Зажги фонарь своей души. Глава 4. Окончание

Авигайль Барс
Более 25 лет назад я ездила в Тель Авив на лекции по каббале. Там познакомилась с Ларисой. Вот так бывает: большая группа интересных людей, а душа тянется к одному. Я думаю, в любом месте окружающие Ларису, почувствуют её внутренний магнит, притяжение к ней. Мы стали подругами, но не такими, что трезвонят друг другу каждый день и часто едут куда-то вместе. Лариса живёт далеко от меня, за всё время знакомства мы встречались несколько раз. Не так часто звоним друг другу, я дорожу временем других.  Когда мне было совсем плохо, и моя батарейка кончалась, я звонила Ларисе.  Как она умеет говорить! Найти нужные слова, ободрить, вселить надежду. После разговора с ней хочется летать. Как будто подключилась к станции мощной энергии для подзарядки.
  Лариса преподавала английский язык в университете, всегда была занята. Казалось бы, сейчас, выйдя на пенсию, можно больше наслаждаться жизнью. Взять несколько частных учеников, чтоб остаться в форме, заняться больше с внуками, гулять около моря. Но этого мало для неё, ей хочется больше делать для людей, нести им свет своей души.
Лариса идёт в ешиву: готовить для ребят обеды, конечно, это бесплатная работа, как волонтёра. В последнее время занимается еврейскими знакомствами, ради мицвы. Сколько надо терпения выслушать каждого, помочь человеку взглянуть на себя под другим углом, помочь кому-то раскрыть себя, свой потенциал.
Она любит приглашать к себе на шабат подруг и знакомых, особенно тех, кто только приближается к еврейским традициям. Показать в действии и рассказать другим о духовной красоте наших законах. Ей ничего не надо взамен, только дарить теплоту своей души.
Она с уверенностью может повторить за поэтом: "Светить всегда, светить везде – вот мой девиз и солнца". Я благодарна Всевышнему, что на моём небосклоне есть такое солнце!
Давайте вместе зажжём фонарь своей души.
В одной из групп по изучению Торы я познакомилась с очень симпатичной женщиной, с Диной. Она рассказала мне, что её сын приехал один в Израиль по молодёжной программе. Он стал изучать Тору и исполнять еврейские законы. Сын создал религиозную семью, и Дина, уважая его выбор, покупает для него кошерную пищу и соблюдает шабат, если он приезжает с семьёй на шабат.
Мы несколько раз попадали вместе на экскурсии, когда группа по изучению Торы распалась, мы договорились не терять связь. Дина интересный собеседник, она много читает, тем,  более выйдя на пенсию. Сын с семьёй живёт далеко, но она взяла на себя заботу о подругах: одной сварить борщ и ещё уговорить покушать, с другой поехать на проверку в больницу. Любовь к еврейскому народу, думать не только о себе, но и о других, быть сдержанной, когда кто-то бесит – эти украшения не купишь за деньги.
Недавно мы поехали вместе в Цфат, чтоб там присоединиться к пешеходной экскурсии по городу. Автобус начал маршрут в Бней Браке, сделал остановку в Нетании для нас. Время летних отпусков, автобус был заполнен харедимными семьями с большим количеством детей.
" Эти датишные заполонили всё, житья от них, от них вся зараза и корона" – эти фразы, как правило, я слышу от своих русскоязычных знакомых.
– Авигайль, посмотри какие чудесные еврейские детки! А какие красивые эти религиозные мужчины, словно с картины образы сошли. – Это восприятие Дины.
Последним пунктом нашей экскурсии был магазин от свечного завода. Гид на примере восковых фигурок на шахматной доске рассказывает о разных группах религиозного мира.
– А это  идеолог движения религиозного сионизма рав Авраам Ицхак Кук, его последователи учат Тору и служат в армии.
– Это я, это я. Это мой сын учит Тору и служил в армии.– Кричит Дина. Сколько гордости у неё за сына.
Возвращаемся домой, снова в автобусе много религиозных деток, которые у Дины вызывают умиление.
– Скажи, Дина, если бы не сын, было бы другое отношение?
Дина не торопится с ответом. У неё всегда обдуманный ответ, свойственный мудрым людям.
– Может быть,  не в такой степени, но всё равно, как же иначе, ведь у меня еврейская душа.
Вам приходилось слышать эту фразу не на сцене, а просто в дружеской беседе? "Ведь у меня еврейская душа" – так может сказать только гордый, свободный еврей. Меня эта фраза поразила. Вспомнила, как мы стыдились своего еврейства, хотели растворить среди народа, с которым жили.
Я уже слышу голос Дины.
– Ну, и зачем ты про меня написала? Ничего у меня особенного нет, я такая, как все.
В каждом из нас горит особый, неповторимый свет.
Действительно, много семей, где дети стали религиозные, многие родители вслед за ними тоже стали религиозные. Сколько ребят прошли настоящий гиюр, их русские мамы сделали для своих детей кошерную кухню. Сколько хороших людей, евреев и не евреев, я встретила за 28 лет жизни в Израиле, их всех не перечислить. Я многим благодарна, что были и есть в моей жизни. Хорошо, когда люди помогают друг другу, согревают теплом своей души.
Вы наблюдали, чем занимается народ? Работают, отдыхают, ходят в музеи и в театры, путешествуют. Хорошая пища для живота, всё остальное – для развития, для интеллекта, для престижа, для самолюбования и так далее.
Вдруг робко стучится душа: " А для меня что?"
В группу изучения Торы входит еврей без кипы, в коротких штанишках. Здесь не урок еврейской философии или еврейской истории. Здесь учат законы, данные Богом, но душа его привела к Торе. В последнее время много уроков Торы можно найти в интернете, много разных равов, на выбор. Но многие усталые после работы, едут не домой, а на урок Торы, кто-то покидают уютное кресло перед телевизором, с пересадками автобусов добирается до места встречи с любимым равом, с группой единомышленников. Услышать живое слово Торы, дать питание своей душе, побыть в атмосфере, возвышающей нас. Сколько создано разных групп по изучению Торы на разных языках.
– Авигайль,  какая сегодня парашат шауа (недельная глава Торы)? – Спрашивает меня по телефону Дина.
– Вот я открыла комментарии Ицхака Зильбера, ты знаешь такого, стоит его читать?
Да, я знаю рава Ицхака Зильбера. Тебе повезло, Дина,что открылись уроки этого рава. Учитель математики в советской школе, сколько он прошёл в своей жизни, чтоб остаться религиозным евреем. Стоит прочитать его книгу – воспоминания "Чтобы ты остался евреем".
Сколько еврейских душ зажег раввин Ицхак Зильбер. Когда он приехал в Израиль, организовал много центров по изучению Торы для русскоговорящих евреев, ешиву для еврейских ребят.
Творец! Взгляни с высот своих на этот мир!
А сколько в нём огней - не счесть!
То души наши светятся во тьме.
Пылает в них огонь Твоей Божественной души.