Киев. Пятая Печерская мужская гимназия. Обучение

Влад Каганов
СОЦИАЛЬНЫЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ

      В июле 1885 года состоялся первый набор в подготовительный, первый и второй классы, соответственно по 30 учеников в каждый.
      О большом интересе в ней жителей Печерска свидетельствует тот факт, что в первый день записи в нее, 16 июля, в течение только одного часа члены приемной комиссии рассмотрели 32 просьбы от родителей на зачисление их детей.

В 1916-1917 учебном году в гимназии было 386 учеников.
Всего же в разные годы, в гимназии насчитывалось от 115 до 500 учеников.

В 1892 году состоялся первый выпуск.
 
Большинство воспитанников были из дворян, остальные - дети купцов первой и второй гильдии, мещан, ремесленников, почетных граждан.

По религиозному вероисповеданию среди учашихся: православных - 73,1%, католиков - 13,7%, лютеран - 2,5%, иудеев - 10,1%, а еще были армяно-григорианцы и караимы.

ОПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ - ежегодно по 50-60 рублей.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

       События Первой мировой войны не обошли стороной и гимназию. В 1915 году из-за большой числа в городе раненых воинов, главный начальник Киевского военного округа приказал отвести ее помещения под военный госпиталь., а гимназисты  вынуждены были продолжать обучение во вторую смену в частных женских гимназиях М. К. Батцель (улица Московская, 15) и А. Ф. Плетневой (улица Резницкая, 2). Только в следующем учебном году занятия возобновились в собственном здании.

       Пятая гимназия, как и другие, была классической, то есть  имела один подготовительный класс и восьмилетний курс, а в учебный план входили такие предметы, как  латинский, французский и немецкий языки, русская словесность, математика, физика, природоведение, философия,  история, география, пение, каллиграфия и рисование.

       Для учебы  были созданы все необходимые условия: великолепные учебные кабинеты, гимнастический зал. В гимназии поддерживалась суровая дисциплина.    Была идеальная чистота. Паркетный пол, натертый воском или парафином, блестел, как зеркало.
         
 МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

         С первых дней открытия гимназии - её директор Вацлав Петр стал уделять большое внимание музыкальному образованию.
Кроме традиционного обучения игре на фортепиано, он ввел в программу уроки игры на всех инструментах симфонического оркестра: скрипке, духовых инструментах, а затем организовал из 30 учеников оркестр, который начал с легких пьес, а после перешел к исполнению сложных симфонических произведений М. Глинки, Й. Гайдна, В. Моцарта, Э. Грига и других.
        Существенное место отводилось в гимназии хоровому искусству. Хором из 50 воспитанников руководил лично В.Петр.
 
         Для преподавания в гимназии директор пригласил нескольких опытных музыкантов. Учителями музыки в гимназии были: известный трубач, капельмейстер НИКОЛАЙ ЗАХАРОВИЧ ПОДГОРБУНСКИЙ и скрипач, дирижер, военный капельмейстер КОНСТАНТИН АВГУСТОВИЧ ВОУТ

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Большое внимание в гимназии уделялось физической подготовке. Уроки гимнастики проводились в специально оборудованном зале, светлом и просторном, полностью оснащенном для занятий гимнастическими снарядами. В гимназическом отчете отмечалось: «В теплое время года упражнения делаются на дворе, в холодное- в гимназической зале, приспособленной как для строевых занятий, так и для упражнений на снарядах, положенных по инструкции.»

        С 1889 года в учебный план был введен курс, так называемой военной гимнастики, - физическим упражнениям на основе дисциплины строя. Преподавателем был офицер, расположенных неподалеку казарм Печерской крепости, поручик Константин Владимирович Соколов. На уроках гимнастики учащиеся занимались различными подвижными играми и физическими упражнениями, легкой атлетикой, гимнастикой, фехтованием. Кроме того, по инициативе директора, поклонника сокольского движения, в гимназии были введены основы, получившего широкое распространение в Чехии физкультурно-спортивного и культурно- просветительского общества «Сокол», которые предусматривали физическое и моральное воспитание подрастающего поколения, изучение и постоянное выполнение упражнений. Больше того, В. Петр лично посетил Прагу и пригласил в преподавать в его гимназии одного из лучших инструкторов общества.

