Книга - Цветы Сердца. Балетное либретто

Яхья Мустафаоглу
                Яхья Мустафаоглу

                Книга "ЦВЕТЫ СЕРДЦА"
                Оригинальное балетное либретто

                Стамбул – 1991


                АННОТАЦИЯ

Оригинальное балетное либретто, уникально по своей идее и своей исторической правдивости. Крым, известный своими земными и небесными тайнами, дополнен еще одной легендарной историей высокой связи своего народа со Светлыми Небесами. История любви и возвышенных отношений Крымской девушки и молодого человека - представителя одной из высоко духовных планет высшего мира произошедшая более 12 000 лет назад лежит в основе данного либретто. Драматические события, происходящие в Крыму той далекой эпохи, показывают, что всякому темному владычеству приходит заслуженный конец. А все светлое, чистое, прекрасное и духовное всегда побеждает тьму и зло. Ибо в основе победы добра над злом лежит вечный Свет Возвышенной Любви и Духовное Единство всех миров Вселенной…


                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

НУР (Nur) – представитель иной планеты из высокого измерения имеющий высокий уровень Духовности и Культуры.
ГУЛЬ (Gul) - Крымская девушка.
ЭЗЕЛЬ (Ezel) – Сын Нура и Гуль.
АЛАМЕ (Alame) – Мудрец, отец Гуль.
ДВОЕ ИНОПЛАНЕТЯН – друзья Нура.
ПРАВИТЕЛЬ КАРА – Последний Правитель Древнего Крыма.
МИНИСТР ВОИНОВ.
МИНИСТР ТОВАРОВ.
ПРИДВОРНЫЕ – (не меньше 10 человек).
ЛИЧНАЯ ОХРАНА ПРАВИТЕЛЯ – (не менее 4 человек).
ВОИНЫ – (не меньше 10 человек).
НАРОД – (не меньше 24 человек. Во всех сценах остаются в неизменном числе).

Место действия – Крым
Время действия - Более 12 тысяч лет назад - предыдущий цикл эволюции Земли.

ПОЯСНЕНИЕ:
Согласно древним источникам и представлениям, спираль Духовной Эволюции Земли и человечества состоит из многотысячелетних циклов. Каждый Цикл включает четыре Периода: - Золотой, Серебренный, Бронзовый и Железный века. Движение Эволюции охватывает все периоды с возвращением к Золотому веку в обратном порядке. Согласно этим представлениям современное человечество находится в начале Бронзового века на пути к Золотому веку, т.е. в начале гигантского периода духовного возрождения.

Время действия балета Цветы Сердца – конец Серебренного века, перед началом Золотого века предыдущего цикла.

Цель балета ЦВЕТЫ СЕРДА: показать вечную Красоту Света Любви, как основу Духовности и Культуры!


                АКТ ПЕРВЫЙ

                Первая картина.

Цветовое решение: Доминируют светло-розовые, зеленые и желтые тона.

Весна. Утро. Рассвет. На переднем плане цветущий луг. Вдали под лучами восходящего Солнца сияет море. Виден Кара Даг – высокая гора правильной конической формы. На лугу большой розарий. Рядом с цветником небольшая хижина.

Возле хижины на большом камне сидит старец – Аламе, облаченный в длинный голубой хитон. Из хижины выходит молодая девушка – Гуль, в коротком простом ярко желтом (светло-фиолетовом) платье. Она только что проснулась и теперь с удовольствием потягивается, улыбается восходящему Солнцу. Целует и приветствует своего отца. Аламе обнимает дочку и благословляет ее. Ей сегодня исполнилось восемнадцать лет. Счастливая Гуль радуется весне и юности. Затем она идет в свой розарий и начинает ухаживать за цветами. Играет с розами, разговаривает с ними, целует их, радуется. Гуль среди роз танцует танец счастья!..

