Человек и его имя

Терехов Максим Юрьевич
      Вы заметили, что люди с необычными пафосными именами испытывают множество проблем в жизни. Уже почти ушли в прошлое Авиэтты и Виленины, уступив место такой экзотике, как БОЧ и Виагра. Ну с Виагрой всё вроде понятно, а вот БОЧ – это Биологический Объект Человек, там ещё были буквы и цифры добавлены, но мальчик вырос к моменту, когда такие имена запретили на законодательном уровне и, получив паспорт, стал просто Игорем.
     Об именах написана замечательная работа академика Лосева. Как они образуются, что за собой несут. Ещё есть народная мудрость: «Как корабль назовёте, так на нём и поплывёте…»
      После крещения Руси детей начали называть по святцам, даруя им небесного покровителя из числа причисленных к лику святых, угодивших Богу своей праведной жизнью. Имя могло быть связано с днём рождения, с днём крещения или с днём наречения имени. Смотрели в святцы и выбирали из тех имён, которые приходились на этот день. Ещё была традиция называть по святцам на сороковой день от дня рождения. Так и появлялись экзотические Агапиты Сосипатрычи и Феонилы Климентьевны. Одну Феонилу Климентьевну я знал лично. Она была хорошей, но достаточно непредсказуемой женщиной.
      Со временем круг имён сузился до наиболее привычных нашему уху созвучий. Такие имена, как Николай, Иван, Пётр, Степан, или Елена, Наталья, Мария и Дарья – всего, наверное, около сотни привычных уху имён практически гарантируют своим владельцам спокойную жизнь. По крайней мере, в школьные годы, когда необычное имя может раздражать бескомпромиссный детский коллектив. Кто знает? Может быть, таким образом народная интуиция выбрала самых близких и самых отзывчивых святых на небе, более внимательно пекущихся о своих, пока ещё прибывающих в земной жизни подопечных…
      Но вот с такими именами, как Кристина и Ангелина, на мой взгляд, возникают проблемы. Связаны они прежде всего с высотой задачи, на которую они обрекают своих носителей. Имя Ангелина происходит от понятия Ангел, а Имя Кристина в своей основе имеет имя Христина.  Жить и соответствовать ангельскому чину или, более того, носить имя в честь Христа Спасителя, задача не простая.
     Я кстати не раз замечал, что люди с одинаковыми именами имеют схожие черты характера. Об этом даже есть какие-то научные работы, впрочем, не очень популярные у психологов. Почему-то на астрологию обращают внимание гораздо больше.
      На мой взгляд, такая связь сохранялась и в советское, безбожное время. Во многих людях, правда, происходил некоторый перевёртыш качеств святых. Так, способность пострадать за веру могла превращаться в обычное житейское упрямство, а способность к не стяжанию могла перерастать в житейскую скупость. Я, навскидку, приведу несколько отрицательных качеств отдельных имён из личных наблюдений. К примеру, обаятельные Алексеи склонны к авантюризму и могут даже предавать близких людей, Андреи смотрят на других людей несколько свысока, Натальи коммуникабельны, но зачастую необязательны, Татьяны очень энергичны, но часто не способны понять чужую слабость.
      Даже, если человек некрещённый, то привычные черты, характерные для его имени, могут проявляться и в этом случае. Довольно интересен факт, что святитель Николай при обращении к нему за помощью часто помогает через людей с именем Николай. Кто-то из них крещён, а кто-то нет, но очевидная связь имеет место быть.
     Интересно, что у имён могут быть различные народные трансформации, как правило, упрощающие общение с человеком для его близких.
      К примеру, Александр – Алексаша – Саша – Сашура – Шура – Шурик. Вы заметили, как путём трансформации имени из уравновешенного, флегматичного, сдержанного и надёжного Александра получился наивный герой Гайдая – Шурик, имеющий множество слабых черт и непростых особенностей характера.
      Другой пример основан на чередовании в русском языке буквы Г и Ж. Флаг – флажок, торг – торжок, Георгий – Жора. И опять тяготеющий к несгибаемому воину Георгию Победоносцу Георгий превращается в компанейского Жору. 
       Татьяна становиться Танечкой, Танюшей, а просто весёлая Наталья превращается в до неприличия разбитную Натаху.
        Данные особенности приходится учитывать авторам, когда они пишут свои рассказы и повести. Ведь часто в них фигурируют реальные люди, которые встречались автору в жизни. Вели они себя зачастую не самым лучшим образом и, узнав себя в рассказе, могут обидеться и даже начать мстить незадачливому рассказчику. Кстати, я читал таких авторов, которые откровенно признаются, что, дорвавшись до пера и интернета, они просто откровенно сводят счёты с врагами. В этих случаях об анонимности речи конечно не идёт, но пусть эти методы мести остаются на совести тех, кто их применяет.
