Чернильница, ручки и...

Виктор Валвик
         ...В те далекие времена, когда деревья были большими, а мы, детишки, маленькими было несколько вещей, с которыми сталкивались школьники нашего поколения. В частности речь сейчас пойдет о том, чем мы писали в школе.
         Помнится, когда я шел в первый класс, родители в портфельчик положили ручку и маленький пакетик, сделанный из газеты, в котором находилось три ученических "перышка". Эти перышки наверняка вы все помните - такие металлические, изогнутые, с вытесненной маленькой звездочкой.
         И вот мы, первоклассники, чернильной ручкой с перышком учились писать. Сначала писали палочки в тетради с косой клеткой, потом кружочки, а дальше переходили к буквам. Длилось это первоначальное письмо весь первый класс.
         Естественно, несмотря на промокашки, на желание красиво писать, это не всегда получалось хорошо. То перо за что-то зацепится, брызги пойдут, то много чернил набрал - кляксу сделал. Словом, забот много. Но было в этой писанине одно, что мне запомнилось – это формирование почерка. Почти все лица, ныне пишущие красивым почерком, пользуются не шариковыми или гелиевыми ручками. Эти лица используют авторучки, а что касается детства, то с ностальгией упоминают о правописании чернильными ручками.
         Про себя пару слов скажу: я писать разучился, эта шариковая ручка она у меня в разные стороны расползается, а вот с чернильной ручкой, то тут совсем другое дело, а как на компьютере, то здесь почерк... ну нет почерка.
         Как уже говорилось, для написания использовались так называемые "школьные перышки" стоимостью 2 шт. на одну копейку. Повторяюсь, важным признаком этих перьев было наличие маленькой звездочки.
         В то же время, у школьников пользовались спросом так называемые "канцелярские перышки" стоимостью 2 коп. за одну штучку. Эти перья были светлого цвета, более компактные, без всяких звездочек. Их особенностью было то, что кончик у них был аккуратно загнут. Это уменьшало количество царапин и клякс на листе. Но пользоваться этими перышками школьникам запрещалось. Это объяснялось тем, что "канцелярские" сильно негативно влияют на формирование почерка. Естественно, что школьники все-таки применяли указанные перья, за что получали серьезные "нагоняи" от учителей, включая "двойки" по грамматике. Негласно учителя разрешали пользоваться ими в последнем (восьмом) классе неполной средней школы.
         Финт "ушами" в школьной жизни нам делал один канцелярский прибор, именовавшийся "чернильницей". О!..оо.. сколько существовало разновидностей этих чернильниц, от "накрученных" - канцелярских до простеньких школьных. Как обычно, в школе на каждой парте находилась одна школьная чернильница. Этакая, простенькая, белая, керамическая чернильница-невыливайка. Действительно, если не сильно наполненную чернильницу перевернуть, то чернила не выливались. В то же время, если ею "тряхнуть" то чернила неплохо брызгали на "объект атаки".
         Не знаю почему, но периодически в некоторых чернильницах чернила "закисали" и превращались в тягучее желе. Вставляешь ручку в чернильницу, а оттуда тянется жвачка. Естественно здесь и кляксы и прочие "радости". Учитывая, что в классной комнате все чернильницы были однотипны, то их "блуждание" по партам было сильным. Вот сегодня чернильница нормальная, а завтра - с тянучкой. А на следующий день опять "нормальная". Закон предмето-циркуляции в природе, что тут поделаешь!
         Помнится, раз в полгода зимой и поздней весной, во время каникул все эти чернильницы выносили за школу и их выквашивали – вымывали. Зимой снежные сугробы за школой приобретали слегка фиолетовый оттенок.
         Акцентирую ваше внимание, что до 1969-70 года пользование перьями (со "звездочкой") было обязательным! Использовать другие средства для записей было запрещено. Но об этом нюансе немного позже.
