Садовой. История 3. Последние новости

Борис Текилин
В саду у бабушки Оли было много цветов. Пионы, розы, шиповник, астры, лилии и ещё много-премного всяких других цветов, названий которых Кирюша ещё не знал. Не успевали отцвести одни цветочки, как уже зацветали другие. Цветы не только радовали глаз, но наполняли воздух сада своим нежным ароматом. Поэтому вокруг них всегда вились деловитые полосатые пчёлы, мохнатые шмели и легкокрылые разноцветные бабочки. Белые капустницы и желтовато-зелёные лимонницы, конечно, тоже были, но Кирюшу больше интересовали бабочки с яркой пёстрой окраской.

Именно такую он однажды увидел над кустом белого шиповника. Она то садилась на какой-нибудь цветок, то перелетала на другой. А иногда она слетала вниз, почти до самой земли и садилась на жёлто-фиолетовые анютины глазки. А ещё она кружилась и танцевала в воздухе вместе с божьей коровкой Басей.

Кирюша пытался поймать бабочку, накрыв своей панамкой. Но она всё время от него улетала. Тогда Кирюша побежал в дедушкин сарай и нашёл там старый сачок, который дедушка Витя подарил ему ещё три года назад. Но и сачком поймать бабочку было непросто. Она всё время перелетала с одного цветка на другой, не давая подойти к ней слишком близко. Поэтому Кирюше приходилось бегать за ней по всему саду, подняв сачок высоко над головой.

Потом бабочка полетела в сторону куста крыжовника. Кирюша бросился за ней вдогонку, но споткнулся о какой-то корешок и растянулся на траве. Трава была мягкая, и Кирюша совсем не ушибся, но ему всё равно было очень обидно и даже захотелось заплакать. Но тут откуда ни возьмись перед его носом появился гномик Флорик.
 
– Привет, помощник! – сказал он, – ты что тут мне зря траву мнёшь? Или ты сегодня много работал и решил прилечь отдохнуть?
– Привет, Флорик! Нет, я не мну и не отдыхаю. Просто я немножко упал. Это я за одной красивой бабочкой-шоколадницей погнался, – ответил Кирюша.
– Ах, вот оно что! – сказал Флорик и рассмеялся.

Кирюше даже хотел было на него немножко обидиться, но Флорик поднял руку у себя над головой, и тут же на неё села та самая бабочка, за которой Кирюша гонялся с самого утра.

– Значит, ты даже не узнал свою подругу, о которой ещё недавно говорил, какая она миленькая? Вот, Гусля, полюбуйся на этого мальчишку, он тебя даже не узнал и хотел поймать своим сачком, – сказал Флорик бабочке.

– Как же так, Кирилл! Как тебе не стыдно! Мы же с тобой были хорошие друзья, а теперь ты хотел меня поймать, – бабочка подняла одну из своих шести лапок и погрозила Кирюше пальчиком в точности так же, как это делала бабушка Оля, когда он слишком много шалил, – это же я, Гусля.

– Какая же ты Гусля, если ты на неё не похожа? У Гусли никаких крылышек не было, а у тебя их целых четыре, – спросил Кирюша, присев на травке.
– Ну и что тут такого? Просто я превратилась. Мы бабочки всегда так делаем. Сначала мы просто яички, потом из яичек появляются гусеницы, потом становятся куколками, а уже потом превращаются в бабочек, – объяснила Гусля.

– Правда, она у нас теперь красавица? – спросил Флорик.
– Правда, поэтому я и хотел её поймать и показать бабуле, – ответил Кирюша.
– Не надо её ловить. Пусть уж лучше летает по саду. Тогда её и бабушка увидит, и дедушка. А сейчас ей пора улетать, у неё дел много, надо успеть собрать пыльцу на всех цветах, пока лето не кончилось.
Кирюша кивнул и поднялся.

– Кстати, у нас с тобой дел тоже дел хватает, – деловито сказал Флорик, достав из кармана свой ежедневник в красной обложке.

– А какие у нас сегодня дела? – спросил Кирюша.
– Твой дедушка Витя сегодня на рыбалку ходил? – в свою очередь спросил Флорик.
– Ходил, – ответил Кирюша.
– Рыбу принёс?
– Принёс, целое ведёрко. Может быть бабуля на обед уху приготовит. А пока что ведёрко с рыбой у крыльца стоит.

– Вот у меня так и записано. Что же мы тут стоим? Пошли скорее к вашему дому, – скомандовал Флорик и быстрым шагом пошёл к крыльцу дома. Кирюша побежал за ним, а бабочка Гусля полетела туда, где росли георгины.
 
Ведёрко с рыбками стояло перед крыльцом, и Флорику пришлось подтянуться, чтобы взобраться на нижнюю ступеньку. С высоты ступеньки он уже мог заглянуть в ведро сверху, как люди заглядывают в колодец.

