Продленка, часть 9

Владимир Хмелевский
 Тещ а решительным образом не могла найти себе места в большой трехкомнатной квартире. Сначала она долго лежала на большом продавленном диване, затем бодро встала, скомандовав себе – «Хватит» и стала смотреть через окно на смутные очертания новостроек на линии горизонта, потом включила телевизор и начала маршировать, подражая кремлевским курсантам. Игорь сидел за компьютером, в соседней комнате, пытаясь сосредоточиться и не обращать внимание на звуки военного оркестра, музыка которого сотрясала стены, несмотря на закрытую дверь в комнату тещи, дописывая отчеты за прошлый месяц. Ольга с сыном ушла в театр по профсоюзному билету, который ей дали на работе, взяв с Игоря слово, что он будет вести себя хорошо. Наконец звуки марша затихли и, корреспондент, взахлеб, стал рассказывать о волне эмоций, которые он испытал от увиденного действия. Теща выключила телевизор и вошла к Игорю в комнату, встала рядом и жмурясь, попыталась ткнуться лицом в монитор:
- Что ты делаешь?
- Работаю.
- Начальник звонил?
- Нет.
- Ну и работа у тебя.
Внезапно ее внимание привлек накопитель, который предательски моргал:
- Что это?
- Флешка.
- А что это?
- Накопитель.
- А что это?
Игорь на секунду задумался, как ему лучше объяснить, но теща уже выпрямилась и встала напротив:
- Здесь болит, - показала пальцами куда-то в левое подреберье, и начала пересказывать короткие истории из жизни своей деревни, осуждая поведение соседей и обещая отомстить какой-то Жене, сразу, как только ее увидит, поднимая над головой морщинистый кулачек и выкрикивая: «Открою я ей теплицу… не дождется от меня».  Потом содрогнулась и медленно раскачиваясь в разные стороны, тихо запела, тоненьким голосом, жалобную песню. Игорь, который до этого равнодушно следил за ее эволюцией, чтобы хоть как-то остановить это представление, предложил ей чаю. Теща оживилась и льстиво заглянула ему в глаза:
- А ты будешь? С чем? Я «пустой» чай не пью. 
Игорь стал перечислять варианты, мысленно пытаясь вспомнить содержимое холодильника. Теща кивнула и честно улыбнулась:
- Бутерброд мне сделай… два, одного мне будет мало.
Игорь поплелся на кухню, теща пришла через несколько секунд и ткнула ему в лицо кнопочным телефоном:
- Посмотри зарядку. Надо заряжать? А то я слепая, но вы же мне не верите.
Игорь отложил нож в сторону:
- Нет.
-А кто мне звонил час назад? Я не услышала, а ты не сказал. Глухая совсем стала, а вы не верите.
- Я тоже не слышал.
- Что ж ты, тоже глухой?
Внезапно ее лицо исказилось:
- Что-то Ольга не звонит, может с ними что-то случилось?
- Не думаю.
- Что ты говоришь? Не слышу.
- Не думаю.
- Что ты кричишь? Позвонил бы им, или тебе все равно? Точно что-то случилось.
- Сейчас, сыра вам дорежу.
- Почему это только мне?  Оговариваешь меня.
- У вас телефон в руках, позвоните сами.
- У меня нервы разошлись. Ну позвони, если денег жалко, звони с моего, - и протянула свой телефон дрожащей рукой.
Игорь не стал дальше дискутировать, вытер салфеткой руки и пошел в комнату за своим телефоном.  Жена не ответила. Теща не унималась:
- Ну что?
- Не отвечают.
На ее благообразном лице появилась маска ужаса, а тело дернулось так, как будто ее прошило током:
- Точно что-то случилось, сделай что-нибудь…
  Во входную дверь позвонили, Игорь пошел открывать, на пороге стояли довольные жена и сын:
- Как сходили?
Ольга подняла брови:
- Рядом сидел какой-то хам, локтем давил мне в руку.
- А ты?
 - А я решила, не уберу до начала представления, чуть не поругались с ним. Буфет там отвратительный -  бутерброды заветренные, кофе кислый. Есть хотим. А вы тут как?
Игорь пожал плечами:
- Как обычно…
Семья, небольшим караваном, потянулась на кухню. Теща уже успела съесть заготовки бутербродов и приготовилась проглотить большое песочное печенье с огромным куском масла на нем, обильно политое вареньем. Увидев вошедших, смахнула крошки с подбородка на пол, чем вызвала естественное раздражение дочери, которая отличалась особой щепетильностью в вопросах чистоты и порядка. Ольга вытащила большую сковороду, теща рассеянно огляделась и затравлено произнесла:
- Что ты делаешь?
- Есть хотим, сейчас приготовлю что-нибудь.
- А я только поела.
- Хорошо, теперь мы поедим.
Теща почувствовала себя обманутой и пробормотала с надеждой, страдальческим голосом:
- Может не будете есть?
- Ну, почему?
Теща никак не могла смирится с ситуацией:
- Я не хочу сейчас есть.
- Ну, не ешь.
