Тюремный дневник. в клетке

Михаил Вайнгортен
Суда не помню, было мне невмочь.
Потом - барак, холодный, как могила.
Казалось мне: кругом сплошная ночь -
Тем более, что так оно и было.
(В. Высоцкий)



–Помолись с нами ,тебе станет легче… Нас было семь человек: трое белых и четверо черных ,мы столпились в кружок в узком пространстве между камерами и душевой. Молились по очереди, взявшись за руки , когда один из нас завершал свою молитву , остальные повторяли за ним:
–Аминь! Вот очередь дошла до меня ,раньше я молился только два раза  жизни,  первый когда  учился в школе (что бы не вызвали к доске) и второй  раз , когда  сыну поставили  страшный диагноз (что бы не подтвердился)
Оба раза бог мне помог , почему бы ему не сделать это еще раз?!
Я на минуту задумался:
–Боже , спаси меня , не дай мне погибнуть в тюрьме, сделай так ,что бы я поскорее вышел отсюда… Вместо «аминь» послышался хохот, потому что мой английский ,к сожалению, оставлял желать лучшего.
–Попробуй  помолиться на своем языке, богу так будет легче тебя понять. Я   произнес свою молитву  по-русски.
–Аминь! Повторили шесть человек за мной.
–Эй монашки , закругляйтесь , пора по койкам ! Крикнул охранник
–Давайте,  ребята, пошевеливайтесь, пошевеливайтесь! И вы, картежники , вас тоже касается. Обратился он к группе заключенных ,которые и так старались побыстрее закончить партию до отбоя.
 
Как обычно по ушам резанул омерзительный звук , это автоматические двери-решетки  наших камер скользят по металлическим направляющим, сейчас они открываются , что бы через пять  минут закрыться  до утра. Нужно торопится, поднялась суматоха неизбежная  перед отбоем. Потом мы суетливо и покорно разошлись по своим клеткам. Я забился в свою камеру номер два, сел на жесткий  , как кирпич матрас, спать было рано ,все равно час-полтора зэки будут шуметь пока полностью не угомонятся.
Каждый вечер повторяется одно и тоже :
–Милс ?!
–Что надо ?
–Да имел я тебя! Раздается гогот , минуты на две. Потом все сначала. Я так и не смог понять ,почему эта дебильная шутка пользуется успехом и повторяется каждый вечер. Меня сегодня тоже не забыли. По-английски это звучало примерно так:
–Michael ?!
–Yep ( Yes)
–Fuck you!
–Fuck you too!

–Майкл!?
–Да.
–Чего не спишь?
–Свет мешает.
–А ты закрой свои долбанные глаза и спи !
–Лучше закрой свой долбанный рот и заткнись до утра! Моя реплика потонула в восторженном одобрительном улюлюканье. Я улегся довольный собой и уткнулся лицом в подушку, вернее в утолщение поролонового матраса ,настоящая подушка не полагалась. Вдруг мне стало легко и радостно ,слезы потекли по щекам, неизвестно откуда пришла уверенность ,что все будет хорошо. Не думаю ,что помогла молитва ,просто после ужасов карантина здесь, на общем отделение, было довольно сносно. Сон овладел мною, несчастным ,истерзанным существом , глубокий и безмятежный первый раз за последние дни проведенные в изоляторе федеральной тюрьмы города Рочестер штата Нью Йорк. (Будь  он проклят)