– Помнишь, я тебе сказал, что кто-то должен был научить рыб говорить? – спросил гномик у Кирюши.
– А зачем нужно учить рыб говорить? – удивился Кирюша.
– А затем, что у них там, в речке столько всего интересного происходит, а нам об этом никто ничего не рассказывает, разве что мультик по телевизору покажут, но это же не в счёт, – ответил Флорик, – неужели тебе не хочется узнать, как там в воде рыбкам живётся?
– Конечно, хочется, – ответил Кирюша.

– Тогда мы сделаем так, – сказал Флорик, – ты постой на верхней ступеньке, чтобы бабушка Оля меня не увидела, пока я тут с рыбками разговариваю. Если вдруг она выйдет на крыльцо, ты мне сразу свистни, и я спрячусь. Свистеть умеешь?
– Умею, меня Лешка из второго подъезда научил. Только бабушка мне свистеть не разрешает, говорит, что только невоспитанные дети свистят, – ответил Кирюша.
 
– Ну, не хочешь свистеть – не свисти. Это не обязательно. Можешь подать мне какой-нибудь другой сигнал. Например, можешь запеть какую-нибудь песенку. Петь-то тебе бабушка не запрещает?
– Нет, что ты! Она сама в хоре поёт, в клубе выступает. И дома мы с ней и дедушкой иногда по вечерам народные песни поём, хором, – ответил Кирюша.

– Народные песни я тоже люблю. У нашего садового народа много хороших песен. Например, «Во саду ли в огороде», «Лютики-цветочки у меня в садочке», «Сама садик я садила» и ещё много других, – сказал Флорик, – а ты, Кирилл, какие-нибудь песенки про сад знаешь?

– Знаю, знаю. Моя бабуля любить петь «Один раз в год сады цветут», а дедуля, когда что-нибудь ремонтирует, поёт «Поспели вишни в саду у дяди Вани», – ответил Кирюша.

– Вот и отлично. Значит, договорились. Становись на верхнюю ступеньку и будешь следить за дверью, а, если бабушка или дедушка вдруг соберутся выйти на крыльцо, запоешь любую песню. Хочешь народную, хочешь из мультика. Иначе, они могут помешать моему очень важному делу: учить рыбок разговаривать, – сказал Флорик –для начала я решил научить вон ту краснопёрку, у неё вид самый смышлёный.

Кирюша встал на верхнюю ступеньку, но вместо того, чтобы внимательно следить за входной дверью, откуда в любой момент могли выйти бабушка или дедушка, он во все глаза смотрел на Флорика.

Флорик заглянул в ведро и несколько раз постучал по его краю. Рыбки, плавающие в ведре, подняли на него свои головы.
– Эй ты, с красными плавниками, плыви, скорее сюда, у меня к тебе дело есть, – позвал он самую большую рыбку и, спохватившись, добавил, – пожалуйста.
Всегда нужно говорить «пожалуйста», если хочешь что-нибудь попросить.

Рыбка послушно подплыла к краю ведра, высунула на секунду из воды голову и несколько раз хлопнула своими губами, будто хотела что-то сказать, но слов её не было слышно.
– Тебе очень повезло! – сказал Флорик, – сейчас я буду учить тебя разговаривать.
Рыбка удивлённо уставилась на него своими круглыми глазами, но ничего не сказала.

– Для начала я научу тебе гласным звукам, – сказал Флорик, – начнём со звука «а».  Сначала ты должна улыбнуться, что бы уголки рта у тебя разошлись в разные стороны, потом нужно прижать язык вниз и резко открыть рот, вот так. Можешь тянуть этот звук долго, пока не надоест.

Рыбка захлопала губами, но звука не получилось, а только одни пузыри.
– Нет, так не годится. Когда ты открываешь рот под водой, в него заливается вода и ты вместо «а» говоришь «буль-буль». Ты сначала высуни свой рот из воды, словно мушку ловишь, а уж потом говори «а» как я тебя учил, – объяснил Флорик.

Рыбка нырнула вглубь ведра, а потом высунула над ведром свою голову.
– А, – сказала она, и ей очень понравилось, что у неё всё получилось. Кирюша тоже очень этому обрадовался и даже захлопал в ладоши.
– А, а, а, а… – начала радостно повторять рыбка.
– Достаточно, букву «а» ты уже выучила, но осталось ещё много других звуков, так что переходим к букве «о», – деловито сказал Флорик, – сделай круглый-прекруглый рот, словно ты хочешь проглотить горошину…

В это время с кухни раздался голос бабушки Оли.
– Кирюша, иди скорее сюда, – сказала она.
– Я уже здесь, бабуля, – ответил Кирюша, открыв дверь и заглянув вовнутрь.
– Молодец, быстро пришёл. Возьми-ка маленькую корзинку и иди собирать клубнику, я варенье варить буду, – сказала бабушка.

