Праздник 39-летней выдержки

Сергей Поздин 2
Стоял один из последних тёплых деньков уходящего бабьего лета. В лучах яркого, но уже остывающего солнца блестели осенним золотом начавшие желтеть берёзы мемориального парка. Ещё немного и весь центр Топчихи вспыхнет, феерверком ослепительных красок. Ярко жёлтые берёзы, бардовые рябины невозмутимо зелёные пихты….. Всё, кажется, замерло в ожидании этого чуда, лишь строители, завершая ремонтные работы в здании Центрального Дома культуры, время от времени оглашали площадь режущими ухо звуками, неотъемлемым аккомпанементом любой стройки. На площади, у центрального входа в ЦДК стояли две пожилых женщины, и наблюдая за строителями о чём то оживлённо беседовали. Это подруги с полувековым стажем, бывший второй секретарь Топчихинского райкома комсомола Нина Владимировна Зорькина и старейший работник культуры райцентра, один из первых директоров районного Дома культуры, Роза Аполинарьевна Боянова.
- А что, Нина, смотри, как преобразился наш Дом культуры. Как будто заново отстроенный. С нескрываемым восхищением, обращаясь к подруге, заявила Роза Аполинарьевна.
- Да, Роза. Не сравнить с тем, что было. А ты помнишь, каким был наш первый, деревянный РДК, что стоял на месте новой школы? И волна воспоминаний унесла их в бескрайнее море прошлого. В их детство и юность, в  Топчиху пятидесятых годов прошлого столетия.
Весёлые пятидесятые годы. Полным ходом шло освоение целинных и залежных земель на Алтае. В Топчиху прибывали всё новые и новые партии добровольцев со всей страны. Бараки, выстроенные на улице Новой,  уже приняли первых покорителей целины. Строился новый, большой современный элеватор. В крупное промышленное предприятие превратилась Топчихинская МТС. В здании её новой конторы открылся просторный клуб. В след за ними, не привыкшие уступать ни кому, на улице Гагарина открыло новый, просторный клуб  Топчихинское «Заготзерно». И это ещё не все очаги культуры райцентра, места притяжения топчихинской молодёжи. Свой клуб, на  улице Колхозной (ныне Комарова) имел колхоз «Комбаин», был просторный воинский клуб и в военном гарнизоне райцентра. Но при таком обилие учреждений культуры, главным, самым большим  и красивым был Районный Дом культуры Топчихи, расположенный на возвышенности рядом с Топчихинской средней школой. О его строительстве ходили легенды.
Маленькая Нина, дочь комсомольского активиста Владимира Алексеевича Зорькина, не раз слышала одну из них от родителей. А её подружка Роза, чьи родители были постоянными участниками художественной самодеятельности села, так и вовсе, можно сказать выросла на сцене этого старинного на вид, но уютного Дома культуры. Лучшего летописца РДК, чем Роза Аполинарьевна, просто не найти.
И вот, стоя перед входом в помолодевший ЦДК, подруги принялись, дополняя друг друга вспоминать одну из таких легенд.
