Богородица Дева, радуйся!

Сергей Костромитин
      Азбуку учили раньше: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро... Я запомнил. А последняя была Ижица - к жопе плётка ближится. Один случай такой: отец управился вечером, поужинали, печку истопили. Тепло. Лёг на верхний голбчик*, я на печку. А ещё рано - зимой - темно. Он меня учил молитву. Баушка Арина с матерью пряли сидели. "Айда, - говорит, - сынок, - подзывает меня, - молитовку учить - счас оно легче, а потом всё равно придётся учить". В школе, да в армию брали - молитвы спрашивали. "Одну молитву обязательно надо знать. Вот давай, повторяй за мной, говори: "Богородица". Я молчу. "Богородица Дева, радуйся". Я молчу. Он ещё: "Что? Может быстро говорю? Давай потише буду говорить: "Богородица..." Я молчу. "Что ты молчишь? Есть у тебя язык нет?" Я показываю, что есть. Он мне тогда ремешок с себя снял - мне показывает - поясной, мягкий, без пряжки. И говорит мне: "Если не будешь повторять - ремешком получишь. Я тебя ремешком буду учить". Сам опять мне говорит: "Говори за мной: Богородица Дева, радуйся". Я молчу. Он меня швырк, ремешком, как выжгет по спине, по жопе. Я сразу: "Богородица дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобою!" Сразу заговорил - скричал.
      И в этот вечер я научился, запомнил и сейчас знаю много. Не он дурак, что ремешком меня хлестнул, а я дурак, что его вынуждал, что я не прав был - упрям. Надо смотреть, что к чему ведёт. Вот какой я был упрямой! Сам себя ругаю, а отца ни в чём не виню, я его никогда худом не помяну. Только добром, добрая память об нём осталась у нас. Он меня учил только к добру, не ругал меня. Он ведь не такой был, что сердитый - один раз всего и хлестнул.



* Голбчик, голбец - в крестьянских избах - конструкция в виде короба с уступами или ступеньками, для всхода на печь и полати, и  дверцей (лазом) для спуска в подполье.