Основатели сокольского движения - чешский общественный и спортивный деятель, педагог, профессор, литературный критик, историк искусства, доктор философии - МИРОСЛАВ ТЫРШ(1832-1884) и чешский предприниматель и меценат - ГЕНРИХ ФЮГНЕР - выдвинули идею гармоничного сочетания физических и духовных достоинств человека, достижимую через физические упражнения и образование. Нравственное развитие, по мнению М.Тырша вытекает из физического, так как « с развитием в человеке силы, подавляются инстинкты коварства, трусости, малодушия и рабства, и воспитываются такие свойства, как мужество, благородство, прямодушие, справедливость, терпение и т.д.»

По инициативе учителя гимнастики, члена Киевского Олимпийского комитета ПАВЛА ПЕТРОВИЧА БУЛЮБАША в гимназии были созданы ученические футбольные и велосипедные команды. Более того, свою футбольную команду имел каждый класс, так что соревнования организовывались практически ежедневно. Кроме того, в гимназии был основан спортивный кружок учеников и преподавателей с целью «умного развлечения, которое способствует духовному и нравственному воспитанию учеников».В кружке были секции по гимнастике, фехтованию, лыжному и конькобежному спорту и лаун-теннису. Зимой на школьном дворе оборудовался каток, где катались как ученики и их родители, устраивались праздники с сопровождением оркестровой музыки.Те, у кого коньков не было, на урок получали казённые. Дважды в неделю коньки выдавались желающим и во внеурочное время.

ЭКСКУРСИИ
       Директор гимназии В. И. Петр был инициатором организации ученических экскурсий. Сначала это были учебные прогулки улицами города и в его пригороды в Вышгород и Межигорье, затем это стали проводить однодневные экскурсии, главным образом по Днепру на пароходе в живописные окрестности. Нельзя при этом не отметить, что Днепровское пароходство выделяло пароходы для ученических экскурсий безвозмездно. При этом дорога к берегу превращалась в настоящий парад. «Батальон учеников, - свидетельствовал отчет, - с военною музыкою впереди, стройными рядами утром выступает с гимназического двора; церемониальным маршем под песни и музыку проходит он город до пристани на Днепре и здесь повзводно всходит на пароход». Такое шествие вызывало живой интерес у горожан и приподнятое настроение у самих учащихся.
         Потом гимназия расширила круг ученических путешествий по Украине: в Умань, Белую Церковь, Житомир, Чернигов.
         Со временем, экскурсии переросли в многодневные путешествия с более отдаленными пунктами: Одесса, Харьков, Святогорский монастырь, Рига, Москва, Архангельск, Мурманск, Астрахань, Ташкент, Самарканд и др.
          В 1892 году состоялась первая дальняя поездка - 27 юношей выпускного класса вместе с директором совершили трехнедельную поездку в Крым. В последующие годы юные туристы побывали в Крыму ещё дважды. Начиная с 1894 года - трижды гимназисты отправлялись на Кавказ, дважды – на Урал.

       В 1900 году преподаватель Л.З.КУНЦЕВИЧ опубликовал статью: «Экскурсия на Кавказ и в Крым окончивших курс Киево-Печерской гимназии в 1898 году».

         В 1895 году было организовано путешествие по Финляндии и Прибалтийскому краю. В 1896 году маршрут пролегал сперва в Нижний Новгород на Всероссийскую выставку, а затем вниз по Волге. В 1897 году 32 гимназиста отправились на Урал, знакомились с его природой, добычей железной руды, осмотрели металлургические заводы.
         Позже директор осмелился проводить путешествия и за границу. Первая подобная поездка, организованная в 1900 г., вызвала подлинный ажиотаж. Если раньше в общие путешествия отправлялось 20–40 выпускников и несколько взрослых сопровождающих, в этот раз в поездке приняли участие почти 100 человек. По дороге гимназисты посетили Берлин, Дрезден, Кёльн, Швейцарию, Прагу, Вену, Будапешт и другие города, но главной их целью была Всемирная выставка в Париже, которая произвела на киевских гимназистов неизгладимое впечатление.

         В 1901 году гимназисты побывали в Санкт-Петербурге, Финляндии, Швеции, Дании и Германии.
         В 1904 году В.И.Петр со своими воспитанниками побывал даже в Ватикане. В частной аудиенции их принимал Папа Римский Пий X, который очень приветливо встретил гимназистов из Киева и сердечно разговаривал по очереди с каждым, а на прощание дал им и их семьям апостольское благословение. Кстати, во время этого приема, сам В.И.Петр общался с Папой на латинском языке.

