Николаевна

Зинаида Малыгина
Николаевна.
  С Николаевной нас  объединил храм.  Я не знала ее раньше. Николаевна работала на заводе, я в школе,  с ее детьми  в школе  меня судьба не свела.
 Познакомились мы на море.  Я возила группы детей, в одну из поездок поехала с нами  и она.
 Мы отдыхали в Грушовом саду в Кринице. Палатки наши стояли рядом. Я обратила внимание, что она как будто   приехала с вороной. Да, с живой вороной.   Птица была ручная, Николаевна с ней разговаривала,  та будто бы все понимала.  Эта женщина  меня уже тогда заинтересовала.
 Дело в том, что  общение ее  с птицей  было  особенное,  любовью  было пронизано ее  участие в жизни вороны.
 И вот мы встретились в  нашем храме, спустя несколько лет.
 У нее заболел средний сын Максим. Парень служил в ВДВ, прошел суровую службу и вдруг на сороковом году жизни у него обнаружили порок сердца.
  Операция. Борьба за жизнь сына, молитвенное покаяние, слезы, слезы, слезы. Страдание ее было очевидным.
  Как поддержать мать , как  облегчить ее страдания , я не знала.  У меня было  свое горе. Ушел муж. Тяжесть одиночества и потеря  его  навсегда не давали мне тогда   тоже покоя .
Я не могла в то время согреть ее  измученное горем сердце и разделить сполна  потерю   Максима. Но, как мать, переживала за нее.   
  Мы  с  Любовь  Николаевной дежурили в храме на  свечной лавке в один день. С утра она, потом меняла ее я.  После похорон Максима  она сдала, сердце  и у нее тоже стало шалить. Она плакала , вспоминая сына, я слушала ее, как могла, утешала. Навряд ли мои слова тогда были уместны,  нужно было время, чтобы хоть немного подлечить открытую душевную  рану потерянного ею  навсегда сына.  К осени я стала замечать, что она в разговоре со мной  упоминает какого-то квартиранта.  Я не любопытный человек.
Ну квартирант и квартирант. Я знала, что  у Николаевны трехкомнатная квартира, платить за нее нужно много, пенсия маленькая.
   В одной из утренних наших встреч она рассказала мне про своего квартиранта.
-Геннадьевна,   его  я подобрала с улицы. Максима похоронила, было невыносимо тяжело.  Осенью, проходя мимо магазина, увидела сидящего  на холодных ступеньках парня без ноги . Грязный, неухоженный, с протянутой рукой.  Сердце мое дрогнуло. ---    В моей голове мелькнула мысль :Бог забрал моего,  а вдруг дал другого?!.
 Долго не раздумывала, сердце подсказывало, что  я должна его приютить. Он по возрасту был   как мой сын.  Несчастный, никому не нужный. Безоговорочно  решила ему помочь.
   Привела  его  в свою квартиру.  Выделила ему комнату. Создала ему  все условия для нормальной человеческой жизни.  Кормила его,   вещи приносила из церкви, заботилась о нем как мать, Геннадьевна. 
Я сидела и слушала.  Была поражена  ее милосердным  сердцем. Сердцем, которое способно  сопереживать, сочувствовать, не рассуждая,вбирать в себя боль чужую...    Николаевна  не прошла мимо бездомного парня, можно сказать, на тот момент бича..  Она   приняла самое  деятельное участие в его жизни.
 Я неоднократно в своей голове возвращалась к ее поступку, пыталась его оценить и понять ее .  Ее деятельное участие в судьбе этого  парня  трудно было понять не только мне, но и знакомым, соседям и родным.
На такое способен  только   Человек большой души.  Ее  милое сердце, чуткое и отзывчивое  , безвозмездно  отозвалось на чужую боль и страдание.
Квартирант был не простой. Он был зависим от алкоголя.   Николаевна его предупреждала,  много с ним беседовала, даже грозилась, если запьет, то вынуждена будет отказать  ему в жилье.
  А он срывался, уползал .  Николаевна  прятала его костыли,  А когда уползал, пил беспробудно, пропивал пенсию, валялся грязный и побитый. Цыгане даже  умудрились  оформить на него кредит, в результате чего  у него высчитывали половину его небольшой социальной пенсии по инвалидности.
 Николаевна плакала,  спрашивала совета сначала  у батюшки Варфоломея, птом у батюшки Евгения, как ей поступить с ним..
- Решайте сами , -отвечал Варфоломей.
- Спасетесь через него , говорил отец Евгений.
  Отдел социального обеспечения отправлял его в наркологическую больницу , в Армавир в Дом милосердия. Только оттуда, как бы хорошо там ни принимали его, он возвращался сначала на улицу, а потом слезно просился к Николаевне, обещая ей, что больше не будет срываться..,  Она верила ему и продолжала бороться за его достойную жизнь.. Родные ругали  за ее милое сердце.
