Беседы с бабушкой. Сахарное сердечко

Елена Абилгасанова
1
Внук заглянул в бабушкину комнату. Свет настольной лампы мягко освещал помещение. Бабушка сидела возле окна и смотрела на луну. Она обернулась и улыбнулась внуку. Тот сразу вошёл, закрыв за собой дверь и поинтересовался:
- А что ты делаешь?
- Любуюсь месяцем. Если совсем выключить свет, то он будет освещать мою комнату своими рожками.
- А, по-моему, луна похожа на большой сладкий леденец.
Бабушка тихо рассмеялась:
- Да, ты прав. Каждый луну по-своему представляет. Сейчас у нас много вкусной еды, сладостей. А было время, когда не было даже сахара.
Внук удивился:
- А когда такое было?
- Во время войны. У меня есть одна история про сахарное сердце. Хочешь, расскажу?
- Да. Рассказывай – и внук взобрался к бабушке на колени, чтобы лучше видеть все и слышать, ничего не упуская из рассказа.
2
Это было под самый конец Великой Отечественной войны. Лидия Семёновна, учительница истории, провожала эвакуированных детей назад, к их семьям. Она очень привязалась к подросткам, особенно к Павлуше, одиннадцатилетнему пареньку. Он квартировал у неё. Мальчик был честный, смелый и правдивый, всегда старался помочь окружающим. Если честно, то ей было жаль расставаться с ним.
Её собственный сын Александр  уже несколько месяцев не писал ей. Когда ей пришло извещение, что сын «пропал без вести», то у неё внутри всё похолодело, она, будто умерла. Хорошо, что эвакуированные дети были рядом, и о них нужно было заботиться. И она жила ради них. А теперь вот они уезжают.
Когда-то давно, классе в седьмом, сын выточил из большого куска сахара сердечко. Купил красивую подарочную коробку, положил в неё шейный платок, брошь и это сахарное сердечко, размером с ладонь. Подарил матери на день её рождения.
«Мне бы так хотелось накормить его досыта, напоить чаем с пирогами и вареньем. Но ничего этого у нас давно уже нет. Хотя…». Подозвав мальчика, Лидия Семёновна вынула сахарное сердечко из коробки, завернула его в красную тряпицу и протянула Павлику:
- Это тебе. Пусть в твоей жизни будет только радость. Это сердце сделал мой сын. Ты очень похож на него. Держи.
Слёзы катились из глаз учительницы, когда машина тронулась, увозя детей. Она бежала  за машиной, маша им вслед подаренным сыном платком. Война вот-вот закончится, но от этого у неё на душе легче не становилось.
3
Не все дети смогли вернуться в свои семьи. Родные Павлика погибли, и, приехав, он узнал об этом. Тогда его отправили к его двоюродной тёте, но по дороге была бомбёжка, Павел был ранен и попал в госпиталь. А уже туда ему сообщили, что тётя его уехала, не оставив своего нового адреса. Раненый в ногу Пашка стойко переносил все удары судьбы. Он умел красиво играть на губной гармошке. В госпитале один ветеран подарит ему немецкую губную гармошку:
- Держи, внучок, я, всё - равно, не мастак по части музыки.
Пашка обрадовался, и, теперь, когда солдаты вечером просили его сыграть, играл «Катюшу» и другие военно-патриотические песни. А солдаты и медсёстры пели.
4
Там, в госпитале, его соседом по палате оказался контуженый, с ранениями в руку и ногу, солдат. Он не помнил даже своего имени. Пашка пытался отвлечь его от тёмных мыслей, рассказывал разные истории, наигрывал душевные мелодии. Гипс солдату сняли, сняли повязку с руки, затем с головы. Но память не возвращалась.
Солдат и Пашка часто беседовали:
- А вот скажи, если бы ты совсем один остался, то к кому бы поехал?- спросил однажды у солдата Павел.
- К тому, кому я могу доверять, кто меня любит.
- Тебе хорошо, ты взрослый. А меня теперь в детдом отдадут, наверное.
- Ты отличный друг. Вспомни, может у тебя есть тот, кто захочет тебя усыновить, – ответил солдат.
Немного подумав, Павел произнёс:
- Есть одна учительница. Я у неё жил, когда нас эвакуировали. Это такая, такая… добрая женщина. Она нам всем как мама была. Было бы здорово, если бы меня именно она усыновила. Смотри, что она мне подарила!
Павел вытащил тряпицу, развернул её, а там лежало сахарное сердце, правда, один его край был надкусан.
Солдат посмотрел на него, и вдруг, как водоворот закрутил его – таким образом,  к нему память вернулась, вся, полностью:
- А женщину Лидия Семёновна зовут? Учительница? Невысокая такая, худая, с рыжими волосами?
- Да, она такая, только волосы у неё седые. А ты что, знаешь её?
- Как не знать, ведь это - моя мама! – и солдат широко улыбнулся. – А сахарное сердце я ей с подарком на её день рождения подарил.
Павел завернул сердечко в тряпицу и протянул солдату:
- Держи, для тебя оно очень важное, раз помогло тебе всё вспомнить. А как тебя зовут то?
- Александром.  Я…это, к доктору пойду, расскажу ему, что память ко мне вернулась.
5.
А меньше чем через месяц был День Победы.
В дверь Лидии Семёновны постучали.
- Открыто! – громко сказала она, идя к двери.
Дверь распахнулась, а на пороге стояли её сын Александр, и перед ним Павел.
Мать вначале замерла, не веря своим глазам, а после рванулась к ним, обнимая и целуя. Сын снова достал и протянул маме сахарное сердечко. Она, глядя влажными от слёз глазами на обоих, прижала этот кусочек сахара к груди, а на него падали её солёные слёзы. Но это были слёзы радости.
Так у Лидии Семёновны появился второй сын, а у Александра брат.
И жили они очень дружно, во всём помогая друг другу.

(рисунок автора)