         …Если вы в те времена видели школьника, у которого губы и уши, и руки были испачканы чернилами, то это означало, что он имел долговременное "общение" с вершиной письменного инструментария – чернильной авторучкой. Нет-нет!!... речь пойдет не о общеизвестных марках "Parker", "Waterman", ну на худший случай наш бренд "Союз". Речь пойдет об "авторучке школьной", чернильной, с пипеточным механизмом. Указанная ручка выпускалась массовыми количествами, продавалась в "Культтоварах" по цене 87 коп/штука.
         Естественно, школьники, преимущественно мальчишки, покупали эти ручки и пытались пристроить их к "письменному процессу". С одной стороны, указанные ручки слабо держали чернила, подтекали, поэтому их "владельцы" были "с ног до головы" в чернилах, а с другой стороны использовать авторучки до девятого класса было категорически запрещено. Причем эта категоричность заключалась в том, что у учащихся авторучки отбирались, даже трощились. Террор был сильный-сильный! А вот 9-10 классам пользоваться авторучками было разрешено. Поэтому "выпускники" старались купить себе более качественные поршневые авторучки. Словом, авторучка – это бренд выпускника.
         Помнится, Ира Кондратьевна, классный руководитель в классе, где учился мой старший брат Ваня, у этого же моего братца отобрала четыре полуполоманных авторучки. Ловит она меня в коридоре, дает газетный пакетик с "подтекающими" ручками и делает мне установку на то, чтобы я отдал эти авторучки отцу. В тот же день, при возвращении домой, в районе кладбища, догоняет меня Ваня: "...Авторучки у тебя" –"У меня" – "Отдавай! иначе отберу, да еще и накостыляю!". Пришлось отдать ему эти авторучки.
         Но я допустил "прокол" –  дома родителям обо всем этом не сказал. А через пару дней Ванюха снова "влетает" с автручками под "удар" Иры Кондратьевны. Здесь все и "прояснилось". Отцом с нами была проведена воспитательная работа в виде "прочухрана" - с Иваном из-за авторучек, со мной (в меньшем объеме) - за то, что я промолчал.
         Первый раз шариковую авторучку я увидел в 1963 году. Это было чудо-чудесное! Никаких тебе клякс, никаких царапин, никаких тебе чернильниц. Словом-супер! Правда там свои нюансы появились... Ампулки поначалу были в дефиците, мало того довольно часто они плохо "расписывались". Я даже умудрился вставлять старые, расписанные наконечники в новые ампулки. Но не о том речь...
         Как итог, скажу – все восемь классов я писал простой чернильной ручкой. Не заводил я никаких "канцелярских" перышек, или нелегальных авторучек . Близился девятый класс, в котором (как известно) можно было использовать авторучки.
         И вот летом 1970 года принимается решение – все учащиеся, начиная с первого класса используют единственное средство для писанины – шариковую ручку (с пастой фиолетового цвета). Это же!!... траур нехилый ...типа того-"за что боролись?!!". Вот восемь лет с "перышком" возился!!, ...а тут сразу, с первого класса - шариковая ручка. Сильно обидно!.
         ...Со временем потерялись полуобгызенные ручки с "перьями", куда-то подевались чернильницы - невыливайки, в конечном счете испортился почерк (кроме подписи), прошла и канула в былое наша молодость.
         Послесловие. ...Бродя по интернету я увидел некоторые интересные вещи. Продаются  перышки, и ручки и чернильницы. Мало того, поднимается вопрос использования в начальных классах исключительно этих "школьных ручек". Не поверите, но в некоторых школах Германии в качестве факультатива в начальных классах применяют указанные средства обучения. А в Великобритании ряд школ приняли обязательное условие пользования в начальных классах исключительно "школьных ручек" с "перышками".
         ...В то же время конструкторы работают над созданием таких ручек (авторучек) в которых при нажатии увеличивается ширина линии, при перемещении пера вверх- линия утончается. Словом передаются все характеристики наших старых ручек. Правда есть там недостаток – ручки пластиковые, грызть их тяжело и вкус не такой, как от наших стареньких и деревянных.
         Вот прочитают мое "произведение" наши дети и внуки и скажут, мол "заливает" дедушка Витя, "сказки" свои рассказывает.
         Наверное, так и есть, только эта сказка нашему поколению правдой пахнет...