К ней подходит отец и говорит ей, что цветы, выращенные Гуль будут расти по всему Крыму и может быть – по всей Земле. Он говорит, что эти цветы будут дарить людям счастье, потому, что они питаются светом Солнца и звезд. На далеких планетах есть невиданные прекрасные цветы, которые когда-нибудь будут расти и на Земле. Отец еще раз поздравляет дочку с ее совершеннолетием и уходит в хижину. Гуль остается среди цветов одна. Она мечтает о небесных цветах, о любви и о счастье всей Земли.
(Этот танец мечты сопровождается Арией Гуль – звучащей в форме вокализа, без слов).


                Вторая картина.

Цветовое решение: Общий цвет картины розово-голубой с преобладанием фиолетового цвета.

Пейзаж иной планеты с высокоразвитой духовностью и культурой. Все необычайно прекрасно!.. На небе два Солнца – Розовое и Голубое. Никаких строений и конструкций нет.

На переднем плане виден большой цветник, на котором растут световые космические цветы необычайной красоты. Они ярко светятся белым цветом и переливаются всеми цветами радуги. На среднем плане лотосо-подобные деревья и кристаллические прозрачные большие цветы с огромным пестиком в центре и развернутыми лепестками. На дальнем плане виден сияющий профиль Белой Горы с пятью вершинами. В стороне стоит чисто белый (дискообразный с конической башней, космический летательный аппарат типа виманы).

На цветнике появляется Нур в ярко белом облегающем все тело комбинезоне. Он осматривает цветы, общается с ними и собирает их светящиеся семена в руку. К Нуру подходят двое его друзей, одетых так же как и он. Нур рассказывает им о том, что эти семена предназначены для далекой планеты. Он мечтает сделать людей этой планеты счастливыми. Друзья помогают Нуру собирать семена световых цветов. Все трое танцуют торжественный танец радости!.. Друзья тепло прощаются. Нур садится в летательный аппарат и взлетает, направляясь к нашему Солнцу, на далекую Землю!..


                Третья картина.

Цветовое решение: Повторение первой картины. Преобладает розовый цвет.

Полдень. Среди роз в легком розовом платье гуляет Гуль. Она волнуется, находясь в каком-то странном предчувствии необычного. Она садится на траву и мечтает, глядя на небо…

Вдруг на небе появляется летательный аппарат, который быстро приближается и делает посадку на лугу, недалеко от розария. В это время Гуль сидит на траве и удивленно смотрит на происходящее. Из аппарата выходит Нур. Он радостно оглядывается вокруг, подходит к розарию и начинает удивленно рассматривать его. Гуль поднимается, подходит к нему и говорит, что эти цветы вырастила она. Нур любуется красотой Гуль. Она восхищена Нуром. Гуль спрашивает откуда он прилетел, и кто он? Нур рассказывает о своей планете, о себе, о том, что он на своей планете тоже выращивает цветы, но его цветы ярко светатся. Нур выносит из своего летательного аппарата световой цветок и дарит его Гуль. Она восхищена! Нур показывает ей светящиеся семена, объясняя, что он привез их чтобы и на Земле росли световые цветы. Нур дарит семена Гуль, которая восхищенно благодарит его. Гуль переживает до сих пор неведомое ей восторженное чувство любви! И в сердце Нура пробуждается любовь! Влюбленные любуются друг другом и радостно сажают семена космических цветов. Постепенно темнеет…


                Четвертая картина.

Цветовое решение: Доминирует насыщенно фиолетовый цвет.

…Наступает чудесная весенняя ночь!.. Розарий Гуль освещенный семенами космических цветов становится подобен усыпанному яркими звездами небу. Влюбленные остаются наедине со звездными просторами космоса…
(Звучит дуэт влюбленных. Вокализ)
Небо постепенно светлеет. Нур прощается с любимой и говорит ей, что она родит сына и улетает на свою планету. Гуль радостна и печальна. Она любит и будет ждать любимого. Она будет матерью. Гуль мечтает о сыне!..


                АКТ ВТОРОЙ

                Пятая картина.

Цветовое решение: Повторение первой картины. В цветовой гамме преобладает светло-зелёный цвет.

