О мёртвых, только хорошо

Суслов Владимир Владимирович
О мёртвых, только хорошо.
Недавно в интернете, по разным поводам, замелькала фраза «о мертвом либо хорошо, либо ничего». Каждый высказал в интернете своё, несомненно, актуальное мнение по поводу этой фразы. Якобы, её когда-то сказал величайший человек на свете Платон. Следом, более сведущие люди уточнили, дескать, Платон слямзил эту фразу, но не у Сократа, у которого он обычно тискал умные мысли, а у другого, не менее величайшего человека, по имени не помню уже как. И сама фраза вроде как по-другому звучала, «о мёртвом либо ничего, кроме правды, либо исключительно хорошо». Умная мысль заиграла новыми красками.
   Об этой поговорке, ставшей народной во всех частях нашего света, говорили Вольтер (придумавший вольтметр) и Одоевский (писавший и говоривший исключительно одами). Решил высказать свои мысли и я. Один из семи с хвостиком миллиардов человеков.
Что интересно? Конечно, личность Платона, несмотря на то, что он беспардонно похищал умные мысли у Сократа и кого-то ещё по имени не помню как, так вот личность Сократа, т.е. Платона не вызывает никакого сомнения у всего человечества. От Москвы до самых до окраин типа Вашингтона. Сомневаться в умных высказываниях Платона это пошлость и мещанство, если не сказать крепче. И я сам доверяю Платону, как самому себе. Но, всё-таки, предательская по отношению к Платону (кстати, как его фамилия?) мысль меня посетила при неоднократном прочтении этой незамысловатой дефиниции. Первый вопрос, - почему и в честь какого праздника? Ну, почему о мёртвых только хорошо или правду? А о живых, стало быть, в противоположность этому грандиозному тезису, только плохо или враньё? И почему про этих можно, а про тех нельзя? Напрашиваются трогательные сентенции, навроде, у него трагедия, он и так умер, а вы тут ещё пляски на костях его устраиваете. Так…ведь ему всё равно ведь. Его ведь больше нет во всём безграничном пространстве. Ему, как говорится, от наших лживых или правдивых слов, - ни жарко и ни холодно.
У меня заработал интернет и я прочёл в априори бесспорной Википедии (интернет-словарь такой), что оказывается, якобы, эту фразу сказал совсем не Платон, а Диоген Лаэртский (а не Синопский, как подумают некоторые, в том числе и я), который всё-таки слямзил эту фразу у некого Хилона из Спарты. Это уже, скажу я вам, вообще чёрт знает что такое! Платону ещё можно было бы верить, но Диогену, который даже не жил в бочке, но который подобно великому Платону, жульничал с мыслями никому неизвестного Хилона Спартанского? Увольте и не обессудьте!
Согласитесь, ведь верить кому ни попадя нельзя и преступно! Одно дело известный Платон, а другое какой-то Хилон.
И, оказывается, всё ещё запутаннее. Хилон вообще так не говорил, а он прямым текстом на мёртвой латыни сказал, - Не хули мёртвых! Сказал, как топором отрубил. Закрадывается некоторое сомнение, а говорил ли Хилон такое и вообще, - был ли Хилон? Или Платон? Ну, если покопаться в первоисточниках, если они имеются. И ведь выяснится, что первоисточников с гулькин нос. Все бумажки, в которых записано, что жил в доисторическую эпоху какой-нибудь Платон или Хилон, написаны где-нибудь в веке 7-ом тире 15-ом, плюс-минус трамвайная остановка. И одни бумаги, в которых упоминаются Платон или Хилон, кардинальнейшим образом противоречат другим бумагам о них же. Происки писарей, которые переписывали на пергаменте умные мысли великих и искажали их, добавляя немного от сэбя? Или мифология античного пошиба? Пёс его знает.
И ещё, а не тиснул ли, в свою очередь, эту мыслишку свою Хилон у какого-нибудь распоследнего негодяя? Который, этот негодяй, просто заботился о своём посмертном будущем и не желал, что бы про него что-нибудь плохое изрекали после его кончины.
Но есть две другие мысли, которые несомненно точно и правильно ложатся на ситуацию с умершими. Одна мысль, - не судите, да не судимы будете. А вторая, - выберите в судьи сынов ваших лучших. Вот с ними у меня никакого спора не возникает. Здесь всё ясно и понятно.
И живых тоже, кстати, хулить не надо.