Отгремела канонада гражданской войны. Постепенно стали утихать революционные страсти, и Алтайская деревня стала возвращаться к мирному труду и строгому порядку, без которого нет успеха ни в каком деле, а тем более в крестьянском. В 1924 году, на большей части территории бывшей Барнаульской волости с центром в селе Чистюнька, был образован Чистюньский район. Всё хорошо, да от райцентра, старинного сибирского села до ближайшей железнодорожной станции, аж более десяти вёрст. Новая, обещанная большевиками, светлая жизнь начала потихоньку налаживаться. На станцию Топчиха всё чаще стали приходить составы с различными материалами. Вокруг железнодорожного вокзала, забытой среди солонцов и камышей станции как грибы стали расти разного рода склады, крытые и открытые погрузочно-разгрузочные площадки и различные канторы. В 1929 году на станции была организована одна из первых на Алтае Топчихинская машинотракторная станция. Стали прибывать первые трактора и другая сельскохозяйственная техника. Вот и получилось, что в условиях начавшихся стремительных экономических преобразований сибирского села, на заре советского государства, в далёкой Алейской степи, в Чистюньском районе «голова», то есть райцентр  с райкомами в Чистюньке, а «сердце» экономической жизни в десяти верстах в стороне, то есть на станции Топчиха. Шесть лет мучилась «голова» без «сердца», а «сердце без «головы», и наконец родилась выстраданная годами идея собрать воедино все основные части огромного и сложного организма под названием административный район. В 1930 году было решено перенести райцентр из старинного волостного центра Чистюнька на станцию Топчиха. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Шутка ли, с нуля поставить новый районный центр. Это же, как минимум, административные здания различных районных служб и учреждений, а так же объекты здравоохранения, образования, и культуры. И построить то надо в кротчайший срок. Выход нашли быстро. Разобрать в Чистюньке все административные здания и перевезти их в новый райцентр, благо они из хорошего леса кругляка накатаны. Сибирь все же. Ну а если чего не хватит, под разбор пойдут реквизированные у кулаков усадьбы, да сельские церкви бывшего Чистюньского района. И вот, когда работы по строительству нового райцентра уже шли к завершению, ждали только окончательного решения из Москвы об официальном названии нового района, между первым секретарём райкома партии Николаем Николаевичем Журиным и председателем Чистюньского районного исполнительного комитета товарищем Александром Петровичем Надовым состоялся серьёзный разговор.
- Что ж ты, Александр Петрович, в новом райцентре всё поставил, и военкомат, и РОВД и нарсуд. Райисполком, посмотри, какой отгрохал, красивый, просторный, двухэтажный. А для людей что? С некоторой укоризной в голосе заговорил первый секретарь.
- А что, и про людей мы то же  не забыли. Школа есть? Есть, аж двухэтажная, из первоклассного леса кругляка. Несколько кулацких домов,  из Чистюньки, на неё ушло. Больницу и  санэпидемстанцию достраиваем. Почту вот месяца два как перевезли. Парировал брошенный в свою сторону укор Александр Петрович.
- Да знаю я, Александр, поправляя рукой густую шевелюру черных как смоль волос, заговорил  Журин, чай в одном районе работаем, в одном селе живём. Всё что ты говоришь верно. Молодцы. А, где жителю Топчихи отдохнуть в свободное время? Неужто у пивного ларька на станции? А где скажем, песен попеть, поплясать в сласть? Неужто по улице, как в старь с гармошкой народ будоражить? А мы с тобой, вот скажем, соберёмся с народом встретиться, что  как в 1917 году на митинге с броневика кричать будем?
- Понял, к чему клонишь, Николай. Нужен в райцентре клуб. Очень нужен. Ну нет у меня больше леса, даже будку собачью построить, не то чтобы клуб, да ещё в райцентре. В Чистюньке вывезли всё, подчистую. Из старых добротных строений остался только Райком партии и комсомола. Так в него районную школу механизации, которая в Чистюньке остаётся, перевели. Другого подходящего для неё здания нет. Ну не школу же Чистюньскую разбирать. Лесу там много и хорошего, а чистюньские ребятишки учиться где будут? Церковь бы разобрал, так сгорела в прошлом году. Вот беда. Лесу строевого сколько пропало. На два клуба хватило бы. Мы уж и по сёлам района основательно прошлись. Из Зыряновки, например, все мало-мальски хорошие кулацкие особняки вывезли. Из двух-трёх собираем одно хорошее здание в райцентре. Вот нарсуд, например. Распаляясь возражал председатель райисполкома.
- Ты не горячись, Александр. Есть у меня идея, как не просто клуб, а хороший Дом культуры в Топчихе построить. Слушай, ты помнишь процесс над священником церкви села Барнаулка, в позапрошлом году?
- Ну, да. Он ещё утверждал, что в 1919 году активно помогал красным партизанам, укрывая их от колчаковцев в здании церкви. Кажется Тисленко или Костенко его фамилия.