Цветник. Аламе сидит возле хижины и беседует с семилетним сыном Гуль – Эзелем, который одет в чисто белый хитон. Мудрец рассказывает Эзелю о Земле, о Космосе, об иных мирах, о его отце Нуре, о цветах…
Одетая в светло-фиолетовое платье Гуль в это время ухаживает за цветами. В ее розарии теперь цветут и световые цветы…

Неожиданно на лугу появляется роскошно одетый Министр Товаров. Он очень деловит, хитер и жаден. Увидев необычные цветы, он подходит к Гуль и начинает расспрашивать о них. Гуль говорит ему, что это цветы из космоса. Торговец поражен красотой цветов и красотой Гуль. Он просит подарить ему цветок. Гуль дарит ему один цветок. В это время Аламе, находящийся с ее сыном возле хижины окликает Гуль, спрашивая кто это и что ему нужно. Пока Гуль рассказывает отцу о Министре Товаров, тот незаметно срывает еще один цветок и быстро уходит. Гуль оборачиваясь не находит его. К ней подбегает малыш и мать с сыном начинают весело играть. Аламе задумчиво смотрит вслед уходящему торговцу, заподозрив неладное…


                Шестая картина.

Цветовое решение: Превалирует мрачно-багровый, темно-желтый колорит.

Великолепный, но безвкусный, вычурный Дворец Правителя Крыма – Кара. Кара сидит на троне в центре огромного зала. (На нем костюм, состоящий из черного, серого, коричневого и темно-желтого цветов.)
Вокруг – личная охрана Правителя, Министры, Придворные…

Звучит гонг и в зал входит Министр товаров со световым цветком в руке. Один из двух цветов он оставил себе, а другой принес продать Правителю, как самому богатому покупателю. Торговец показывает Правителю и всем присутствующим световой цветок. Все поражены его красотой. Торговец просит Правителя заплатить ему за цветок. Правитель спрашивает, что он хочет за цветок и говорит, что заплатит еще больше, если торговец скажет где взял его. Министр товаров, боясь прогадать, торгуется. Он рассказывает Правителю о розарии на берегу моря, согласившись лишь на высшую предложенную плату. О Гуль он умалчивает, желая сам ею завладеть. По приказу Правителя на шею торговцу вешают на коричневой ленте огромный деревянный орден, (с маленькими тусклыми камнями), закрывающий ему грудь и живот. Правитель бросает ему несколько монет. Собрав их, довольный торговец удаляется.

Правитель подзывает Министра воинов, (одетого в глухо застегнутый мундир цвета хаки с черными маскировочными кляксами) и дает ему приказ найти цветник на берегу моря и принести во дворец все цветы. Министр воинов в сопровождении своих воинов направляется на побережье. У Правителя Кара зреют честолюбивые планы украсить свой трон и дворец необычными цветами.


                Седьмая картина.

Цветовое решение: Повторение первой картины. Преобладает ярко красный цвет.

На лугу возле розария появляется Министр в сопровождении воинов. Он удивлен увиденным. По его жесту воины начинают рвать цветы. Многие цветы оказываются затоптанными под их грубыми ногами. В это время из хижины выходит Эзель (в голубом легком одеянии) и увидев, что воины рвут цветы, бежит к цветнику защищать его и кричит о помощи. Министр воинов грубо отталкивает мальчика. На его крик выбегает мать (в насыщенно фиолетовом платье) и бежит к сыну. Её останавливает Министр воинов и всячески препятствует ей пройти к розарию. В это время воины продолжают рвать цветы. Эзель зовет деда Аламе и смело идет защищать свою мать. Министр воинов поражен смелостью мальчика.

В это время Аламе выходит из хижины и увидев происходящее говорит Министру о недопустимости подобных действий. Мудрец говорит, что если воины не прекратят рвать цветы, то Небо накажет и Министра, и его Правителя – Кара, ибо их жадность и насилие нарушают гармонию природы и это вызовет гнев богов. Гуль вырывается из рук Министра воинов и вместе с сыном убегает к Аламе. Старец успокаивает их. Министр с воинами, растоптав цветник и забрав почти все цветы уходят. Несколько цветов все же осталось защищенными матерью и сыном. Гуль плачет и страдает. Вместе с сыном она обращается к Небу и зовет своего любимого на помощь. Эзель зовет отца. Аламе говорит, что их зов будет услышан. Нур знает о происходящем и скоро прилетит на помощь. Мудрец и Эзель уходят. Оставшись одна Гуль простирает к Небу руки и совершает молитву любви и верности.


