М. Горький о зверином оскале капитализма

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


МАКСИМ ГОРЬКИЙ О "ДИКАРЯХ" БУРЖУАЗНОГО МИРА И О ЕГО ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.


М. Горький написал много хороших статей для советских рабочих и крестьян. Он прекрасно знал внутреннюю суть своих читателей, их характер. Знал уровень их культуры. Учитывал малую степень их научной подготовки. Он талантливо сочетал простоту изложения с глубиной теоретического анализа.

Прожив большую часть жизни в дворянской и буржуазной России и более 20 лет на "буржуазном Западе", М. Горький видел собственными глазами гниющее капиталистическое общество, его дикие нравы и обычаи. Причём с очень близкого расстояния. Как мы с вами смотрим сегодня на подобный процесс гниения в современной буржуазной России. Более всего его поражали те халдеи и ехидны, которые и до наших дней имеют наглость считать всех русских, славян, азиатов дикарями и пытаются учить всех нас своей "демократии" и своим "общечеловеческим ценностям".

Меня удивляет в его статьях злободневность поднимаемых пролетарским писателем проблем. Почти все они актуальны и в наши дни. Он как бы живет вместе с нами сегодня и предупреждает нас об опасностях, которые мы можем встретить на путях в новую русскую некапиталистическую пролетарскую цивилизацию.


Дикари живут на Западе

В статье "Ответ интеллигенту" (1931 г.) он начинает разговор с интересного вопроса:
«На Востоке живут язычники и дикари», - сообщаете вы и в доказательство одичания Востока ссылаетесь на положение восточной женщины. Поговорим о дикарях...

"... На эстрадах мюзик-холлов Европы показывают десятки и сотни обнажённых женщин. Не кажется ли вам, что эта публичная игра голым телом женщины должна бы вызвать некоторый протест со стороны матерей, жён, сестёр европейских интеллигентов? Я говорю о значении этой цинической игры не с точки зрения «морали», а под углом интересов биологии и социальной гигиены.

"Для меня эта подлая и пошлая игра — несомненное доказательство одичания и разложения европейской буржуазии. Я убеждён, что явный и быстрый рост гомосексуализма, лесбианства, объясняемый экономикой — дороговизной семейной жизни, — ускоряется вот этим мерзостным публичным издевательством над женщиной. Признаков одичания буржуазной Европы слишком много, и не вам говорить о дикарях Востока...."

Мы как-то забыли об этом в советское время. Нас эти вопросы не волновали. Да и секса у на не было без любви. В результате Горбачёвской демократии и после Чёрного октября 1993 г. мы вдруг вспомнили и пожалели, что все наши традиции в человеческих отношений вдруг начали ломать с такой силой, что мы до сих пор не можем придти в себя от хруста собственных костей.

И вдруг у  нас в России появился секс. Мы его даже можем наблюдать в живую прямо из окна квартиры первого этажа. Проститутки разгуливают по улицам. Когда наступили чёрные дни поражения: города покрылась сетью домов терпимости, казино, игорными зонами. Девушки, даже девочки, бывшие советские школьницы, еще вчера ходившие в белых фартучках с красными пионерскими галстуками или с комсомольскими значками, вынуждены были идти на панель. Проститутки стали символом нового буржуазного образа жизни. Русская Православная церковь не протестовала против такого мощного взрыва безнравственности: она занялась самозахватами бывшей церковной собственности.

В театрах и в кино чем больше оголенного мяса выставляется на показ, тем больше похвалы и денег зарабатывают режиссеры и постановщики от власть имущих. От швыдкоизаторов поступают ясные и четкие команды: народ надо развращать, а не просвещать. Потребительское отношение к вещам, а человек, стоящий ниже тебя на социальной лестнице, тоже товар и его можно употреблять в любых целях, для удовлетворения любых потребностей и даже для наслаждения.

Таков один из основных принципов гайдаровско-чубаевской и церковной "демократии"!?

