Роман длинную в жизнь Константина Бескова

Александр Щербаков 5
В наше нынешнее время, когда нет запретных тем, весь мир знает о многочисленных романах на стороне известных людей – артистов, спортсменов.  Да и поведение некоторых представителей этой своеобразной в нашей стране элиты далеко не соответствует тому примерному поведению, которое молва приписывает им. И на этом фоне как приятно узнавать, что были в нашем обществе совершенно другие примеры. Сегодня речь пойдет об известнейшем игроке и тренеру Константине Бескове.

Он стал известен спортивному миру после триумфального турне в Великобритания футбольной команды московского «Динамо», в составе которой играл футболист Костя Бесков.  Но потом он стал известен как тренер, наставник команд московского «Динамо» и «Спартака», старшим тренером сборной СССР, когда она выиграла «серебро» на первенстве Европы,  «бронзу» на московской Олимпиаде.  Но сегодня речь пойдет не об этом. 

У великого советского тренера Константина Бескова удалась не только карьера, но и личная жизнь. В середине 1940-х он случайно встретил молодую девушку Валерию, влюбился по уши и в итоге прожил вместе с ней 60 лет в счастливом браке.

Вспоминаем, как складывались отношения великого тренера и его супруги-актрисы.

Знакомству Бескова с любовью всей его жизни предшествовала забавная история. Однажды он заметил Валерию в саду «Эрмитаж» и бросил фразу: «Вот на этой девочке я бы женился!» Тогда девушка эти слова не расслышала, но по счастливой случайности спустя несколько месяцев судьба свела их вновь.

«Честно скажу, я атеист, но тогда за нас с Костей все решил Бог», — рассказывала Валерия Бескова. «Второго ноября 1945-го, за два дня до отлета команды в Англию, отправилась с подружкой гулять, хоть погода была жуткая. Снег с дождем в лицо. Вдруг из «Коктейль-холла» вышел Бесков с товарищем. Узнал меня, нагнал и кокетливо высунулся из-за плеча товарища: «Ой, как не хочется в Англию ехать…» Я заинтересовалась, разговорились. Так и дошли до метро. Наутро звонок от жены Трофимова: «Лерка, ты с Бесковым познакомилась?! Василек сказал, Костя не давал ему спать всю ночь — только о тебе и расспрашивал».

Бесков сразу понравился 17-летней Валерии. Поэтому во время прощания девушка подарила ему свою фотографию. Тот снимок он носил в своем портмоне всю жизнь.

В следующий раз Константин встретился Валерией после возвращения из турне. Футболист привез своей возлюбленной из Англии модные туфли на каучуке, а также пластинки с песнями Вертинского и Лещенко.

«В тот день, когда «Динамо» вернулось из Англии, поехала к Косте на Рогожскую заставу. Его мама пирогов напекла. Сидели до ночи. Потом смотрю на часы — пора домой. Конец 1945 года — тогда свирепствовала «Черная кошка», вся Москва дрожала от ужаса. Но с Костей я ничего не боялась. Далеко за полночь, выскакиваем с ним — на улице ни души, трамвай давно не ходит. Стужа, а я в капроновых чулочках. Пальтишко коротенькое. Чтобы не замерзнуть, бежали до Колхозной площади и озирались — нет ли «Кошки»?

Бесков ко мне заглянул. Мама очень волновалась — ночь, а меня нет. Сразу достала кастрюлю с борщом, селедочку. Бесков усмехнулся: «Что я первый раз в жизни делаю, так это ем борщ в четыре утра». Уложили его спать на диван», — вспоминала Бескова.

На следующий день у футболистов «Динамо» начался отпуск. Недолго думая, Бесков обратился к Валерии с неожиданным предложением: позвал с собой отдыхать в Сочи.

«Я отказалась, конечно. «Кто я тебе, чтоб вместе в Сочи? Дочка? Езжай сам, я буду ждать». — «Тогда я тоже не поеду. И вообще, давай поженимся». — «Костя, это несерьезно. Два дня знаем друг друга…» — рассказывала о том разговоре Валерия.

Впрочем, вскоре влюбленные все равно поженились. В феврале 1946-го Константин и Валерия сыграли свадьбу, а спустя год у них родилась дочь — Любовь.

Когда девочке исполнилось два года, Валерия, ранее танцевавшая в ансамбле имени Дунаевского, вернулась к творчеству и поступила в ГИТИС. После обучения она двенадцать лет отработала в театре Ермоловой и сыграла в фильмах «По тонкому льду», «Повесть о первой любви», «Июльский дождь».

Бесков частенько посещал спектакли с участием жены, а порой они ходили на театральные премьеры вместе.

В браке Константин и Валерия жили душа в душу. Супруга Бескова признавалась, что муж частенько просыпался со словами: «А, Лерусь? А все-таки жизнь прекрасна!»

Тем не менее избегать мелких ссор все равно не удавалось.

«Костя запросто мог голос повысить, резковат был. Ссорились порой из-за пустяков. Выйдем прогуляться по Москве. Он начинает что-то рассказывать, я перебиваю: «Костя, а мне кажется, надо было сделать иначе…» Все! Разворачивается и идет в другую сторону. Так и возвращались домой разными дорогами. Но мирились быстро. Обычно я первая делала шаг навстречу. Начинала тормошить, и Костя оттаивал. На самом деле он был очень добрый», — признавалась Валерия Николаевна.

Ей также нравилось, что муж никогда не давал поводов для ревности. Валерия ревновала Константина разве что к голубям — Бесков просто обожал этих птиц: покупал их на птичьем рынке и держал в своей голубятне, которую постоянно навещал.

«С голубями бороться было невозможно. Совершенно! Это надо было разводиться. И то — он бы развелся и пошел к голубям!» — шутила жена Бескова.

Константин Иванович прожил с Валерией Николаевной всю жизнь и умер на руках супруги.

«Костя сдал буквально за год до кончины. Позднее выяснилось, что у него было несколько инсультов, о которых мы не подозревали. Узнали только, когда случился последний, — у Кости отнялись рука и нога. В последний день я докричалась до него — Константин открыл глаза, улыбнулся. Узнал меня. Но ему уже было очень худо. Лежал почти без сознания. Ненадолго нас попросили выйти, а потом сказали, что он умер. Это было 6 мая 2006 года», — рассказывала Валерия Бескова.

Спустя четыре года не стало и жены великого тренера. Она умерла 8 марта 2010 года.

На заставке фотография молодого Константина Бескова с женой и дочерью.