Коллекционеры

Сергей Белов 13
   …И задумался я – какого рожна мне всё это надо? Жил бы себе как многие, не заморачивая голову себе и другим. Корпоративы, собрания, похороны с поминками, мероприятия, выборы, парады, праздники и тому подобное. Со всеми традициями, указами, приказами, капризами руководства страны и производства… Не получается. Только мелькнёт мысль, что тебя и твоё время используют другие люди, навязывая своё видение, как должен быть устроен мир, то голова начинает думать – а нужно ли это мне? И, хотелось бы, чтобы это оказалось истиной, начинаешь выстраивать свои резоны, поступать так или иначе. Никому, впрочем, себя не навязывая.

   Не успел я обмакнуть перо в чернила, как подумалось, что никаких серьезных фактов на руках у меня нет. Ну что ж, придётся строить логические цепочки, за и против, опираясь на свой жизненный опыт, конечно же, субъективный, и сведения, почерпнутые из окружающего меня информационного поля.
Первое что приходит на ум – это, конечно же, музеи. Если мы хотим идентифицировать себя как «людей», то естественно нам необходимо знать всё о том, как развивалось человечество. И музеи нам в этом помогают. Лично я побывал только, к сожалению, из крупных музеев, в Дрезденской галерее. Но много читал, и смотрел, про другие  существующие музеи. Так что имею представление, что это такое, включая пещеры с наскальными рисунками и прочее. Исторические, технические, палеонтологические – все они работают на пользу человечества.

   Что портит впечатление от такого вида деятельности –  примазавшиеся!
Поясню на примере из спорта, а конкретно – футбола. Одно время, в недалёком прошлом, футбольная команда «Зенит» стала сдавать свои позиции лидера, чем вызывала недовольство своих болельщиков. Наконец они одержали крупную победу и в передаче, посвящённой нашему футболу, прозвучало интервью одного довольного болельщика. Невысокого роста, хорошо откормленный, лет тридцати, сказал следующую фразу: « Наконец МЫ собрались и одержали такую нужную победу!». При этом у него было такое выражение на лице, что это он, лично, выкладывался на поле и забивал голы. (Может поэтому и показали по телевизору такой интересный экземпляр).

   Есть две категории примазавшихся. Одна – часть работников галерей и музеев, которые считают себя особыми людьми, прикоснувшиеся, а лучше – держащиеся, за культурные и исторические ценности, созданные талантливыми представителями человечества на протяжении многих  поколений.  Другая  – люди, вцепившиеся в эти ценности, потому что они обладают большими деньгами. Конечно, среди них есть разные по воспитанию и характеру люди, но их объединяет стремление выделиться в особую прослойку общества. За счёт труда мастеров, создающих так называемые «шедевры», и простых работников, создающих приличную прибавочную стоимость,  позволяющую приобретать эти «шедевры» за немалые суммы. Впрочем, обе эти категории могут пересекаться, я так думаю, и в одном человеке.
Откуда в человеке берётся стремление что-то коллекционировать? Ведь для большинства собирание чего-либо не приносит каких-то больших денег. (Деньги, большие деньги, любят скапливаться в руках маленькой группы людей). Я сам в молодости собирал, назвать себя коллекционером не могу – не вышло и не очень-то хотелось, марки, которые сейчас в нескольких кляссерах лежат в тёмном шкафу. А сколько таких «коллекций», рассеялось во времени, позабытые и позаброшенные. И для чего собирались людьми марки, спичечные коробки и этикетки, открытки, вкладыши от жвачек и чего-то подобного? Или более серьёзных предметов – статуэток, картин, фарфоровых изделий, старинных книг? Стремление выделиться, заработать впоследствии на перепродаже, насладиться талантом мастера? А может это какой-то атавизм, сродни запасам, собираемые хомяком или белочкой?

   Следующий аспект, который не даёт мне покоя, хотя и не очень задевает, в деле «коллекционирования», ни в коем случае я не против этого занятия, это, трудно сформулировать, но я попытаюсь, придание коллекционной вещи каких-то немыслимых «свойств».
Как может стоить маленький кусочек бумаги, с рисунком, нанесенным типографским способом, рисунком очень среднего качества, выпущенный тысячными тиражами, не самой лучшей сохранности стоить столько же, сколько стоит картина средневекового, пусть и не очень знаменитого, художника. А дело в том, что выпущенных первых марок, речь идёт о них, осталось считанное количество, и магическим образом цена каждой марки стала баснословной! Предмет, когда-то стоивший полпенни, теперь стоит сотни тысяч фунтов стерлингов.
Эта вещь практичная? Она давно уже вышла из употребления. Эта вещь красивая? Она блёклая и выцветшая. На ней изображена знаменитость? Да. Чаще всего это королевская особа,  лик которой растиражирован миллионными изображениями, и гораздо лучшего качества. Может она обладает какими-то магическими свойствами? Ответ вы знаете. А может она предназначена для демонстрации, наподобие драгоценных камней в колье или ожерелий? Никто это не делает. Единственное её «достоинство»  – она РЕДКАЯ!!!