В этой же статье Горький ставит и теоретический вопрос:
"...Идеологам капитализма совершенно чуждо представление о человеческой единице как вместилище огромного запаса энергии интеллектуальной. Несмотря на все словесные хитрости и украшения, идеология защитников власти меньшинства над большинством по существу своему ЗООЛОГИЧНА". ( Выделено Ю. Г.).

Теория подаётся образно. Писатель сравнивает классовое общество с зоопарком, где, "... государство построено по типу зоопарка, где все животные заключены в железных клетках, — в классовом государстве это более или менее искусно построенные клетки идей, которые, разобщая человечество, делают почти невозможным развитие в нём сознания единства его интересов и рост единой, подлинно общечеловеческой культуры".

В основе русофобии дикого Запада и полудикой буржуазной России лежит традиционная психология индивидуализма. В России проживает сегодня два человеческих материала. Один коллективистский или советский. Большая часть его воспитывалась на принципах морального кодекса строителя коммунизма. Человек человеку — друг.

Другой человеческий материал сформирован за прошедшие четверть века. Он выращен на психологии эгоиста. Человек человеку - враг. Поэтому грабь ближнего, воруй, бери взятки сколько сможешь. Живи для себя. Живи как хочешь. За деньги купить можно все — и холопа и рабыню. РПЦ благословила переход от коллективистской к индивидуалистической буржуазной морали.

Психология индивидуализма рождает неуважение к культуре другого человека, к другому народу. Эта психология лежит в основе любой формы осознанного или неосознанного превосходства: вождя над соплеменниками, короля над вассалами, белой расы над черными, евреев над всеми народами, с которыми они живут бок о бок; Запада над Россией, арабскими, азиатскими народами и так далее.
Чванство и чувство своего избранничества, расового и национального превосходства характерны для ряда европейских наций, истребивших полмира в колониальных войнах на всех континентах.


Классовые войны

Очень часто Горький говорит об империалистических войнах. Вопрос о приближении новой мировой войны широко обсуждался в коммунистической прессе в начале 1930-х. В данной статье он писал: "... Нации тратят миллиарды на вооружение против соседних наций, личность тратит большинство своих сил на самооборону против насилий классового общества. «Жизнь есть борьба»? Да, но она должна быть борьбой человека и человечества против стихийных сил природы, борьбой за власть над ними. Классовое государство превратило эту великую борьбу в гнуснейшую драку за обладание физической энергией человека, за ПОРАБОЩЕНИЕ его". (Выделено Ю. Г. )

М. Горький был потрясён тотальной милитаризацией империализма, готовящегося к войне с Социалистической Россией, за передел мира:
"В капиталистическом мире всё более яростно развивается борьба за нефть, за железо, за вооружения для новой бойни многомиллионных масс, борьба за право политико-экономического угнетения меньшинством большинства. Эту наглую, циническую, преступную борьбу, организуемую небольшой группой людей, одичавших в погоне за бессмысленным накоплением денег, благословляет христианская церковь, наиболее лживая и преступная из всех церквей земли. Этой борьбой совершенно убит, истреблён «гуманизм», который так дорого стоил интеллигенции Европы и которым она гордилась". ..

М. Горький пишет о зарождающемся у него на глазах фашизме и расизме. Ни православная, ни католическая церкви не выступили с осуждением буржуазного милитаризма. Эти антиобщественные страшные явления в истории человеческого общества рождены эгоизмом правящих классов европейских наций. Алчность европейской и американской буржуазии, еврейских банкиров была главной причиной первой мировой войны. Их стремление завладеть и удержать в своем владении мировые запасы энергоресурсов и источников пресной воды вело человечество ко второй мировой войне.

М. Горький осуждал «дикий» Запад и прославлял молодую советскую республику рабочих и крестьян. Он предвидел войну. Он был уверен в том, что развитое чувство коллективизма и братства у русских людей, отсутствие у них имперского духа поможет им не только защитить свою Родину, но и освободить всю Европу от фашизма. Он был уверен в том, что интернационализм и общинная психология русских людей проявится и в их бескорыстной поддержке борьбы колониально порабощенных народов против империализма, а так же в военно-технической помощи СССР освободившимся, развивающимся странам...