                Восьмая картина.

Цветовое решение: Повторение шестой картины. Доминируют мрачно-багровый и темно красные цвета.

Дворец правителя Кара. Вокруг трона Правителя разбросаны световые цветы. Они поблекли, но все еще прекрасны.

Фальшиво звучат фанфары. Появляются придворные, министры, охрана и наконец, полный тщеславия и надменности Правитель Кара. Он идет, поглядывая с высока на цветы и на окружающих. Садится на трон и любуется собой в окружении необычайных цветов, которые под его взглядом еще более блекнут. Затем он приказывает привести Гуль. Толпа придворных расступается, и воины приводят Гуль (в насыщенно фиолетовом платье) вместе с Эзелем (в голубом костюме). Она идет, смело глядя на Правителя. Правитель, видя красоту Гуль начинает чувствовать к ней страстное влечение и не слишком это скрывает. Но пока он намерен допросить и подчинить себе Гуль. Кара спрашивает где она взяла эти цветы. Гуль говорит, что эти цветы привезены из космоса. Кара смеётся в лицо Гуль. Она говорит, что выращивала их для всех людей, а не для одного правителя. И что Кара поступил очень дурно, уничтожив цветник, предназначенный для народа, ибо эти цветы – счастье народа!..

Кара негодует, но восхищается смелостью и красотой девушки. Его страсть пылает все сильней. Он говорит Гуль, что отныне она должна выращивать цветы только для него и его дворца. В этой стране все принадлежит ему и если она не подчиниться, то он уничтожит ее сына. Воины готовы схватить Эзель! Мальчик прижимается к матери. Гуль отвечает Кара, что она свободный человек, что она верна своему любимому и, если Кара не отступится от своих злых намерений его постигнет плохая участь.

Кара смеется ей в лицо и приказывает воинам схватить мальчика. Воины с силой отрывают сына от матери. Кара, не скрывая своей страсти пытается обнять Гуль. Она вырывается из его рук. В это время в зале появляется Аламе, которого по требованию народа стражи пропустили во дворец. Войдя в тронный зал Аламе обращается к правителю с предупреждением. Мудрецу было видение, в котором боги сказали, что, если Кара не откажется от своих злых намерений его постигнет страшная участь. Правитель и его дворец сгорят в великом огне божьего гнева. Кара надменно и самоуверенно смеется и приказывает своему Министру воинов схватить всех троих и бросить их в темницу. В это время из окон дворца слышится шум возмущенных голосов народа, требующего освобождения Гуль и ее сына, вместе со старцем Аламе. Министр охраны докладывает Правителю о возмущении народа, готового встать на защиту арестованных. Правителю не приятно это сообщение, и он решает отпустить Эзел и Аламе, но не может отказаться от Гуль. Кара отпускает Аламе и Эзеля, а Гуль оставляет во дворце.

Зал дворца пустеет и темнеет. Тускло светят световые цветы. Кара остается наедине с Гуль и начинает ей говорить о своей страсти. Гуль отвечает, что Кара не ведает что такое истинная любовь. У нее в сердце светит истинная любовь к Нуру, и эта любовь делает её бесстрашной и непобедимой. Кара смеется и гасит огни, оставляя лишь небольшой светильник и пытается обнимать Гуль.

Вдруг, излучая яркое сияние в зале дворца появляется, спустившись сверху, Нур! Мощным лучом света он отсекает Кара от Гуль. Берет ее измученную на руки и исчезает из дворца вместе с ней. Кара остается пораженный и остолбеневший, не в силах понять, что же произошло. Дворец Правителя погружается в тьму…


                АКТ ТРЕТИЙ

                Девятая картина.

