Ч. 10 Азовская флотилия

Владимир Врубель
Предыдущая страница     http://proza.ru/2022/09/01/1208

Хронологию событий войны на море день за днём описывает автор Олег Каминский. С его позволения я частично использую для уточнения некоторых дат и событий материалы его публикаций.

В отличие от Олега, взявшего на себя огромный труд составления хронологии событий, я описываю в хронологическом порядке только отдельные эпизоды войны. Поэтому между нами нет дублирования текстов.

О войне на Азовском море, кроме воспоминаний адмирала флота Советского Союза Горшкова, я нашёл только две книги мемуаров, написанных бывшим начальником штаба Азовской флотилии Аркадием Владимировичем Свердловым и бывшим командиром канонерской лодки «Дон» Терентием Пантелеевичем Перекрестом.

Сергей Георгиевич Горшков, приняв под своё командование этот «тюлькин флот», именуемый Азовской флотилией, имел опыт обороны Одессы, десанта в Григорьевке. Он сразу стал устанавливать контакты с командованием 9-й армии, которая отступала по северному берегу Азовского моря, и 51-й армии на Керченском полуострове.

Флотилия была сформирована не только из гражданских судов, не приспособленных для решения поставленных задач, и к тому же слабо вооружённая, но она ещё была и укомплектована либо прежними гражданскими командами, которые призвали на военную службу, либо людьми в возрасте, призванными из запаса.

Капитанам буксиров и других судов присвоили воинские звания, и теперь они стали командирами кораблей. Вот как описал контр-адмирал Горшков знакомство с одним из своих боевых кораблей:

«На одном из буксиров я задержался дольше обычного. Видимо, догадавшись, что на корабль поднялся новый командующий, ко мне подошёл этакой переваливающейся походкой уже пожилой моряк, в залоснившейся куртке, из-под которой выглядывала тельняшка.

Подойдя ко мне, он как-то небрежно махнул рукой, как бы приветствуя меня, и представился:

- Капитан  буксира Семёнов.

Я подал ему руку и спросил о настроении.

- А чего нам горевать. Били, бьём и будем бить врага…

Подумав, добавил:

-Оно, конечно, пушчонки бы посильнее, ну, да ладно…  Обойдёмся и этими.

Я поинтересовался составом команды. Семёнов тут же отрубил:

- Команда боевая, состоит из прежних рыбаков, торговых моряков, портовых грузчиков. Переживаем мы, не успели нас переодеть. Ходим, как говорится, «по гражданке».

Познакомился, вспоминал Горшков, и с командиром 9-ой отдельной истребительной авиационной эскадрильей в составе 10 самолётов И-16 Г.И. Агафоновым (к сожалению, мне не удалось выяснить звание, имя и отчество лётчика).

Самолёты были изношены, многократно ремонтировались, нагрузка у лётчиков большая, до пяти вылетов в день.

Видимо, Сергей Георгиевич писал это по памяти. По уточнённым данным Михаила Сергеевича Монакова, вначале единственным авиационным подразделением флотилии была 87-я отдельная авиаэскадрилья из девяти самолётов И-15 бис.

В конце октября флотилию усилили 9-й истребительной авиационной эскадрильей (21 самолёт И-16 и Як-1). На юго-восточном побережье Азовского моря в октябре началось формирование Укреплённого сектора береговой обороны из трёх стационарных береговых батарей с орудиями 100 и 130 мм.

Когда начались бои за Ростов-на-Дону, контр-адмирал Горшков начал формирование подразделений морской пехоты. Он планировал использовать эти небольшие отряды для обороны баз флотилии с суши и совершения диверсий на берегу, занятом противником.

Гражданские командиры и гражданские команды кораблей Азовской флотилии, призванные из запаса, конечно, не были равными кадровым краснофлотцам и командирам не только по профессиональной подготовке, но и по морально-боевым качествам.

Канонерские лодки Отдельного Донского отряда «Ростов-Дон» и «Кренкель» 16 октября обстреливали немецкие части, сосредоточенные у селения Николаевка под Таганрогом, а 17 октября немецкие танки ворвались в Таганрог и открыли огонь по кораблям, стоявшим в порту.

Бой шёл уже на причалах. В канонерскую лодку «Кренкель» попало несколько снарядов. Она стала тонуть. В команде вспыхнула паника. Первыми принялись спасаться с корабля призванные из запаса политработники.

Именно политработники подняли панику среди команды, часть которой поплыла к причалам, чтобы сдаться немцам.

Их всех обогнал комиссар канонерки. Он бросился с корабля, и о его местонахождении не было известно несколько дней. Потом он вышел в расположение наших войск, прошёл проверку, и его снова прислали на флотилию.

Когда в 1942 году обстановка вновь сложилась в пользу немцев, он опять дезертировал. Трусость проявили командир «Кренкеля» (его фамилию я не выяснил) и комиссар Отдельного Донского отряда, находившийся на борту корабля, бригадный комиссар Алексей Дмитриевич Рощин.

Разумеется, не все политработники так себя вели, ведь их задачей было поддержание морально- политического духа краснофлотцев и командиров. Но из песни слово не выбросишь - что было, то было.

Случаи дезертирства и перехода на сторону врага осенью 1941 года происходили и раньше. Но, как пишет военно-морской историк Монаков, через полгода они сократились в пять раз. Во многом этому способствовала работа с людьми, которую проводил контр-адмирал Горшков.

Повреждённую снарядами канонерку «Ростов-Дон» удалось на буксире сначала отвести в дельту Дона, а затем в Ростов, где её отремонтировали. На канонерской лодке доставили также ценности и гражданских лиц из числа руководства Таганрога.

Кораблям Азовской флотилии удалось вывезти из Таганрога оборудование авиационного завода и большую часть гражданских портовых судов. В воспоминаниях С. Г. Горшкова написано: «Провожая как-то корабли в очередной поход, я увидел, как к причалу приближалась канлодка…

Это была канлодка «Дон». Её корпус побит, искорёжен, мостик и надстройки обгорели, приспущен флаг.

Едва ошвартовавшись, тут же спустили трап, на причал сошёл помощник командира и доложил: "Задачу выполнили успешно, но избежать потерь не удалось. Погибли командир, а также несколько моряков».

В канонерскую лодку «Дон» переоборудовали в 1941 году грунтовозную шаланду. Она имела скорость полного хода 9 узлов. Сначала её произвели в СКР, но потом переквалифицировали в канонерскую лодку.

Во время поддержки артиллерийским огнём частей 51-й Отдельной армии канонерку «Дон» атаковали самолёты противника. На корабле были убиты четыре и ранено 29 человек. В Ейске канонерку отремонтировали.

В канонерскую лодку № 4  переоборудовали ледокольный буксир «Ледокол IV», построенный в 1906 году. Скорость его полного хода – 10 узлов. Капитану буксира, Павлу Яковлевичу Кузьмину, присвоили звание старшего лейтенанта и оставили командовать кораблём.

Она также получила серьёзные повреждения, когда поддерживала артиллерийским огнём  нашу пехоту  на Арбатской стрелке.

Флотилию оперативно подчинили командованию Южным фронтом.

Продолжение http://proza.ru/2022/09/05/376

На фотографии: канонерская лодка