        Писателям часто нужны отрицательные персонажи, но, не желая обижать своих врагов, они дают героям вымышленные имена и компилируют в одного человека черты характера разных знакомых. Аналогично происходит и с хорошими людьми, которые также могут не хотеть попадания в чьи-то повести и рассказы. Возникает весьма интересная подмена, заметная далеко не всем людям, когда, к примеру, вымышленный герой Андрей проявляет типичные черты Михаила или Николая.
      Впрочем, если у автора достаточно таланта, то персонаж начинает жить своей жизнью и сам выравнивает это несоответствие. В этом случае автор практически уходит от претензий прототипов, когда меняет имя героя на созвучный его поведению аналог. К примеру, очень близки по характеру Василии и Иваны, Петры и Павлы, Веры и Надежды. В первом случае всё понятно. Оба имени обозначают собирательный типаж русского человека, который стремительно стал выходить из моды в лихие 90-е и лишь недавно стал обретать былую ценность в России. Другие имена объединяют святцы.
       Между прочим, один из секретов популярности имени Иван в России был связан с тем, что Иоанн Богослов был единственным апостолом, не убежавшим от креста во время казни Иисуса Христа. Таким образом, долгое время самыми популярными именами в России были Иван да Мария. По причине своей верности и неспособности предавать. В честь пресвятой Богородицы девы Марии не крестили и не называли, чтобы не обрекать человека на непосильный духовный подвиг, а вот в честь другой Марии, которая тоже была у креста, называли. Есть и другая версия, связанная с тем, что имя Иван было распространено у древних славян и происходило от слова ива, с ударением на первую букву.
       Интересно, что Христиане не боялись называть свои имена, как это часто делали язычники, боясь сглаза. К примеру, у китайцев ребёнка могли называть словом, которое переводилось как Дурень, чтобы духи не обращали на ребёнка внимание, а настоящее имя держалось в секрете. Аналогичный способ защиты использовали и древние славяне, избегая прилюдно называть ребёнка его подлинным именем и опасаясь, что колдуны узнают имя человека и в буквальном смысле заставят плясать под свою дудку. Ещё было понятие лика и личины – истинной сути человека, которой соответствовало подлинное имя человека и той маски, которую он мог изображать на людях, скрываясь под публичным именем. Сейчас авторы берут себе самые разные псевдонимы, и страницы их творчества могут сильно отличаться по стилю и содержанию. Иногда возникает ощущение, что псевдоним начинает управлять автором.
     В наше время, тоже появилось много людей с двойными именами. Причины у этого явления правда уже другие. В те же 90-е годы началось так называемое второе крещение Руси и обнаружилось, что многих имён просто нет в святцах. Батюшки стали подбирать похожие имена. К примеру, Артура крестят в Артемия, Светлану - в Фотинию, Яна - в Иоанна, Полину - в Пелагею, Богдана - в Феодота. При этом предполагается, что именно это изменённое имя будет указываться в церковных записках при поминовении.
      Став взрослым, такой человек начинает тяготеть либо к своему церковному имени, либо делает акцент на светское. Зачастую церковное имя знают только близкие люди. Обращаюсь я, например, к Артуру как к Артемию, и общение перестаёт носить официальный характер. Это явление совсем не отражено в современной литературе.
       Подводя итог данной статьи, я просил бы читателей не судить меня строго, в силу, субъективности некоторых моих выводов. Просто я решил обратить внимание на проблему выбора имён для персонажей литературных произведений. Сначала авторы дают не соответствующие имена действующим лицам, а потом удивляются неожиданным поступкам собственных героев. К примеру, Пушкин не ожидал, что его Татьяна выйдет замуж в конце произведения «Евгений Онегин». Поступок героини, отказавшей любимому человеку ради верности обету венчания, сделал это имя популярным в обществе, до этого считавшим имя простым и неинтересным. Получается, что всем известные произведения литературы и искусства тоже могут вносить свои изменения в характер и поступки реальных носителей имени, а также влиять на их популярность в народе.
       В заключение, мне хотелось бы обратить внимание пишущих авторов на то, как меняется поведение и судьба человека, названного по святцам. Явление практически никем не изученное. Литература церковная и литература светская идут абсолютно разными потоками, и если в церковных рассказах встречаются вполне правдивые образы не церковных людей, то в светских произведениях мы видим очень странных православных персонажей, абсолютно не соответствующих своим именам и реальному облику церковного человека.
        На мой взгляд многие современные авторы мало уделяют внимания раскрытию образов людей, которые обретают жизнь в их произведениях. От степени их правдивости зависит судьба самого автора, но эта тема уже для другой статьи.