Цветовое решение: Преобладает синий и пурпурный цвета.

Побережье. Гавань. Вдали на склоне горы Кара Дага хорошо виден дворец Правителя. Недалеко виден цветущий луг. На берегу собрался пестро одетый народ (некоторые люди одеты в облегающие комбинезоны, а некоторые в длинных хитонах. Женщины в прямых легких платьях). Здесь же Аламе, Эзель и Гуль в чисто белом длинном платье. Все возбуждены в ожидании чего-то грандиозного. Аламе успокаивает людей и говорит, что когда Солнце будет в зените боги накажут Кара за его злодеяния. Сорвав и присвоив себе космические цветы Правитель лишил народ счастья и нарушил гармонию Природы. Боги, Солнце и Космос низвергнут Правителя вместе с его дворцом.

Гуль прижимает к себе ребенка. Вдруг Земля начинает содрогаться, Кара Даг пробуждается и из его недр вырывается мощный огонь. Это проснулся вулкан. Вершина горы рушится и в открывшийся огненный кратер вулкана проваливается дворец Правителя. Кара Даг весь содрогается. В море летят гигантские скалы, огненные камни и выбросы лавы. Через некоторое время все успокаивается. Карадаг принимает современные очертания. Правителя, Министров, Придворных и дворец поглотило огненное чрево горы. Гнев богов уничтожил темного злодея Кара – последнего правителя этой Земли!

Народ ликует! Вместе со всеми радуются Гуль, Эзель и Аламе. В небе появляется летательный аппарат, который быстро опускается рядом с людьми. Из него выходит Нур с двумя друзьями. Гуль и Эзель радостно бегут к нему. Мать и сын встречают любимого. Все трое обнимаются!.. Аламе радостно подходит к своим детям. Вместе с ними народ удивленно и радостно приветствует пришельцев из высокого мира.

Нур говорит собравшимся людям, что Кара и его дворец вместе с придворными более не существует. На этой Земле исчез последний правитель! Отныне народ может жить свободно без всяких правителей и воинов по законам Света, Любви и Красоты. Нур и его друзья показывают людям вновь привезенные из космоса световые цветы. Нур говорит людям, что эти цветы – их счастье! Нур вместе с Гуль и Эзелем будут выращивать эти цветы для всех людей Земли!..

Аламе от имени народа благодарит космических друзей. Эзель высоко поднимает в руке прекрасный Космический Цветок. Народ восторженно поднимает Эзеля на руки. Все поют гимн Света, Любви и Радости!..
(Хоровой вокализ народа)


                Десятая картина.

Цветовое решение: Повторение первой картины с измененным современным профилем горы Карадаг на дальнем плане. Общий цветовой тон – белый!

Весенняя ночь. Цветы светятся подобно звездам на небе. В дали просматриваются Крымские горы и холмы, покрытые цветущей зеленью. На всем лугу растут и цветут световые цветы. На месте старой хижины Аламе стоит небольшой прозрачный хрустальный Храм Сердца. Внутри Храма под трехгранным куполом находится самый красивый и большой Световой Цветок. Возле Храма сидит Аламе, погруженный в созерцание.

На переднем плане Гуль (в длинном нарядном белом платье) вместе с Нуром любуются цветами. Розы стали светящимися, как и космические цветы. Они стали большими и прекрасными. В белом хитоне появляется восемнадцатилетний Эзель. За ним идут люди…

Увидев отца и мать Эзель радостно приветствует их. Аламе встречает народ и рассаживает всех вокруг Храма Сердца по спирали, которую образуют световые цветы.

Предрассветный час. Эзель входит в храм и садится в позе лотоса лицом к восходящему Солнцу. Справа и слева от него садятся Нур и Гуль. Аламе садится в конце световой спирали в три витка, образуемой людьми, держащими световые цветы. Все ждут восхода Солнца!..