 Квартирант, понимая, что он приносит Николаевне много  неприятностей, но  с собой   ничего поделать  не мог. Она прощала его, предупреждая , что  это последний раз.  Более четырех лет  Николаевна принимала участие в непростой судьбе квартиранта.
Как-то я спросила ее:
-Откуда он, почему он без ноги? Есть ли у него родные?
 -Виталька родом  из Саратовской области. Работал в строительной бригаде.   Однажды ребята позвали на зимнюю рыбалку. По дороге машина сломалась. Водитель предложил ему идти, показал рукой , куда идти.  Шел по полю, напрямую, как было сказано водителем, но дорога оказалась длинной. Было холодно. Он все- таки дошел, но сильно обморозился. В больницу сразу не пошел. Когда началась гангрена, было уже поздно спасать ногу. Ему отрезали ее до колена.   Жизнь его  разделилась на до и после.   Он стал искать себя  в новой  для него жизни. Кто-то из знакомых посоветовали ему поехать на Кубань.
-Там тепло, сказали ему, езжай, не пропадешь.
-Вот и приехал. А куда? Кто его здесь ждал. Запил. Оказался в нашем поселке. Вот и встретила я его то ли на свою беду, то ли так было угодно Господу.- закончила  свой рассказ о судьбе Витальки. . 
Я слушала ее и примеряла на себе. Могла ли я так поступить. ?   И однозначно отвечала себе :
- Нет.  Милость к падшим –это дар Божий.  Это дар служения человеку, неважно кто он. Это дар самоотдачи своей энергии. Это дар большого сердца, а значит, радости  нести частичку тепла даже бомжу. Вся наша радость в нашем мире происходит от желания счастья другим. Этого дара у меня нет. Поэтому я много раз проходила мимо Виталия, измученного пьянством, грязного, побитого, несчастного, и только  подавала ему милостину, понимая, что эти деньги даю ему  на похмелье. У меня не было желания  приютить его, не было такого порыва души, как у Николаевны.. Мне по-человечески было жаль несчастного, безногого молодого мужчину, но не более того. Я не судила его , понимая, что он отрабатывает свою судьбу.  Заповедь « Возлюби ближнего»  в этом случае не мой удел.. Мое сострадание бездейственное.
   Николаевна спасла падшего квартиранта Виталю, продлила ему жизнь на целых четыре года, и тем самым перед Господом спасалась сама.
 Все  это  лето мы с ней не виделись.
 Я приехала от дочери, меня  не было. И первый вопрос, который  задала ей:
- Квартирант живет у тебя?
- Что ты. Мы его похоронили, батюшка Евгений его заочно отпел. .
-А что с ним случилось?
 - Поехал на лето подзаработать на море. Я была против. Он не послушал меня.  В один из дней в нашу церковь пришла женщина . Она искала меня.  Просила дежурную передать мне,  что Виталя умер и  нужно его хоронить.
 Мы  хоронили его втроем: я, Елена Борисован и Маша. ( это служащие из отдела социального обеспечения)  Лежал в гробу чистый, вытянувшийся, ну просто красавец. Все сделали по-христиански. Купили недорогой новый костюм . Я приготовила обед, чтобы  помянуть его. Позвонила сестрам двоюродным, матери, сообщила о случившемся.  Нету больше Витальки. Отмучался. Вчера было сорок дней, как его не стало. Вот так-то , Геннадьевна.
 Я наблюдала за ней. Было видно, что Николаевна  все еще жалеет  его. Подобрала его с улицы, приняла  как сына  , помогала ему, оберегала его от пагубной  зависимости. И похоронила. Она помолчала. А я пошла и поставила свечу за упокой Виталика.
- А здоровье –то у тебя как, Николаевна.?
 - Пойдет, коротко отвечала она.
-  А что за дети на тебе висят?
 На Преображение после службы в храме  обратила внимание, что она , как многодетная бабушка, окружена незнакомыми мне  детьми.
- Да к это же  беженцы с Украины.   Мне их жалко. Такие худющие, такие неухоженные.   Вот и взяла опеку над ними. Ты не подумай, не ту официальную опеку, которую оформляют, а ту, которая   от сердца идет.
- Конечно, Николаевна, можешь мне не объяснять, я знаю,  что  твое  сердце призвано служить нуждающимся. Сердце твое  способно на милосердное служение.   Бог тебя любит.
 И как тут не вспомнить Притчу о милосердном самарянине.
  Николаевна для меня как тот добрый Самаритянин.  Сердце у нее большое.  И опять задаюсь вопросом :
- Кого больше спасает милосердное служение –дарующего или нуждающегося в нем и получающего его.
 Обоих.
За Витальку она молится, а Господь дает ей силы и дальше дарить милость людям.
3.09.2022г