Розовая бронза

Виталий Уйманов
Уже много дней на даче  стоит жара. Сегодня днём было около 30, а под вечер, как по расписанию, разразилась очередная гроза с ливнем. Казалось, что молнии с сухим треском, переходящим в оглушительные удары грома, рвутся прямо над крышей, сотрясая дом. В общем, всё обычно, за исключением самого неба. Оно, не как положено – мрачное, цвета тёмных грозовых туч, а напротив,  -  ровного розового тона. Широкая полоса грозового фронта, идущего с севера, со стороны Клёново, закрывала большую часть небосвода. Это светлое, «гладкокрашеное» полотно постоянно рассекалось разветвлёнными вспышками молний. Я наблюдал за картиной грозы в окно второго этажа и старался припомнить, где я ещё мог видеть такой, не совсем обычный, розовый цвет? И неожиданно вспомнил про «розовую» бронзу. Это давний эпизод, уже было напрочь позабытый мною.
Москва, лихие (или проклятые) девяностые.
Как-то я зашёл в магазин «Академкнига», что расположен на углу улицы Горького и Советской площади, напротив здания Моссовета (тогда, кажется,  это всё уже было переименовано), слева от памятника Юрию Долгорукому, если стоять к нему лицом.
Помимо книг, на первом этаже в то время располагался антикварный отдел. Моё внимание сразу привлекла, выставленная на самом видном месте, бронзовая конная скульптура (язык не поворачивается назвать «статуэтка») «Спящий витязь». Удивляли её размер (высотой, как помнится, сантиметров 70-80, или больше), детальная проработка элементов фигуры спящего в седле русского богатыря в доспехах, похожего на Илью Муромца с картины Васнецова, его лошади, и сбруи. По мастерству исполнения, знанию исторической фактуры, передаче состояния образа было видно, что это авторская работа большого мастера конца 19 - начала 20 века (к сожалению, не узнал его имени*). В то время, о котором идёт речь, такие вещи «музейного» уровня уже можно было встретить  на прилавках антикварных магазинов, так как появились толстосумы, имеющие возможность купить их по «настоящей» цене.
И ещё, что привлекло моё внимание – необычный цвет материала. Скульптура выполнена из бронзы розового цвета, что выглядело одновременно и неожиданно, и очень красиво - я увидел такое, кажется, впервые. Именно этот цвет я и вспомнил, наблюдая грозовое небо на даче. Каким же непостижимым путём возникают ассоциативные связи в нашей памяти!
Короче говоря, это было подлинное произведение высокого русского искусства, а именно того его раздела, о котором я раньше имел смутное представление.
Мне разрешили пройти за прилавок и получше рассмотреть этот шедевр. Бросилась в глаза прикреплена табличка «продано», или «отложено», что-то в этом роде – эта вещь явно предназначалась для кого-то.
Я не сказал об этом раньше, но что ещё привлекло моё внимание уже при входе в магазин, так это скопление телекамер и каких-то людей.
Как я потом услышал, ждали появления Ельцина. Что ему делать в книжном магазине, да ещё с такой помпой? И тут я заподозрил, что всё это, очевидно,  приурочено и задумано для вручения высокой особе «царского» подарка, что «Спящий витязь» был предназначен именно для этого. И начал додумывать, что кто-то «от купцов первой гильдии», как в былые времена, желая завоевать расположение или отблагодарить «Царя-батюшку», приготовил эту скрытую форму взятки, а тот «простодушно» был готов её принять и, ради этого, снизошёл до посещения книжного магазина. …. Но это уже мои фантазии, так как визита «самого» и окончания этого события я не стал дожидаться.
Интересно, у кого из «достойных» людей сейчас находится эта замечательная вещь – в семейной коллекции бывшего правителя, олигарха… но, конечно же, не в музее «для всех». Когда-то меня возмутил, показанный по телевидению сюжет о «коллекционерке» (жене главного санитарного врача города) из блокадного Ленинграда, собирательство которой я приравнял к мародёрству**.
А не было ли уже в наше, смутное время, накопление произведений искусства «ценителями» (от слова «цена») разных мастей таким же мародёрством?
Я же сегодня рад тому, что оказался в нужное время в нужном месте и успел увидеть этот шедевр, прежде чем он осел в «закромах» кого-то из современных «коллекционеров»  и тому,  что у меня в памяти остался этот необыкновенный розовый цвет бронзы.
_______________
*Скорее всего, автор скульптуры Евгений Александрович Лансере.
** «Ленинградский сюжет»:  http://www.stihi.ru/2008/03/16/985

06.07.13., Клёново.