Тишина. И вот первый луч Солнца касается вершины горы, затем купола Храма и цветка внутри него. Космический Цветок начинает светиться гораздо ярче чем прежде, пульсируя в ритме сердца. Он разгорается ярче и ярче по мере поднятия Солнца над горизонтом. Цветы в руках, сидящих (прижатые к сердцу) так же начинают синхронно пульсировать в этом же ритме, поочередно начиная от самого ближайшего к центру человека и до Аламе. Тот, у кого цветок начинает пульсировать встает и танцует Танец Радости!..

Постепенно все три круга спирали пульсируют вместе с Центральным Цветком. Эзель встает, берет в руки сияющий ярким Светом Цветок Сердца, выносит его из Храма и в возвышенном состоянии несёт его внутри живой спирали. Нур и Гуль танцуя идут справа и слева от него. Эзель высоко несет Цветок Сердца! Все трое ликуют в торжественном Танце Света, Любви и Радости!.. Счастливы народ славит Красоту Любви!..

Подлетает летательный аппарат и садится неподалеку стороне. Нур и Гуль прощаются с людьми, с отцом и сыном. (Солирующий дуэт в сопровождении вокализирующего хора). Они полетят на планету Нура. Эзель возвращает Цветок Сердца в Храм Сердца и садится под куполом. Цветок Сердца, установленный в центре Храма продолжает ярко пульсировать.

Народ прощается с Нуром и Гуль. Аламе так же прощается с ними и просит их о скором возвращении. Нур и Гуль входят в космический аппарат, который взлетает, унося на небо двух любящих. Народ торжествует победу Любви и Света!..


                ЗАНАВЕС
               
                Конец.



                ДОПОЛНЕНИЯ

                РЕКОМЕНДАЦИИ КОМПОЗИТОРУ:

Музыка не должна быть в стиле обычной классики, она скорее ближе к так называемой языческой музыке. Но языческая музыка часто понимается как примитивная, это неправильно. В действительности она весьма духовна и выражает природу человека той древней эпохи, когда люди жили в сознании духовного единства с окружающей природой, миром и космосом. Выраженные в музыке балета Любовь и Единство всего сущего, чрезвычайно важны в современном мире. Это должно быть подчеркнуто как основа простых благих человеческих взаимоотношений. А представители тьмы и зла (например, правитель Кара и ему подобные) могут быть музыкально выражены в демонических красках, как теряющие свое господство, представители тьмы и противники всего светлого, чистого, прекрасного и духовного. А все Чистое, Светлое, Возвышенное и Прекрасное побеждает в Свете Любви и Духовного Единства человечества!..


РЕКОМЕНДАЦИИ БАЛЕТМЕЙСТЕРУ – ПОСТАНОВЩИКУ СПЕКТАКЛЯ:

Конечно танец должен прежде всего выражать чистоту и духовные устремления человека той древней эпохи, так нужные современному человеку. Поэтому языком балетной пластики не может быть язык французской хореографии или современной Российской балетной школы, или язык Модерн Данса. Балету Цветы Сердца, соответствует духовно-телесное выражение внутреннего мира героев, которое говорит Языком Духовного Сердца человека той эпохи. Это не эмоциональный центр, а Духовный Центр находящийся в Душе человека!..

Поэтому и композитор, и постановщик балета Цветы Сердца и все актеры – танцоры – исполнители ролей не должны творить спектакль или свою роль умом. А исключительно Сердцем полным Любви Высшему Свету, творящему все сущее. Все что кажется уму трудным или непонятным. Легко осознается в собственном Духовном Центре – Сердце, где уже есть и музыка, и вся постановка спектакля!
Спектакль в целом конечно будет нести свой смысл и значение для современного человечества в вечных светлых духовно-нравственных ценностях, выраженных в балетном либретто и воплощенном в спектакле…

____________
ЦВЕТЫ СЕРДЦА – Балетное Либретто.
ISBN 978-5-0059-6777-0 © Яхья Мустафаоглу 2023
Все права защищены.
Никакая часть этого либретто или произведение целиком не могут быть скопированы и использованы в иных книгах, журналах, сайтах или др. изданиях без письменного разрешения автора.