– Раз такое дело, я тебя отпускаю. Делай, что бабушка велит. Сейчас самое время клубнику собирать, пока её дрозды не склевали. А мы с рыбкой тут и сами справимся, – сказал Флорик.

Кирюша взял корзинку и пошел в другой угол сада собирать клубнику. Но собирал он очень невнимательно: то спелую ягодку пропустит, то, наоборот, неспелую сорвёт.  Ему очень хотелось увидеть, как Флорик учит рыбку разговаривать, но ветви яблони заслоняли от него крыльцо, на котором были гномик и ведро с рыбкой. Тогда, чтобы не пропустить весь урок, Кирюша решил больше за Флориком не подглядывать, а побыстрее собрать ягоды и вернуться. Он быстро собрал полную корзинку спелой клубники и побежал к крыльцу, даже запыхался немного.

Когда он подошёл поближе, то увидел, что Флорик сидит на верхней ступеньке крыльца и разговаривает с рыбкой. Он увидел запыхавшегося Кирюшу и обрадовался.
– Сколько букв вы уже успели выучить, пока меня не было? – спросил Кирюша, ловя воздух ртом, как рыба.
 
– Сколько, сколько… Конечно, все! Десять гласных и двадцать одну согласную. – ответил Флорик, – она очень способная ученица. Кстати, теперь ты можешь с ней познакомиться.

– Я Кирилл, мне семь, – сказал Кирюша. Он всегда говорил так, когда хотел с кем-нибудь познакомиться и подружиться.
– Я Крася, мне тоже скоро будет семь, – негромко, но вполне внятно ответила рыбка, – я из Тёмного озера.

– Крася, а как там Поликарп Посейдонович поживает? – продолжил Флорик прерванный разговор.
– Наш водяной поживает распрекрасно. На прошлой неделе у его дочери была свадьба. Сирена Поликарповна вышла замуж за водяного с Тихой речки, Карпа Тритоновича. Очень красивая пара. Все рыбы и даже раки танцевали до упаду.

В это время к ним на мягких лапках подкрался полосатый в белых носочках и шелковистой шубке бабушкин кот Барсик.
– Что за манеры! Ты чего так тихо подкрадываешься! – строго спросил у него Флорик.
Кот обиделся и фыркнул в ответ.

– Поглядите-ка на него, отвечать не хочет! А ведь умеет разговаривать. Ты, Кирилл, скажи бабушке, пусть своему питомцу бубенчик на шею повесит. Говорят, так в Англии делают. А то он нам тут всех птенцов переловит. Вот и наша рыбка его испугалась, нырнула на дно ведра, – Флорик сокрушенно покачал головой.

Барсик поднял хвост трубой, сделал вид, что он тут ни причём, и задрав заднюю лапку, начал умываться.
Флорик постучал по ведру, и красноперка снова поднялась наверх.

– Не обращай внимания на этого полосатика. Жаль, что я раньше не знал про свадьбу! Но ты, Крася, когда Поликарпа Посейдоновича увидишь, обязательно передавай ему мои поздравления. Ну и Сирене Поликарповне с Карпом Тритоновичем тоже. Скажи им, что я сам скоро на Тёмное озеро приеду позагорать и искупаться, – сказал Флорик.

– А как же я им передам твои поздравления передам, если меня дедушка Витя на крючок поймал, в ведро с плотвичками и окуньками посадил и уху из нас варить собрался? – спросила Крася.
–Навара от вас немного, да, к тому же, бабушка Оля только что сварила щи из щавеля. Так что никакой ухи она сегодня варить не будет и попросит дедушку всех вас выпустить обратно в озеро.

– Ура! В озере мне больше нравится, чем в ведре. А как же этот, полосатый? Он не съест меня? – спросила Крася, косясь в сторону Барсика.
– Ура! В озере мне больше нравится, чем в ведре. А как же этот, полосатый? Он не съест меня? – спросила Крася, косясь в сторону Барсика.
– Очень мне нужно! Я речную рыбу не люблю, от неё тиной пахнет. Да и некогда мне с вами возиться, надо всех мышей переловить и бабушке на подушку положить, чтобы она обрадовалась, – важно промурчал котик.
– Мне кажется, бабушка не любит мышей, – сказал Кирюша.
– Ты ещё маленький, много не понимаешь!Как можно не любить мышек? Все их любят. Я, например, очень люблю, – сказал Барсик и ушёл вглубь сада.

– А когда нам ждать тебя в гости? – спросила Крася у Флорика.
– Наверное, в следующий вторник. В выходные у вас озере много дачников купается, с детьми, такими же озорниками, как наш Кирилл. Они там всю воду мутят. Пусть в понедельник муть осядет, а во вторник я и приеду. Ведь всем, кто много работает, нужно хотя бы иногда отдыхать!