        Как видим, многие путешествия нередко длились месяц, а иногда и больше, а подготовка к ним занимала порою год, но, благодаря содействию многих учреждений и заведений, с которыми удавалось предварительно договариться, для учеников они не были дорогими, а дети из малоимущих семей вообще получали безплатные билеты.
       В общем усилиями директора В. Петра, за годы его руководства гимназией было организовано 15 длительных дальних экскурсий, половина из которых – за пределы Российской империи. Юные экскурсанты вместе с наставниками объездили почти всю Западную Европу, побывали в Австро-Венгрии, Германии, Франции, Монако, Швейцарии, Италии, Бельгии, Нидерландах, Швеции и Дании.
Свое отношение к экскурсиям и туристским путешествиям В.И.Петр выразил в 1901 году в публикации «О летних экскурсиях учеников Киево-Печерской гимназии»: «Я не буду касаться того, как полезно влияют такие путешествия на здоровье молодых людей, – писал он, – как время, проведенное на свежем воздухе на протяжении месяца или двух при постоянном движении и изменении впечатлений предоставляет человеку воодушевления, освежает и крепит юношеский организм, и, так сказать, перерождает человека, как во время путешествия крепнут узы дружбы. Одно такое путешествие развивает больше, чем год учебы по книгам в закрытой тесной комнате, тогда как юноше предоставляется возможность проверить то, чему его учили в школе, кроме того, он накапливает много знаний из тех отраслей наук, которые не входят в гимназический курс».

         А на критические высказывания тех, кто высказывался о нецелесообразности заграничных путешествий дал четкий опор, продолживший после ухода В.Петра ученические поездки -преподаватель истории Владимир Викторович Волошинов. «В общем разделяя взгляды о том, что на первом месте должно быть ознакомление учащихся своей родиной,-писал В.В.Волошинов,-  я не могу  не указать пользы от изучения других стран...Экскурсии, кроме важного образовательного значения, обладают еще и тем неоценимым преимуществом, которое способствует развитию здорового патриотизма».

Владимир Викторович Волошинов значительно расширил географию путешествий.Со своими питомцами он побывал в Германии, Швеции, Норвегии, Греции, Турции и Египте.
К сожалению, с началом Первой мировой войны, пришлось пересмотреть подход к экскурсиям и признать, что в новых обстоятельств путешествовать за границу стало рисковано. В частности, в 1915 году пришлось отказаться и от экскурсии на Всемирную выставку в Сан-Франциско, которая планировалась еще с 1913 года.

БИБЛИОТЕКА

В 1885 году при гимназии были основаны фундаментальная (главная) и ученическая библиотеки, которые на протяжении всех лет пополнялись учебной литературой в соответствии с предметами, которые изучались в гимназии, а также периодикой и подписными изданиями.
Так, к 1917 году фундаментальная библиотека насчитывала 4382 названия в 9392 томах, а ученическая - 3207 названий в 5735 томах, причем, подавляющее место в фондах библиотек составляли труды древнегреческих и древнеримских писателей, а также учебники по филологии, языкознанию и литературоведению. Кроме того, библиотека проводила комплектование российской и иностранной периодикой.
На должность библиотекаря был избран преподаватель математики Николай Александрович Сорокин.
Когда в 1899 году Министерство народного просвещения России разрешило Киевскому учебному округу основать Педагогический музей, часть его коллекции, состоявшей из наглядных пособий, учебников, картин по истории просвещения была размещена в Пятой гимназий.
После закрытия гимназии, ее библиотека была передана во Всенародную библиотеку Украины, но, к сожалению, не сохранила свою целостность и на протяжении нескольких десятилетий находилась в резервных книгохранилищах.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ

1. «П’ята Києво-Печерська гімназія та її бібліотека» http://nbuv.gov.ua/node/1995
2.Загладько Аліна Олексіївна «Фортепіанна компонента у концертному житті Києва 70–80-х років XIX століття(за матеріалами періодики)»  3.Надія Савчук «Закордонні поїздки учнів Києво-Печерської гімназії наприкінці ХІХ – на початку ХХ ст.»