- Да, да, подхватил нить воспоминаний Николай Николаевич, его тогда на пять лет выслали со всей семьёй на Север. Так вот церковь его, большая, добротная, уже два года закрытая стоит. Барнаульские верующие молится ходят в соседнее село, в Колыванское, что всего в полутора километрах выше по реке. Так, вот если эту, пустующую церковь разобрать, да в Топчиху перевести. Вот то храм культуры получится знатный! Как думаешь, Александр.
А что, и верно. И Барнаульских верующих сильно не взбудоражим, и дело доброе сделаем. Обрадовался председатель райисполкома.
Вот так и появился в новом райцентре Топчиха первый храм культуры, переделанный из церковного храма села Барнаулка.
- Надо же, почти хором воскликнули Нина Владимировна и Роза Аполинарьевна, вспоминая Топчиху далёких пятидесятых годов прошлого века,  а с виду наш РДК и вовсе не похож был на церковь.
- Нет, храмом культуры он был настоящим, помолчав, добавила Роза Аполинарьевна. Я на его сцене пела, в составе ансамбля «Сибирячка», очень известного тогда в районе.
- А я помню, как мы открывали танцплощадку около РДК. Добавила Нина Владимировна. Это сейчас, где то между старой и новой Топчихинской школой №1. Какие на ней вечера проводили.
- Да, подытожили свои воспоминания подруги. Жаль сгорели в конце семидесятых и РДК и танцплощадка. Вроде бы, мальчишки случайно подожгли.
- Весь райцентр…, с досадой в голосе начала Нина Владимировна.
- Да что там райцентр, весь район без главного центра культуры оставили, поддержала подругу Роза Аполинарьевна.
Вспоминая минувшее, женщины, постояв, потихоньку стали продвигаться по площади к ближайшей лавочки, с которой открывался чудесный вид и на усыпанные ягодой рябины, и на клумбы, из последних сил старавшиеся сохранять летнюю свежесть и красоту, и на сияющий как новая игрушка центральный Дом культуры. Присев на лавочку и устроившись поудобнее подруги продолжили разговор.
- Нина, а ты помнишь, какая эпопея разворачивалась с строительством Центрального Дом культуры? Ну, прямо всенародная, вернее всетопчихинская комсомольско-молодёжная стройка. Обращаясь к подруге заговорила  Роза Аполинарьевна?
- Как не помнить. Я не только историю его строительства, но и то, как идея его  возведения родилась. Это же был первый в крае Дворец культуры и спорта на селе. Потом такой же дворец возвели в Мамонтово и ещё в каком то районе. Уж кому как не мне об этом знать.  Я ведь тогда уже в райкоме партии работала и на заседаниях мы неоднократно обсуждали генеральный план застройки Топчихи. Утверждён он был в 1979 году. По нему к середине 80-х годов наша Топчиха должна была стать посёлком городского типа, а с постройкой большой макаронной фабрики и вовсе одним из малых городов Алтайского края. Не план, а сказка.
- Да…., задумчиво, с некоторой грустинкой в голосе продолжала Нина Владимировна. Кто являлся  автором генплана мне к сожалению не известно, но в обеих проектах, Топчиха должна была превратиться в город-сад. А вот здесь, на месте Дома культуры должен был вырасти не просто кинотеатр, а культурно-спортивный центр Топчихинского района с большим кинозалом, настоящей театральной сценой, просторными вестибюлями и обязательно театральным кафе, куда зрители в антракте должны были заходить лакомится вкусностями. А рядом со всем этим театральным чудом, кроме гримёрок, располагалось огромное множество кабинетов для занятий художественной  самодеятельности и репетиций с танцевальным и малым концертным залами.
- Строили его, Роза, помнится мне года три. Сложно шло строительство. Не раз этот вопрос поднимался на бюро райкома партии. Помню, по осени 1981 года, на очередном бюро разбирали причины срыва плана строительства районного Дворца культуры, строителей костерили почём свет.