Тюремный дневник, который я вел ,что бы не сойти с ума от тоски и одиночества скорее всего,  не имеет литературной ценности, но дорог мне как память, пусть это, звучит сто раз банально! Оказалось попадать в тюрьму и писать об этом тоже очень банально , я читал такие истории ,все они очень похожи одна на другую, моя не исключение. Я не заблуждаюсь на свой счет, у меня нет таких литературных способностей ,что бы кого-нибудь задеть за живое описанием моих страданий или заставить сопереживать им.  Можно было бы  просто забросить эту затею ,ведь я не писатель, но  мне хотелось  завершить дневник. Пол года это занятие помогало мне «оставаться на плаву» и сохранять надежду. Вот настал долгожданный день последнего судебного разбирательства на котором  решалась моя судьба. По правилам на суд  можно взять  библию и вложенные туда листы. Жаль было  оставлять рукопись в тюрьме ,но если захватить дневник с собой, то это значит, что я решил, что буду обязательно освобожден. Нет, не стану  искушать судьбу,  заключенные народ суеверный.Что бы не сглазить, рукопись оставил в камере.  Меня повезли на суд  в  наручниках и  кандалах под конвоем двух полицейских.Между Рочестером и Баффало где проходил суд примерно сто двадцать километров. В машине было страшно холодно , а на мне только майка и тонкая роба, я сказал об  этом конвоирам.
–О чем он говорит ? Спросил охранник, который сидел  за рулем.
–Говорит ,что его задница примерзла к сидению.
–Какое мне дело до его задницы?
–Ладно Ник , включи отопление.

Назад я больше не вернулся , по решению суда пол года проведенные в следственном изоляторе города Рочестер пока шло следствие , мне присудили как наказание.

–Кто вы по специальности ?
–Промышленный художник, Ваша Честь.
–Вы  подвергались когда либо судебному преследованию, в какой либо   стране?
–Нигде и некогда, Ваша Честь.
–Майкл, сколько вам лет?
–Пятьдесят семь , Ваша Честь.
–Думаю ,вы не хотели бы встретить свое шестидесятилетие в тюрьме?
–Нет ,Ваша Честь, я бы не хотел этого!
 Судья усмехнулся, а мое  сердце задрожало , как заячий хвостик.
–Хорошо, я считаю время проведенное вами в тюрьме достаточное наказание для вас, сожалею о том ,что вам пришлось испытать ,но вы нарушили закон Соединенных Штатов!
–Вот мое решение: освободить Майкла Вайнгортена в зале суда и депортировать его сегодня назад в  Канаду, проступок классифицировать, как административное нарушение. Потом стоило немало сил и денег забрать свои вещи ,
пожитки–черт с ними, главное дневник, но ничего нельзя оставлять в тюрьме после освобождения , иначе вернешься в камеру снова, такая примета! Пришлось просить друга сгонять за вещами , мне самому без специального разрешения под страхом нового тюремного заключения запрещено пересекать границу Соединенных Штатов Америки.