Теща посмотрела на всех, тяжелым взглядом и вышла из кухни.  Игорь хотел провести рукой по широкой и теплой спине жены, но она отстранилась, дернув плечами и достав из холодильника хрупкую пластиковую коробочку, протянула ребенку:
- Сынок, съешь пока йогурт.
Затем повернулась и в образовавшуюся щель между открытой дверцей и корпусом холодильника увидела Лидию Петровну, та, не мигая, следила за происходящим, затем решительно шагнула на кухню:
- Вы должны меня положить в Боткинскую больницу.
Ольга прошептала:
- А за молодильными яблоками не сходить? – потом рявкнула на сына:
- Сядь ровно и не ешь йогурт из коробки.
 Он вопросительно поднял голову потому, что хорошо помнил - вчера его ели именно так. Игорь устало поднялся и разочарованно посмотрел на жену:
- Хватит орать. Я оплатил тебе курсы по нейропсихологии не для того чтобы ты нам профессионально морочила голову…
Теща выскочила из кухни, понимая, что сейчас у дочери будет нервный срыв, свидетелем которого она явно быть не хотела.
Ольга глубоко вздохнула:
- Курьер уже был?
Из коридора донесся тихий шорох и легкий смех тещи:
- У бабашки возраст не спрашивают…
Игорь посмотрел в коридор:
-Это она флиртует с курьером?
Раздался ласковый голос тещи:
- Игорек иди сюда, забери пакеты.
- Серьезно? Игорек?
Напряжение в семье начало спадать и все потихоньку разошлись по комнатам.
Когда рано утром встаешь на работу, а домашние еще спят, все предметы издают непривычно громкие и масштабные звуки. Игорь всеми силами пытался не шуметь, потому что понимал – если жена проснется, то он будет в чем-то виноват.  Не получилось - банка с орехами, которая всегда стояла в глубине полки, вдруг прыгнула ему в лицо и с грохотом разбилась о плитку рабочей поверхности возле электрической плиты. Ольга зашла на кухню с помятым лицом и непривычно добродушной улыбкой:
- Бьешь посуду? Давай уберу.
 Он растерянно пожал плечами и пошел к гардеробу, одеваться, взял брюки. Они были ему ужасно коротки. Он вернулся на кухню:
- Что это? Куда ты смотрела, когда мы их покупали?
- Ты то толстый, то худой …
- Да, и ноги, то длинные, то короткие…
- Одевай, других глаженых нет.
Вспоминая молодость, он решил поехать на электричке, чтобы приехать пораньше и без пробок. Об этом маршруте он слышал неделю назад по телевизору.  Уверенно подошел двухэтажный состав яркого, алого цвета. Хотя это была только третья остановка долгого маршрута, места в нем уже не было. Игорь шагнул навстречу сердитой стене людей и, оказался зажат  между мокрым от пота, крепышом в черной футболке с огромным, белым черепом и надписью «Danger» и сухой старушкой с изображением на свитере перекрещенных револьвером и надписью «Хулиган». Повинуясь движению поезда их группу понесло на огромного рыжего мужика, в майке, по наличию густой растительности на теле, не уступавшему приматам. Майка была коротковата, волосатое брюхо, торчало, поддерживаемое широким, туго затянутым ремнем, от которого все пытались отодвинуться. Шедший за Игорем, молодой человек, воспользовавшись замешательством, протиснулся в узкую щель между телами, вскочил в туалет и забаррикадировался там. Игорь обреченно закрыл глаза, пытаясь вспомнить что-то приятное, но запах чужих тел, мешал сосредоточиться. Наконец, пассажиры стали и выходить тоже, он протиснулся в салон и встал на образовавшейся полянке между рядами сидений. Объявили, что следующая остановка - «Беговая». Так как на этой остановке ближе к выходу был последний вагон, пассажиры потянулись через весь состав к нему, но на следующей – «Белорусской», ближе к выходу был первый вагон, особенно несдержанные пассажиры решительно пошли вперед. Обе группы встретились в середине состава, именно там, где стоял оперуполномоченный. Игорь попеременно оглядывался на приближающихся с двух сторон людей, не понимая, что ему предпринять, рядом сидящая старушка смотрела на него с триумфом и жалостью. Во глава правой колонны шла мощная старуха с небольшим рюкзаком на груди, продираясь сквозь людское море она сложила руки лодочкой, как будто собиралась нырять.  Левую колонну возглавлял молодой человек с грязным, несмотря на сухую погоду, моноколесом, за ним тянулись люди с большими, неуклюжими самокатами. Игорь оглядел еще раз пассажиров в поиске какой-то поддержки, но сидящие, столкнувшись с ним взглядами, отводили глаза. Встречные колонны остановились в ожидании его решения.  Молодой человек с важным видом стал протирать влажной салфеткой свои мягкие туфли. Отсутствие в его гардеробе носков и наличие темных очков, узких костюмных брюк цвета ультрамарин и приталенной, прозрачной рубашки, расстегнутой на три верхние пуговицы должно было натолкнуть остальных пассажиров на мысль о его благородном, европейском происхождении. Пассажиры, уткнувшись в человеческий тупик стали роптать, громкость их возгласов была обратно пропорциональна уровню их воспитания. У Игоря в голове воспитание стало бороться со здравым смыслом, после недолгой борьбы победил смысл. Он отодвинулся в сторону, чуть присев на колени женщины, чем вызвал ее справедливое негодование и толпа, преодолев преграду, веселым ручейком побежала к выходу, подгоняемая чьим-то сухим и звонким кашлем в конце этой вереницы людей. Приехать раньше не получилось, на работу он попал в то же время, что и всегда.
