Заметки на полях дневника. 2

Валентина Яроцкая
А.С.Пушкин:
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
                «Вакхическая песня»


                Заметки на полях дневника. 2.

         «Маленький Огонь живёт  за рекой». Один из реальных героев моего невыдуманного романа – это мой Маленький Огонь…

          Пушкин в стихотворении «Осень», написанном в период второй его Болдинской осени,  приоткрыл нам тайну своего творческого процесса. Конечно, слово «процесс» тут не годится, речь идёт всё-таки не о каком-то физиологическом процессе, хотя реалист Пушкин затронул практически и эту сторону  бытия («здоровью моему полезен русский холод», «таков мой организм» – это тоже у него есть!) Нет уж, лучше я вместо наукообразного слова «процесс» употреблю слово «взлёт».  Именно так, переживаемый в Болдине творческий взлёт Пушкина выражен им в стихотворении «Осень». Точно, понятно, с предельной ясностью и откровенностью, с потрясающей выразительностью. И непременным условием этого творческого взлёта, как оказалось, был ОГОНЬ…

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит – то яркий свет лиет,
То тлеет медленно – а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир…

          Перед камельком, камином, костром,  простой печуркой, где бьётся огонь, почему-то  творческое воображение разыгрывается с особой силой. Вдохновение приходит легко, как будто слетает с небес. Как дар,  как незаслуженная награда… Я это заметила давно. Смотришь на Огонь, ощущаешь его присутствие  –  и точно по пушкинскому варианту: «И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге, \\ Минута – и стихи свободно потекут».

           Сначала мой Маленький Огонь жил в пятнадцати  километрах от моего дома. В заброшенной в лесу  избушке, приюте охотников и рыбаков, спрятанном от посторонних глаз за каменной грядой, у ручья. Мы с мужем случайно обнаружили этот маленький домик в одном из своих лыжных походов.  Стали часто навещать  чудом сохранившееся лесное пристанище. Теперь не нужно было таскать с собой палатку – лесная сторожка  была нашим приютом. Однажды, сидя у печки в зимнюю стужу, подбрасывая в огонь  берёзовые поленья, я обнаружила, что Огонь заговорил со мной...

Я всего лишь огонь в тесной маленькой печке-буржуйке,
Что живёт в одинокой избушке в далёком лесу...
Ты пришёл, Человек? Так скорее же пламя раздуй-ка!
Я живой, просто в чёрную, видно,  попал полосу...

Лишь с тобой, Человек, я живу. Я любуюсь тобою.
Коль тебе хорошо, то пляшу на поленьях и я…
А  ещё я дружу с постаревшей печною трубою:
Заменить бы на новую... Будем ли с новой друзья?

Я тебя понимаю: в скитаниях счастье ты ищешь,
В этом маленьком мире ты мир вспоминаешь большой…
Но согрею  тебя хоть на миг я  –  и чаем, и пищей,
Я  буржуйкин сыночек, но с доброй и щедрой душой.

Ты уходишь, а я растворяюсь в безжизненном пепле,
Замолкаю в утробе несытой моей  госпожи…
Человек, я люблю тебя, слышишь? В разлуке я слепну…
Снова жду – и дождусь! Приходи, о любви расскажи…

Дорогой Человек! Ты всмотрись в мою душу живую,
Я и сам своим взглядом сумею проникнуть в  тебя.
Хоть в буржуйке живу, но совсем не похож на буржуя:
Если я умираю, то я умираю любя…

Я всего лишь огонь в тесной маленькой печке-буржуйке,
Что в далёком лесу в одинокой  избушке живёт...
Ты пришёл, Человек?  Ну, скорее же пламя раздуй-ка!
И не думай, что умер я… Нет, я не умер… Я – вот…
 

          И я, человек,  ведь тоже должна была что-то сказать в ответ на такое горячее признание в любви…

Рюкзак и лыжи… С горочки – разгон!
И вот избушка… «Брысь!» – мышонку скажем.
Теперь злодей-мороз  ничуть  не страшен:
В печурке  тесной  оживлён   Огонь.

Ты ждал меня? Ну, здравствуй, Огонёк!
Тебе подброшу я  древесной пищи,
И потолкуем мы с тобой, дружище…
И ты не будешь больше одинок.

О, вижу, как ты бесконечно рад!
Забытый рок-н-ролл от счастья пляшешь!
Люблю ночные разговоры наши,
Мой Маленький Огонь,  мой славный  брат!

Пускай и высунул ты красный свой язык,
Пусть дразнишься, но я-то понимаю:
Ведь это ты смущение скрываешь,
Что в мысли мои тайные проник.

Бумагой подкормлю тебя чуть-чуть,
Хоть у  тебя с черновиков – изжога,
Но ты же знаешь, что пишу я – много…
А если сжечь? поможешь?  отдохнуть?

Мой  добрый друг, не забывай меня
В холодном мраке заполярной ночи…
И я люблю тебя. Давно. И очень.
Жаль,  ты Огонь – нельзя  тебя обнять.