Судья сказал:«Освободить в зале суда!» Нет , меня не освободили в зале суда, с меня даже не сняли наручники, если бы я был американец ,то ,наверное, так бы и поступили ,но я канадец. Снова камера, где заключенные ждут пока их вызовут в судебный зал или увезут обратно в тюрьму, или депортируют ,как меня. Через час за мной пришел мой следователь и с ним какой то странный тип весь в черном. Это не была униформа, просто черное полупальто, черные брюки и лаковые черные концертные туфли. Трехдневная щетина, темные круги под глазами на аскетичном  лице, спутанные длинные волосы–законченный образ садиста. Больше всего он был похож на персонаж из   сериала «Твин пикс». Мы сели в обычную легковую машину ,«Садист»  за руль , я на переднее сиденье , а следователь сзади. Прежде ,чем направиться к  границе, пришлось несколько часов провести в камере следственного отдела, я уже был там полгода назад, сразу после ареста. Меня парализовал страх, последние дни в тюрьме депрессии стали чередоваться с паническими атаками. Вот и сейчас мне показалось ,что меня снова отправят тюрьму и дадут новый срок . Такое случается, но дело было в том, что на мне все еще оставалась мерзкая  оранжевая тюремная роба, нужно было дождаться пока из Рочестера привезут мою цивильную одежду. Когда я опять оказался в машине , «Фермер» это кличка ,которую я дал следователю, наклонился ко мне и медленно произнес серьезным тоном:
–Майкл , слушай меня внимательно, сейчас мы поедем к канадской границе и передадим тебя иммиграционной службе, пока мы едем не делай резких движений ,если тебе что ни будь понадобится просто скажи об этом, у нас оружие и мы обязаны стрелять в нештатной ситуации! Примерно так можно перевести то, что сказал мне офицер.
«Садист» при этом хранил гробовое молчание,  время от времени его желтоватое лице искажала  зловещая гримаса.
–У меня нет не малейшей причины вести себя необдуманно ,ведь вы депортируете меня  в Канаду, не так ли? По-английски у меня получилось , наверное,  не так гладко:
- I have no reason to do anything bad, you're deporting me to Canada , aren't you?
–Майкл, мы не обсуждаем это, просто сделай так ,как я сказал ,ты понял  меня?
–Да ,сэр, я понял.  А может они вывезут меня за город и пристрелят ,как собаку при попытке к бегству. В этом нет логики ,но панические атаки питаются не логикой, они питаются дикими домыслами.
Через пол часа  , меня привезли на границу,«Садист»  остановился  у пропускного пункта.
–Мы привезли заключенного для передачи в иммиграционный департамент.Сказал «Фермер» ,не выходя из машины.
Я боялся нового ареста и теперь уже канадской тюрьмы, но  иммиграционный офицер ласково   посмотрел  на меня и пригласил  в комнату.
–Пока посиди , мы оформим бумаги ,твой сын уже два часа тебя дожидается.
Он зачем то вышел , а я с удивлением разглядывал шариковые
ручки , ножницы и  ножик ,которые валялись передо мной...
До меня стало доходить ,что в моей жизни произошли серьезные перемены. Полицейский вернулся
–Все в порядке, можешь идти ! Кстати , за что они тебя так ?
–В машине нашли вещи , которые я не задекларировал…
–Fuckin Yankees! (долбаные янки)
Примерно пол дороги до Торонто пока мы ехали ,я все время оглядывался.
Когда в заднее стекло были видны яркие фары приближающейся машины,
непреодолимый  ужас вдавливал меня в сидение.
Мне казалось ,что «Фермер» и «Садист» передумали и гоняться за нами, что бы вернуть меня обратно в тюрьму. Но , к счастью , обошлось…

В Канаде  мой дневник  снова попал мне в руки, было трудно разобрать текст и нумерацию страниц , я писал маленьким огрызком карандаша, шариковые ручки в тюрьме строго запрещены, за них можно получить карцер, наверное, при желании ручкой можно выколоть глаз или даже убить. У нас забили человека до смерти  тяжелым офисным креслом на которых обычно сидят охранники, у заключенных стулья пластиковые и убить ими нельзя. Страницы  дневника перепутались, но это не важно, мое повествование не будет иметь хронологическую последовательность ,ведь и наши воспоминания возникают из глубин памяти беспорядочно, повинуясь случайному алгоритму. У глав будут названия ,по моему, этого достаточно.  Первый лист я разделил на две части : в левой  записывал  все плохое случившиеся со мной , а в правой хорошее… По аналогии с моей любимой книгой детства «Робинзон Крузо»
Так  поступил Робинзон ,когда  на него нападало отчаяние и  он  испытывал смертельную тоску, чтобы побороть эти горькие чувства Робинзон  брался за перо.Он пытался доказать себе самому, что в его  бедственном положении есть всё же немало хорошего. Тогда мне очень нравилась эта книга, я все время представлял себя Робинзоном и придумывал новые приключения которых не было  в тексте.
Этим я занимался ,когда было скучно, например , мама посылала меня за молоком в центральный магазин Пушкина( там продавали совхозное вкусное молоко) Я шел с бидоном по улицам и сочинял свои  истории. 
–Миша , а где же молоко ? Спросила мама ,взяв из моих рук пустой бидон.
–Ты ходил в магазин ?
–Ходил, но забыл его купить…
– Не понимаю , как ты будешь дальше жить?!

                ***
Вот листки, разбросаны по полу , я поднимаю один и начинаю читать, вы тоже можете это сделать ,если что то покажется интересным, поднимите следующий , а если нет оставьте валятся на полу ,как ненужный хлам …
               
2013. Канада.


На иллюстрации: рисунок заключенного, выменянный на Сникерс из тюремной лавки.