Гадкий индивидуализм буржуазного интеллигента

Огромное воздействие на народные массы оказывает буржуазная интеллигенция. Она день и ночью готовит массы к защите "национальной безопасности" своей наворованной собственности и толкает их к активному участию в приближающейся мировой бойне.

Он будто пишет об интеллигенции наших дней:
"Никогда ещё интеллигенция не обнаруживала с такой ясностью своё бессилие и с таким бесстыдством своё безразличное отношение к жизни, как это обнаруживает она в XX веке, столь обильном трагедиями, которые создаёт на земле цинизм командующих классов.

"В области политики чувством и мыслью интеллигенции властно командуют авантюристы, покорные исполнители воли капиталистических групп, которые, торгуя всем, что покупается, в конце концов всегда торгуют энергией народа. Здесь в понятие «народ» я включаю не только рабочих и крестьянство, но мелких чиновников, и армию «служащих» капиталу, и вообще интеллигенцию, — всё ещё довольно яркую заплату на грязных лохмотьях буржуазного общества".

Пролетарский писатель пытается описать глубокие корни гадкого индивидуализме буржуазного интеллигента:
"...Индивидуализм интеллигента XIX–XX веков отличается от индивидуализма крестьянина не по существу, а только по формам выражения; он более цветист, глаже отшлифован, но так же зоологичен, так же слеп.

"...Интеллигент бытует между наковальней народа и молотом государства; в общем условия его быта, конечно, тяжелы, драматичны, ибо действительность обычно враждебна ему..."

«Интеллигентам кажется, что они защищают «демократизм», хотя они уже доказали и продолжают доказывать своё бессилие; защищают «свободу личности», хотя она затискана в клетку идей, ограничивающих её интеллектуальный рост; защищают «свободу слова», хотя пресса захвачена капиталистами и может служить только их анархическим, бесчеловечным, преступным интересам.
Интеллигент работает на своего врага, ибо хозяин всегда был и есть враг рабочего, а идея «сотрудничества классов» такая же наивная бессмыслица, как дружба волков с баранами.

Горький особо подчеркивает в статье, что прислуживающие империализму интеллигенты "...не поняли исторического значения Октябрьской революции и не нашли в себе ни сил, ни желания протестовать против кровавой, грабительской интервенции капиталистов в 1918-21 годах. Они протестуют, когда в Союзе Советов арестуется властью профессор, монархист и заговорщик, но они равнодушны, когда их капиталисты насилуют народы Индо-Китая, Индии, Африки. Если в Союзе Советов расстреляют полсотни гнуснейших преступников, они кричат о зверстве, а если в Индии, в Аннаме истребляются пушками и пулемётами тысячи ни в чём не повинных людей, гуманные интеллигенты скромно молчат...."

Как и в наши дни буржуазные интеллектуалы поддерживают антинародную деятельность реакционных кругов РПЦ, выдумывают новые «идеалы», высасываемые из концепции глобализма, защиты национальной безопасности и т. д., и стараются умолчать, скрыть правду о том, как транснациональные корпорации насилуют народы Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии...

Но людей в наш информационный век фейками не обманешь, на мякине не проведёшь.

В информационных потоках мы можем получить всегда ДВЕ ПРАВДЫ: первую БУРЖУАЗНУЮ, продаваемую массам как товар, как рекламу, — на первых страницах газет и первых российских каналах; вторую — ПРОЛЕТАРСКУЮ, народную, предназначенную для большинства населения планеты, — можно найти НЕ без труда в интернете.

______________________________
Статья "Ответ интеллигенту" впервые была напечатана одновременно в газетах «Правда» и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1931, номер 138 от 21 мая и номер 139 от 22 мая. Горький, Максим. «Том 26. Статьи, речи, приветствия. 1931-1933.