятно на человеческой репутации требует изглаждения (не каждый захочет общаться с нечестивым!), а на душе - очищения слезами (примирения с Богом), покаяния.
     4)Кто не следит за своими поступками, за своим нравственным обликом, позволяет себе вести себя недостойно, некрасиво, тот подвергается осуждению общества, становится изгоем или преступником. Не смеет рассчитывать на доброе расположение окружающих. (Примечания: и, всё же, очень опасно предупреждать суд Божий осуждением человеческим!)
     Для кого неважна чистота души, кто не заботится о добродетелях и вечной будущности - тот употребляет жизнь неправильно и совершенно не понимает её. Поэтому рискует погубить себя и свою душу. Следовательно, такой человек будет опозорен, когда другие удостоятся венцов.
     5)Посмотрите на монахов: как они целомудренны и трудолюбивы, как тверды в своём благочестии и устремлённости к духовному совершенству. Какой небесной славы они сподобляются! Но и - как осторожны в обращении с женщинами. В 218 главе "Луга духовного" блаженного Иоанна Мосха один старец сказал, что инокам необходимо избегать всякого соприкосновения с женщиной с такой же заботливостью, с какой предохраняют соль от воды, в которой соль растворяется и исчезает. (Так и монах. От жены произойдя, он, приближаясь к женщине, ослабевает и обращается в ничто, то есть, перестаёт быть монахом.)
     6)Очень много примеров праведной жизни можно найти в этой книге. Примеров того, как важно беречь честь и заботиться о спасении души благовременно. Но мне хочется привести грустный пример, в чём-то даже трагичный, о девушке павшей, не сохранившей своей чести в людских глазах и чуть не погубившей душу.
     Это история о девице, окрещённой Ангелами. Девица эта осталась сиротою после смерти родителей, очень богатых людей. Однажды она увидела неизвестного ей человека, собиравшегося удавиться. Его сильно теснили заимодавцы. И, отдав ему всё своё состояние, она избавила его от беды... Между тем сама девушка оказалась в стеснённом положении. Придя в крайнюю бедность, она начала распутную жизнь. Молодой организм не вынес такой жизни: она заболела и - опомнилась. Умоляла окружающих помочь ей стать христианкой. Но все отвернулись от неё с презрением. "Кто пожелает быть восприемником такой распутной женщины?"- говорили о ней. Когда она совсем пала духом, явился ей Ангел Господень в виде того человека, которому некогда оказала она милость. Девушку окрестили... Получив отпущение своих вольных и невольных прегрешений, девица почила в Господе.
     Таким образом, мы видим, как трудно ей пришлось, потерявшей всё, в том числе здоровье и самую жизнь. Но добрый поступок и искреннее, горячее стремление стать христианкой помогли ей обрести вновь душевную чистоту. Хотя и пожелала она не платья и не чести (если иметь ввиду людской суд), а только лишь покаяния, примирения с Богом и спасения.
     Не менее яркий пример, всем известный подвиг преподобной Марии Египетской, путь которой является путём истинного покаяния и восхождения к святости. Здесь мы опять-таки увидим возвращение душевной чистоты и чудесное внутреннее преображение.
     7)О необходимости сохранения душевной непорочности говорит и святитель Игнатий Брянчанинов, утверждая, что как должно хранить тело от видимого греха, так должно хранить и душу, эту невесту Христову от непотребных помыслов. Святитель Игнатий обращает внимание не только на поступки, но и на мысли, движения сердечные.
     8)Раньше невеста оставляла в Церкви свою красоту. Девичью повязку, венец из лент и цветов, символ девичества и девичьей воли. Так зримо представляли душевную, девственную красоту наши предки.
     Давайте приложим все усилия, чтобы и наша душа очистилась: стала доброй, тихой, кроткой и смиренной, как агнец, а сердце всегда оставалось бы непорочным. Давайте поревнуем о внутреннем совершенстве: поревнуем о решимости отвергнуться греха - преподобной Марии Египетской; о непрестанном плаче о грехах своих - святого Антония; о внутреннем бодрствовании (непрестанной молитве) - Феодосия Молчальника; поревнуем о такой любви, которая всё стерпит ради ближнего.
     Господь сказал Своим ученикам: "Имеющий одежду, пусть продаст её и купит нож" (Лк. 22:36,38). Ученики отвечали Ему: "Вот два ножа". "Два ножа означают двоякую добродетель: созерцание и добрые дела. Имеющий то и другое достигает совершенства" (блаженный Иоанн Мосх "Луг духовный"). Поревнуем же о двух ножах!
     Апостол Павел говорит: "Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою" (2 Кор. 11:2).