-Что ж вы, делаете? Срываете не только все планы района по строительству, в преддверие   XVI съезда партии, но и все планы районной культуры. Ведь планировали, наконец-то, сдать Дворец культуры в 1981 году, а всё опять встало. Какой год уже жители Топчихи без нормального Дома культуры, без сцены, без зала. Ни сами выступить достойно не можем, ни у себя кого-либо принять не в состоянии. Только летом, на импровизированных сценах удаётся выступать, а зимой по ведомственным клубам скитаться приходится творческим коллективам и специалистам РДК, возмущалась сложившимся положением заведующая Отдела культуры райисполкома  Нина Тимофеевна Гемпель.
- Что скажите, Александр Михайлович? Обратился Алексей Антонович Кулешов, он тогда был первым секретарём райкома партии, к Шнайдер Александру Михайловичу, директору ПМК-673, которое вот уже второй год ведёт строительство Дворца культуры, нарушая все графики и планы сдачи объекта.
- Ругать и строжиться проще всего. Начал своё выступление руководитель передвижной колонны. Но вы поймите, товарищи, строительство районного Дворца культуры это совершенно другой уровень и размах, чем тот, к которому все, в том числе и мы, строители привыкли. Всё необычно. Строители нашего ПМК, да и специалисты других строительных организаций района, привыкли к малым, простеньким в инженерном и архитектурном плане стройкам. Здания выше третьего этажа вообще никогда не строили. А здесь впечатляют и высота в четыре этажа и выше,  масштабы и необычность архитектурного сооружения, где наблюдается невероятное переплетение форм. Как будто во едино собрано три, а то и  четыре здания сразу. Ещё этот спортивный объект, бассейн, который для нас то же своего рода открытие. А сцена? Это же сложнейшее инженерное сооружение с подвальными хранилищами декораций, со сложной системой подъёма и перемещения по сцене объёмных конструкций, как в драматическом театре, а театров мои специалисты ещё не строили. Сложнейшего оборудования в здании дворца как в хорошем научно исследовательском центре. Здесь и сложная система автоматической вентиляции, и централизованная система пожаротушения и много ещё различных головоломок. Пусть наладкой его будут заниматься приезжие специалисты, а установку то моим проводить. В общем, Дворец культуры это вам не коровник или телятник. Плохо мы никогда не строили. Спешка нам не нужна. Хочется не уронить марку, сделать Дворец культуры красивым и привлекательным внешне и уютным внутри.
- Сейчас в здание самого Дворца уже вошли бригады отделочников, продолжил свою ответную речь Александр Михайлович, а это самый длительный, ответственный и кропотливый период строительства. Спешка здесь плохой помощник. Мы выделили для этих работ самые лучшие из своих отделочных бригад,  в том числе бригаду Дмитрия Яковлевича Смирнова, постоянных победителей соцсоревнований. Из Барнаула приехал и преступил к работе  Но, им одним не справится вовремя. Вновь придётся переносить время окончания работ и сдачи объекта. Нам нужна помощь. Это и строительные материалы, оборудование. И конечно нужны рабочие руки. В этом могут помочь все учреждения и предприятия райцентра, направив на строительство необходимое количество людей. Вместе, мы сила, а значит, сможем в кратчайший срок достроить долгожданный Дворец культуры. Лишь бы финансирование и поставки оборудования не прекратились. На такой позитивной ноте закончил своё выступление руководитель мехколонны.
Да, долго спорили и в конце концов бюро райкома партии тогда вынес решение о том, чтобы свой вклад в завершение строительства районного Дворца культуры внесли все организации и учреждения райцентра. Кто то участвуя в субботниках, кто то  посылая в помощь строителям бригады столяров, сварщиков, сантехников и других необходимых специалистов. Так, строительство районного Дворца культуры из обыкновенного государственного превратилось, в прямом смысле слова, во всенародное. Закончила свои воспоминания Нина Владимировна.
- А что, и верно, ведь все вместе достраивали и этот прекрасный Дворец, и несостоявшийся бассейн, превратившийся уже в 1989 году в районную детско-юношескую спортивную школу, и районный стадион «Юбилейный». Много чего хорошего сделали вот так, сообща. Всем миром.