В кабинете полковник выговаривал Семенычу:
-Ты старый, опытный опер, тебе скоро на пенсию. Почему ты не передаешь свой опыт молодежи?
- Почему? Передаю…
- Какой? Что нельзя смотреть на сварку? Ты знаешь, какие мне письма Студент присылает. Я ему пишу - вышли мне информацию, а он мне в ответ – FUI.
- Товарищ полковник, я же говорил это значит – for you information, то есть информация для вас…
- Так и надо докладывать, а не выдумывать - и оглянувшись на вошедшего Игоря, измерил его взглядом и ушел, пробормотав:
- Конечно, если начальник ходит в таком виде.
Студент достал банан, из сумки и начал его есть. 
Семеныч, с улыбкой, обратился к студенту:
- Хочешь я научу тебя как по количеству бананов определить день недели?
В понедельник, я покупаю пять штук и каждый день съедаю один…
Студент пробормотал:
- Умного учить только портить.
- Но ты ведь учишься в институте.
- Да, второе высшее…
 Игорь пробормотал:
 - Одно высшее – хорошо, два – прекрасно, три – шизофрения.
Семеныч продолжил:
- Все учишься, а работать, когда собираешься?
- По возможности никогда, слышали про закон Парето? Двадцать процентов усилий дают восемьдесят процентов результата. Поэтому я поклонник гедонизма.
- Гедонизмом занимаешься? Тогда понятно почему ты еще не женился.
Игорь решил сменить тему разговора:
- Что у нас сегодня?
Семеныч стал серьезным:
- У мужика пропала теща, по всему он и виноват. Я бы сказал, что он уже готов сознаться, но пока молчит. У тебя жена еще и психолог, ты в теме, придумай что-нибудь.   
Игорь вошел в комнату, за столом сидел усталый человек, и смотрел стеклянными глазами в стену. Увидев вошедшего, он, виновато улыбаясь, поднял тяжелые веки и стал поглаживать свое левое колено. Игорь, желая придать важности моменту, достал из нагрудного кармана очки. Одного стекла в них не было. «Как некрасиво получилось, наверно в поезде сломали» подумал майор и спрятал их обратно. Вдруг, подозреваемый издал короткий вздох, в глазах у него выступили слезы и, он начал говорить: 
- Я работал в образовании, бухгалтером, двадцать лет, и когда недавно школы стали объединять, все коллеги думали, что меня назначат руководителем этого объединения, но назначили какую-то постороннюю дуру, а мне сказали – что я уже старый и это в сорок девять лет. Отношения у нас сразу не сложились, в школу она пришла воровать. Я пытался с ней говорить, но она сказала, что мужчина не должен работать бухгалтером и предложила уволиться. Я отказался, тогда она сказала, что уволит меня по статье. А когда я сказал, что пойду в полицию, она стала хвастаться что родилась с «серебряной ложкой во рту», муж занимал у нее какой-то важный пост. Дошло до того, что я как-то сказал, что я ее ложку выну и в другое место запихаю. Короче говоря – остался я без работы. Дальше-больше, мы договорились с тещей, что она копит свою пенсию, на ремонт квартиры, но внезапно жена умерла, детей у нас не было, теща сделала сразу вид, что со мной не знакома и потребовала, чтобы я уезжал, я отказался. Тогда приехали родственники жены, типа в гости и жили у нас все лето, доставая меня своим присутствием. Когда они уехали, я понял, что должен что-то делать, меня все предали – коллеги, семья… Я попросил соседа-дальнобойщика, тот посадил ее в машину, как будто везет ее на дачу, и увез в неизвестном направлении.
- Где же старушка сейчас?
- Не знаю, мы договорились за ящик водки, он запил, загнал жену в собачью будку…
- Как?
- У них большая собака была раньше…
- Стал драться с соседями, те вызвали полицию, он побил и их, сейчас сидит где-то… Спасибо доктор, что помогли мне выговорится. Скажите, где я ошибся в жизни, что сделал не так? Мне важно ваше оценочное мнение.
- Я не совсем доктор, почему вы так решили?
- Извините профессор, только люди науки могут быть так небрежны в одежде…
Ошарашенный майор вышел в коридор и обратился к светившемуся от счастья Семенычу:
- Что ты ему сказал про меня?
- Что ты профессор психологии, светило науки. Но ведь сработало. Ну, о чем ты сейчас задумался?
- Если бы это зависело от меня, я бы его отпустил.