Спящие боги, гл. 84. Боги, скованные разумом

Владимир Пяцкий
БОЖЕСТВА, СКОВАННЫЕ РАЗУМОМ
Есть существа, которых называют «божества, скованные разумом». По отношению к существованию они находятся в положении наблюдателей, но не тех наблюдателей, которые, пребывая в состоянии независимости и покоя, способны энергией своего ума воздействовать на существование, а тех, которые лишены возможности действия и как связанные жертвы наблюдают за развитием собственной судьбы.
Мир божеств, скованных собственным разумом – это мир сонного паралича, в котором ум испытывает страдание бессилия. Такое состояние наблюдателя является кошмаром. Собственнный разум сковывает божеств тогда, когда они хотят отделиться от мира и вести собственное, независимое существование. Нарциссический рай потихоньку превращается в ад. 
Я беседовал с молодым человеком лет тридцати, который попросил меня о встрече через общих знакомых. Мы сидели на неудобной железной скамейке в сосновом парке, где на фоне непрекращающегося щебета то и дело раздавался шум крыльев птиц, перелетавших с ветки на ветку. «Итак, вас интересуют занятия медитацией», – сказал я. «Расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как в вас пробудился этот интерес».
Мой собеседник рассказал, что в юности он занимался спортом, борьбой, привык к тому, чтобы всё время расти и продвигаться к новым целям. Затем, получив высшее образование, устроившись на работу, женившись, став отцом двоих детей, он почувствовал некоторый застой, остановку в своём внутреннем развитии. И вот – он ищет новую перспективу для своей жизни, что-то, что выходит за пределы обычного существования.
Я видел, что мой собеседник страдал от неудовлетворённости. Он стремился к свободе и счастью, а окружающий мир казался ему помехой, от которой он хотел отгородиться медитативным погружением. О своих прошлых занятиях борьбой он говорил нехотя, с некоторым напускным пренебрежением, пытаясь подавить свои не удовлетворившиеся личные амбиции. А теперь он искал дополнительный ресурс счастья в занятиях медитацией.
«Сколько времени в день вы хотите уделять духовной практике?» - спросил я. «Я думаю, что полчаса в день – это вполне реально для меня» – ответил он. «Хорошо» – сказал я и дал ему несколько заданий, выполнение которых должно было занимать не более получаса в день. Мы встретились вновь через неделю. Мой собеседник был смущён и рассказал, что духовные занятия нравятся ему, но его жена выказывает к ним подозрительное отношение, а он чувствует, что в доме увеличилась напряжённость. Его жена однозначно выразила своё мнение, состоявшее в том, что лучше бы ему вместо духовной практики активнее участвовать в домашней работе и больше интересоваться воспитанием детей.
Подумав, мужчина пришёл к выводу, что у него нет внутренних сил на то, чтобы изменить своё поведение в семье и заниматься практикой не ради эмоционального комфорта, а ради воспитания собственной личности. За прошедшую неделю он познал простую истину о том, что настоящая практика не освобождает людей от долга перед другими, а является принятием на себя полного объёма человеческих обязанностей. Но это ему категорически не подходило! Для моего собеседника оказалась привычнее роль человека, который постоянно ищет облегчения своей жизни и тем самым постоянно делает перспективу собственного существования мрачнее и мрачнее.
Ум моего смущённого собеседника являл собой божество, скованное собственным разумом. Он видел неправильность своей эгоистичной позиции, но чувствовал, что не может пошевелиться и сбросить со своей воли оцепенение, созданное желанием быть свободным и счастливым.
Некоторое время спустя я издалека увидел этого человека на улице с женой и детьми. Старший ребёнок, лет трёх, был раздражён и начал, не зная что с собой делать, колотить отца. Отец же стоял в состоянии ступора, не находя в себе сил ни остановить разбушевавшееся дитя, ни обратиться к нему со словами вразумления, ни хотя бы сказать, что ему это неприятно. Он просто наблюдал происходящее, пока мать пыталась объяснить ребёнку, что бить папу – это плохо.