Вздохнув как по команде подружки замолчали, всматриваясь в здание ЦДК, одетое в строительные леса, словно желая увидеть за ними свою молодость.
- Роза, а ты сам момент открытия Дворца культуры помнишь? Ну, как ленточку разрезали то? Я сколько не пытаюсь припомнить, ну никак не могу. Вот открытие районной библиотеки помню. Кажется, в апреле 1982 года ленточку резали. Ишенин … … выступал от райисполкома, несколько старейших читателей от топчихинцев. Даже помню, как по осени того же года торжественно снимали покрывало с памятника В.И. Ленину, на центральной площади, а вот открытие Дворца культуры как будто стёр кто из памяти. Не могу вспомнить и всё. Прервала молчание бывший комсомольский вожак района Нина Владимировна
- Что ты, Нина, и не пытайся. Официального открытия то не было. Я то помню, что работники культуры метр за метром, кабинет за кабинетом продвигаясь вслед за строителями осваивали и обживали сначала центральное фае, в котором летом, кажется, в июле 1982 года состоялась первая районная выставка народных умельцев. Среди прочих удивительных экспонатов были и мои вязаные крючком салфетки да большое лоскутное одеяло. Но это так, к слову. Я тогда руководила автоклубом и к осени, как только закончили чистовую отделку мы вошли в один из кабинетов первого этажа. Так, шаг за шагом к концу 1982 года все помещения нового районного Дома культуры получили своих хозяев. А торжественное открытие планировали на 8 сентября, ко дню строителя, но Дворец культуры и спорта к этому времени  полностью построить не удалось. Рядом со зданием Дома культуры зияла огромная яма, котлован недостроенного бассейна, во внутренних помещениях самого Дома культуры всё ещё доводились последние штрихи отделочных работ, устанавливалось инженерное оборудование. В общем, видимо, где то наверху приняли решение не открывать торжественно недостроенный объект, а заселять его, наполнять жизнью постепенно. Так, что, если будут после  завершения капитального ремонта Дом культуры торжественно открывать, да ленточку резать, это будет первая красная ленточка в его тридцати девяти летней истории.
Ох, с облегчением вздохнула Нина Владимировна, а я уж думала, что то с памятью моей стало.
Пока подружки беседовали вспоминая ушедшие годы, к зданию Дома культуры подъехал на ……… директор Топчихинской детской школы искусств Виктор Леонидович Загвоздкин. Тридцать девять лет назад, в далёкие восьмидесятые он был одним из тех, творческих, молодых и энергичных людей райцентра которым довелось осваивать гигантский по сельским меркам объект культуры, Топчихинский РДК. Здесь двадцатилетним юношей он играл в Вокально-инструментальном ансамбле Сергея Третьякова. Потом и сам возглавил этот коллектив, ставший известным не только в райцентре, но и далеко за его приделами. В новом Доме культуры Виктор Леонидович, как баянист сразу был просто нарасхват. Мало того, свой коллектив, так необходимо было помогать, где советом, где музыкальным сопровождением мастерам художественной самодеятельности всего райцентра в подготовке номеров. Шутка ли, ежегодно каждое предприятие либо учреждение райцентра обязано было подготовить свою концертную программу и выступить с ней на районном смотре художественной самодеятельности. Вот и был баянист самым востребованным специалистом Дома культуры. Потом работа в Топчихинской музыкальной школе, и вот уже не одно десятилетие Виктор Леонидович возглавляет Топчихинскую детскую школу искусств. Так сложилась судьба, что новый РДК и баянист Загвоздкин, наверное просто не могут существовать друг без друга. Как сказали бы индусы: это карма! Потому, что в 1998 году, после многих переездов и мытарств Топчихинская детская школа искусств была переведена в здание РДК, где размещается и поныне. Когда начались ремонтные работы, вместе со всеми прочими помещениями ЦДК школьные кабинеты, коридоры и малый концертный зал то же попали под капитальный ремонт. Вот и не терпится директору посмотреть, как преображается его родная школа. Да и проверить, того ли цвета стены, хватает ли света, насколько качественно ведутся работы. Да, что там, хорошему хозяину всегда есть чем заняться на стройке. Конечно, не мешая, а помогая строителям качественно, эстетично и в срок выполнить все работы. С Розой Аполинарьевной и Ниной Владимировной, как с активными участницами художественной самодеятельности села, баянист Виктор Леанидович Загвоздкин знаком уже не один десяток лет. Столько концертов вместе дали, в пору в книгу Гинеса заносить. Увидев двух неразлучных подружек, увлечённо рассматривавших ЦДК и развернувшиеся масштабные работы по ремонту фасада, Загвоздкин, сразу направился к ним. Как не поздороваться со старыми знакомыми. Ещё издали, едва заметив, что женщины обратили на него внимание, Виктор Леонидович почти прокричал на ходу показывая рукой на ощетиневшееся лесами здание.
