Фуражка

Орлов Евгений Александрович
Выбирай фуражку потесней, или унесут её ветра.

Бегают мурашки по спине. Ты уже не тот, кто был вчера.

по мотивам стихотворения Вл. Асмолова “Нельзя иначе”.

Позади вступительные экзамены — пора неопределённости, сомнений, волевых усилий, преодолений, исканий и надежд. Борьба с нормативами по бегу и подтягиванию. Тот жестокий километр под палящим солнцем, поделённый на секундо-шаги. Перекладина, по команде экзаменатора с трудом уходящая вниз. А другие экзамены... Вспомнить хоть неведомую “мандаллину”? Что это: крепкое бранное слово или ягода заморская? Так или иначе, но мало кто из абитуриентов смог написать без ошибок этот логос в экзаменационном изложении…

Потом была яркая, возможно самая яркая и радостная минута этого лета — “зачислен”. И наконец первый день курсантом. Начался он с раннего подъёма — к семи уже надо быть на построении. В руках объёмный баул для форменного обмундирования. Скорей!

В строю выяснилось, что кто-то проспал. На звонок командира взвода тот сонным голосом мямлил про “сломавшийся” будильник и про “неполадки” в работе метро. Взвод в полном составе два с половиной часа по стойке “смирно” ждал опоздавшего, пока тот не оказался в строю. Мораль: первое — не опаздывать, а самое главное — не обманывать.

Такой ещё момент. Пара курсантов переходила улицу на красный. Нарушение правил дорожного движения не к лицу курсантам. Они получили свои “минусы”. Но попутно также выяснилось, что был с ними и третий, кто дождался зелёного. Тот ПДД не нарушил, но свой “минус” тоже получил. Он должен был предостеречь товарищей, чтоб те не перебегали улицу на запрещающий сигнал светофора. Всем сестрАм по серьгАм!

Конечно, были оглашены замечания от дежурного офицера университета. В частности, некий субъект был задержан прохлождающимся на улице сильно после начала комендантского часа, объявленного новоявленным курсантам. Стоящие в строю впитали истину, что нарушение, случившееся внутри взвода, внутри роты — это одно, порицание же от кого-то извне, к примеру, как в данном случае от дежурного по университету, — это, как “сор из избы”. Оно накладывает пятно на весь курс.

Первый осмотр личных вещей курсантов, проживающих в общежитии, также принёс свои невесёлые итоги. Взводные обнаружили запрещённые для курсантов предметы: сигареты, вейпы, карты. Такова действительность: общегражданские законы не запрещают, но курсанту нельзя.

Итак, всякого рода замечания и минусики сыпались в этот день, как из рога изобилия. Даже в гражданской одежде курсанты должны придерживаться некоего регламента, тяготеющего к традиционным ценностям. Вызывающие футболки своей расцветкой, символикой, надписями — ни к чему. Их следует “отставить”. Также “отставить” ювелирку, бижутерию, татуировки-пирсинги, так свойственные личностям, не способным блеснуть больше ничем.

Командиру роты и командирам трёх взводов удалось на славу "нагнать жути" и построить эту ватагу первокурсников, только сегодня ощутивших себя курсантами по настоящему. Возможно, в глубине сознания, каждый понимал, что все случившиеся нарушения по большому счёту мелочи. Однако служба, с которой каждый из них принял решение связать свою жизнь, не терпит разгильдяйства и отныне это не "мелочи", а немаловажные "детали".

Бесконечные построения этого дня, часовые стояния по стойке смирно и по стойке вольно (что тоже “не сахар”) врезались в память. Доселе не виданная августовская жара — климатическая аномалия этого лета. Висящий в воздухе смог от лесных пожаров в соседней области усугублял солнечное пекло на плацу. Эта гарь являлась напоминанием того, что бездымной атмосферу сегодняшнего дня никак не назовёшь по причине более серьёзных пожаров, бушующих в соседней стране.

Когда прозвучал вопрос “кто хочет в туалет?” едва ли не весь строй высказал положительное желание по этому поводу. Даже просто сдвинуться с места и пройтись, размять затёкшие руки-ноги уже вызвало такую волну облегчения во всём организме, что трудно описать.

Возможно, потому что настоялись уже сверх меры, даже последующие строевые занятия показались увлекательной наукой. Кроме того, именно здесь многие смогли проявить свои комические таланты. Вспоминали, где право, где лево. Отрабатывали координацию движений при ходе строем…

Наконец долгожданный поход на вещевой склад. Он завершил положительными эмоциями некоторые, прямо скажем, безотрадные моменты этого дня. Качественная и красивая униформа, уже с завтрашнего дня и впредь должная стать повседневной, сделалась достоянием каждого курсанта. Шевроны, которые потом надо будет пришить куда следует. Блестящие золотом буквы “К” — их надо будет приколоть при помощи плоскогубцев. Берцы и даже форменные кроссовки, вызвавшие изрядную долю зависти у курсанта прошлого поколения. Всё это составило базу для приподнятого в целом настроения. Настроения ожидания чего-то необычного и неведомого в будущем. Настроения, возможно, некоторого опасения, но, вместе с тем, твёрдой уверенности, что скучно точно не будет!

А фуражку придётся всё-таки просить обменять на размер меньше. Иначе нельзя!

29 августа 2022 года.