Дерево, которое посадил Михаил Горбачёв

Виктор Вейнблат
   В эти дни, когда Михаил Сергеевич ушёл из жизни, вспомнился некоторые эпизоды, которыми я хотел бы поделиться.

   С 1973 по 1999 годы, я жил в городе Минеральные Воды, Ставропольского края. Город имел развитую промышленность, сельское хозяйство, добротное медицинское обслуживание. Михаил Горбачёв, руководитель края, всегда ощущался где-то рядом, кто-то пересказывал различными эпизодами с его участием, кто-то был знаком по институту с мужем его дочери и т.д.

   Как-то в поездке по колхозам глава края «зарулил» к нам на буровую. Наше Управление Буровых работ проводило поисковые работы на нефть и газ на в пределах  Ставропольского края, Калмыкии и Чечни. Поговорил с бригадой, поинтересовался перспективами. Обаятельный был руководитель, располагал к себе добрым словом. Встреча с ним надолго остался в доброй памяти буровиков.

   Как-то весной, (год, вероятно, конец 70-х), в городе Минеральные Воды проходила городская партийная конференция с участием главы края. По доброй традиции  делегаты конференции посадили  в центральном сквере несколько именных деревьев. Михаил Горбачёв вместе со всеми сноровисто поработал лопатой и прикопал берёзку. Через несколько дней рядом с саженцем появилась табличка:
«...посажено Первым Секретарём Ставропольского края, М.С. Горбачёвым».

   За лето, стройное деревцо укоренилось и расцвело нежно-зелёными листочками. Горожане смотрели на дерево и улыбались, - Михаил Сергеевич сам посадил.

   Прошло какое-то время, утром, спешащие на работу горожане  с удивлением заметили, старую табличку сняли, приварили новую, размером по более. Текст на новой табличке сообщал:
«...посажено Членом ЦК КПСС М.С.Горбачёвым…». Ну хорошо, говорил народ, - в добрый путь...

   Прошло ещё какое-то время, прохожие удивлённо смотрели на новую табличку, которая опять увеличилась в размерах. Текст был изменён:
«...посажено Членом Политбюро ЦК КПСС М.С. Горбачёвым…».  Ну хорошо, говорил народ,- в добрый путь...

   Через какое-то время  рядом с  берёзкой появилась новая табличка огромного размера из блестящей нержавейки. На этот раз горожан удивил новый текст:
«...ПОСАЖЕНО ГЕНЕРАЛЬНЫМ СЕКРЕТАРЁМ ЦК КПСС СССР, М.С. ГОРБАЧЁВЫМ…».

   Теперь уже у горожан эта табличка вызывала надежду, страной руководит свой мужик, земляк, поднимет захолустный, Богом забытый, городок железнодорожников и авиаторов. Кстати, с ещё работающими десятью заводами и фабриками и никаких средства на благоустройство.

   Только за годы правления своего "мужика" ничего позитивного так и не происходило, более того, становилось хуже с продуктами, колдобины на дорогах становились всё шире и глубже, на пятых этажах воды как не было, так и нету. Водоканал жалуется, не можем давление дать, трубы старые, ржавые лопнут. Все дома без воды останутся.
Продуктовые магазины стоят с пустыми прилавками и это в городе, окружённом колхозами, совхозами, предприятиями пищевой индустрии.
   За набором обычных продуктов домохозяйки, пенсионерки часами стояли в очередях, авось что подвезут. Раздражённый народ уже вовсю костылял Мишку Горбачёва недобрыми словами. - Никогда ещё такого не было, вы посмотрите, всё забирают с наших предприятий пищевой промышленности, гребут со всех складов. Своим, местным, уже не доверяют, прислали из Москвы чекистов смотреть за погрузкой. Железнодорожники говорят, - на Москву ежедневно отправляют вагоны, забитые продуктами. 

   Табличка у "священной" берёзки уже не радовала блеском высококачественной нержавейки. Пробегая мимо, горожане могли пнуть ногой или почистить подошву обуви от липкого чернозёма. В одну из ночей "нержавейка" исчезла. Дерево, которое успело хорошо окрепнуть, раскинуться ветвями стало безымянным. Иначе бы сломали или срубили.

   Что с деревом было дальше, я уже не знаю. Уехал в Тюмень работать с нефтяными скважинами. Кто-то мне сказал, при реконструкции сквера, дерево срубили. Хотя могу ошибиться.
   Эпизод с этим деревом и табличкой стал провидцем всей судьбы М.С. Горбачёва. Вождя СССР, который оказался не на своём месте. Осталось только чувство глубокого разочарования в этом, можно сказать, не плохом крестьянском парне. 
                ................

   Из моей рукописи "Майсен", часть 4.

   Иллюстрация: из интернета