  А ещё бывает так – единственная. Это относится и к другим, названными красивым  специальным словом, – артефактам. Которые нередко добываются, и в древности и в современное время, «чёрными копателями». Чаще всего такие люди представляют собой обыкновенных примитивных обывателей, которые пользуются нездоровой страстью коллекционеров. Не могу понять, кроме того чтобы перепродать ценную вещь, стремление этих людей обладать такими артефактами.
Что даёт человеку обладание редкой вещью? Наверно повышенный статус в среде окружающих его людей. Собственная значимость в своих же глазах: «Ни у кого нет кроме меня». Что позволяет ему смотреть на остальных свысока. Или же иметь чувства, сродни скупому рыцарю из пушкинского произведения. И не иметь возможности избавиться от этого бремени. Хотя были случаи передачи своей коллекции в музеи.
 
   Впрочем, этому занятию подвержено подавляющее большинство людей. Собирательство чего-либо – это, может быть, стремление сделать свою жизнь более разнообразной, узнать, думаю, что это подсознательно, через коллекционные предметы больше о творческом потенциале окружающих тебя, далёких и близких, прошлого и настоящего, людей. Связанно это с тем, что человек, думаю, что это заложено во всех людях, стремиться, по своей природной натуре, внести вклад в эволюцию человеческого сообщества.

   А что собирает это большинство? А до чего дотянется – то и собирает. Николай I имел возможность спокойно собирать марки и собрал приличную коллекцию. Пушкин имел возможность собирать общение с женщинами. (Недавно прочитал, что он имел привычку считать любовные победы и в записях у него нашли упоминание о ста тридцати трёх женщинах. Но и заработал венерические заболевания. Не знаю, стоит ли верить). Иногда попадаются репортажи о собирательницах барахла, ступить некуда, в своих квартирах,– своеобразные коллекции. На слуху коллекционирование картин, среди которых, особенно в последнее время, позволяют современные технологии и недобросовестные эксперты, много подделок. Вспомнились коллекционеры вина, которые не могут позволить открыть бутылочку очень редкого спиртного, для чего собственно и изготовлялось оно! По-моему абсурд.  Возвращаясь к маркам, удивляюсь, что марка, имеющая какой-то дефект или ошибку в тексте, изображении или дате, имеют гораздо большую ценность, чем нормальная. (Опять же такие марки изымались и превращались в «редкость»). То же самое и с монетами. (Думаю, хоть как-то связано такое положение, на уровне ментальности, с существовавшим когда-то цирком уродцев?). А с другой стороны, попробуйте потерять на марке хоть один зуб перфорации по краю марки – она потеряет значительно в цене! Невозможно постичь логику этих филателистов.
 
   Что ещё непонятно – это формирование цены, неизбежно скатываешься в меркантильную сторону, картин, если художник уходит в мир иной. Или вспоминания как жил Ван Гог, удивляешься, какие цены существуют на его картины. Если это шедевры, как утверждают искусствоведы, то почему этот художник жил в нищете? Хотя некоторые современные художники очень даже отлично существуют в этом мире, будут ли их картины цениться в будущем и причислят ли эти картины к лику «шедевров»? И, кстати, криминальная составляющая тоже имеет, как говориться, место быть. Какое-то королевство кривых зеркал. Вот, к примеру, картина «Мона Лиза». Висит в Лувре за бронированным стеклом. А её двойник, написанная якобы учениками Да Винчи, лежит где-то в запасниках. Картина это объект рассматривания. Так почему у этих картин такая разная судьба? И, следовательно, стоимость. Я считаю, не знаю как это точно назвать, существует такая черта в человеке, которая якобы ставит на одну доску творца и владельца его творение. И даже если владелец считает, что он всё-таки не ровня творцу, то всё равно причастен к тому что «шедевр» живёт, благодаря его стараниями. Он – избранный! Уважайте меня и почитайте.
 
   Остановлюсь ещё на таком аспекте как «собирание денег» на приобретение очередного «бесценного» артефакта. Хотя и говорят, что нехорошо заглядывать в  чужой карман, думаю, что в этом кармане могут лежать деньги, которые, скажем так, нажиты неправедными путями. Недаром в ходу такие слова как «эксплуатация», «спекуляция», «мошенничество». Если во всём мире, и Россия не исключение, девяносто процентов всех богатств принадлежит десяти процентам очень богатых людей, то где гарантия что и ваша, и наша, доля прибавочной стоимости не перебралась в кошелёк этих людей, которые и являются, в основном, приобретателями ценных вещей в свою коллекцию.
 
   Сколько же на самом деле стоят эти бесценные предметы? Оценку дала прошедшая вторая мировая война. Когда некоторые коллекции собирались так – за картину известного художника, или драгоценности, давали несколько буханок хлеба. Вот и всё!

   Последние пару мыслей. Во-первых, хорошо, что собираются свидетельства из жизни прошедших поколений. Это познавательно и интересно. Только стоило бы убрать ненужный «налёт» сопровождающий это занятие. Во-вторых, разве я сам не собираю на этом портале «коллекцию» тех явлений, список которых неумолимо приближается к концу, которые, на мой взгляд, отнимают не только наше время, но и частицу здравого смысла.  Коллекция, которая собирают другую коллекцию – читающих эти, или других авторов, статьи, которые, в свою очередь, собирают коллекцию  пишущих о чём-то людей.
 
     Поэтому я призываю: собираете что-то – успехов вам. Но только без фанатизма.

   Добавлено: Наполеон в своих завоевательных войнах вывозил предметы искусства и архитектуры во Францию. коллекция в Лувре частично грабительская! Но это не помешало французам установить ему солидный памятник!