          Одна из моих читательниц заметила, что в моём отношении к Огню есть что-то языческое. Я решила назвать себя сестрой Огня…

К тебе – опять!  К тебе, родной Огонь,
как будто ты назначил мне свиданье…
Уйди, тоска! Уймись, оставь, не тронь!
И  боль пройдёт. «Ведь каждый в мире странник».

Там, вдалеке, разлив иных огней,
веселье, город, песни, звон гитары…
Здесь, в темноте, в тиши тайги моей,
Огня живого колдовские чары.

Кто в мире благоденствий одинок,
тому судьба – дороги бесприютность
и огненной  энергии приток:
залог и очищения, и  смуты.

Огонь творит, как прежде, колдовство,
сжигает он печаль и расстоянья!
И грех – отвергнуть древнее родство...
«Живи! Люби!» – он шепчет заклинанья.

И оживу, в душе любовь храня.
Нет, не язычница! Сестра Огня.

           Огонёк   радовал меня, утешал, когда бывало на душе тяжело…А порой и я  ободряла его…

По тем, кто очень далеко от нас,
сегодня с Огоньком  мы загрустили,
и он от слёз безудержных погас,
утратив веру в собственные силы.
Пришлось самой мне утешать его –
привычные мы изменили роли…
Ему  твержу я: «Жить-то – ничего…»
А он молчит, от жизни словно болен…
Доказываю другу Огоньку,
что радоваться повод  мы отыщем,
что песенки разгонят нам тоску
и беды не посмеют лезть в жилище…
… И он поверил – добрый старый друг…
И слёзы высушил – трещат  поленья в печке…
………………………………………….
Тайком реву, скрывая боль разлук...
Зато Огню доверчивому легче.

             Однажды в наших походах случился очень длинный перерыв… И я затосковала по Маленькому Огоньку, как действительно тоскуют по человеку… Какой радостной была  новая встреча после длинной разлуки…

От  всех  разлук – сильнее радость встречи!
Мой Огонёк и пляшет, и поёт,
и  жить  с  его  припевом  стало  легче:
«Дождётся тот,  кто  очень  верно  ждёт!»

Мой Маленький Огонь! Мой друг старинный!
Ничуть горячий нрав твой не остыл,
волшебней  всех  расфранченных  каминов,
конечно,  ты –  один  лишь только  ты!

Не часто выпадает нам свиданье:
к  тебе  далёкий  снежный  путь ведёт,
но  я  твержу себе  как   заклинанье:
«Дождётся  тот,  кто очень  долго  ждёт!»

Душою  ты  –  наивнейший  ребёнок,
с тобою рядом сказка  оживёт,
твой  голосок  по-детски  чист и звонок,
и  ты  легко  любой  растопишь   лёд…

.......................................

В  глухом  лесу, в  избушке деревянной,
Огонь надолго  без людей   уснёт …
Тайком  меня  он  спросит  на  прощанье:
«Дождётся ль  тот,  кто очень сильно ждёт?»

Огонь в печи  гудит о том о сём,
сухой  паёк свой  получив древесный...

- Как  хорошо... Мы вновь с тобой  вдвоём...
Поодиночке не поются песни...

- Огонь к Огню стремится. Наш союз
скреплён и дружбой, и  любовью тоже.
Так непосилен ожиданья груз,
когда ко мне ты  долго не приходишь!

- С тобой, Огонь, здесь коротаю ночь
под пламенные  дружеские речи...
Единственный ты,  кто  бы  мог помочь
распутать  мой клубок противоречий...

- О, Человек  мой,  я смущён, польщён
и, признаюсь, немного озадачен:
не говорил такого мне ещё
в лесу глухом никто. Я тайны прячу,
тебя без лишних слов всегда пойму.

- Я знаю, всё ты понимаешь, знаю,
и от тебя  любой совет приму...

- Так я  скажу: люби не угасая!

- Мой Маленький Огонь,  лесной  философ,
неразрешимых нет с  тобой  вопросов...


          А потом  мы переселили Маленький Огонь в  дачный домик на берегу нашей реки  Тунтсайоки. Муж построил   деревянную-избушку-на-каменных-ножках, в  круглой печке-буржуйке  нашёл пристанище  мой старый друг.  Я его люблю, кормлю своими черновиками, отдаю  для критического разбора  свои стихи и рассказы, а он мне бормочет сказки. И я их записываю на всякий случай, вдруг  когда-нибудь можно будет  опубликовать. Живой огонь – это  верный друг всех поэтов, больших и маленьких. Уж поверьте мне…

Домик на Тунтсайоки
для Маленького Огня
выстроен, чтоб одиноким
не был мой друг ни дня;
чтоб через мост за речку
могла я к нему прийти;
чтобы горячим сердечком
светил мне всегда в пути;
чтоб песенку спел – и сказку
придумал бы для внучат;
и чтобы с ним без опаски
о счастье вдвоём мечтать;
чтоб были мы неразлучны
до самых последних дней...
Прекрасная это участь –
сотворчество двух огней!

           А ведь за всей этой сказкой – горячая любовь к  Поэту…