- Ну, каков масштаб! Каков замах! А!
- Здравствуйте, легенды народной самодеятельности, обратился он к женщинам, подойдя поближе.
- Что, нравится?
- Да. Будет очень солидно, когда строители всё доделают.  Едва ли не хором ответили подружки.
- Вы ещё внутри не видели, там уже в кабинетах строители последние штрихи подводят. Красота невообразимая. Все сто сорок восемь директоров РДК, кто руководил Домом культуры до Светланы Николаевны, обзавидовались бы.
-Ну, уж ты Виктор Леонидович и рубанул, прямо таки сто сорок восемь директоров. Это где ты их столько взял? Возразила Роза Аполинарьевна.
- А что, ну преувеличил немного, но совсем немного. Вспомните, принимал то Дом культуры Анатолий Алексеевич Рыбокольников, а потом как пошли по нескольку директоров в год меняться в конце восьмидесятых, да в лихие девяностые. Я вот навскидку могу назвать некоторых, скажем Гемпель Нина Тимофеевна, она потом ушла всей культурой района заведовать, Жуков Николай, Кольцов Павел, Соколова Альбина Петровна. Это только те, кто по несколько лет руководили. А сколько их было проходных.
- Зато коллектив всегда дружный и профессиональный был, вступила в разговор Нина Владимировна.
- Да, коллектив, верно, был и есть в ЦДК отменный, да  и директора такого во всём крае не сразу сыщешь. Вот уж более пятнадцати лет бессменно возглавляет его Дудкина Светлана Николаевна. Она как добрая мама  не только для своих рэдековцев, но и для всех работников культуры района. Ведь, с 2016 года её творческая семья значительно увеличилась. Сейчас все сельские дома культуры и клубы, все библиотеки в районе, и Топчихинский районный краеведческий музей входят в одну большую и дружную семью Центрального Дома культуры.
- А вы помните, продолжил разговор Загвоздкин, раньше   чего только не встретишь на этажах нашего Дома культуры.
Точно, точно – подтвердила сказанное старый комсомольский работник Нина Владимировна. Помнится мне в коридоре второго этажа, какое то время даже первый секретарь райкома комсомола Ярцев сидел. Просто коридор перегородили, и получился просторный кабинет комсомольского функционера.
- А после, когда райком ушёл в новое здание, в этом кабинете было кафе, подключилась к разговору Роза  Аполинарьевна.
- А в 90-е там видеосалон был, фильмы ужасов гоняли, продолжил цепь воспоминаний Виктор Леонидович.
- Да, что там, совсем недавно, в 2000-х и отделение Сбербанка было и магазин «Форте» и БТИ, и юристы. Кого только в храме культуры не было. Сейчас всё, кроме ЗАГСа, убрали, только культура, да мы, школа искусств остались. С некоторой удовлетворённостью в голосе, произнёс   директор школы искусств.
-Теперь это точно Дворец культуры, продолжила Роза Аполинарьевна.
- Ну, что, легендарные мои, пора мне. Пойду посмотрю, как там ремонт школы идёт.
Тут на крыльцо Центрального Дома Культуры, о чём-то оживлённо беседуя, вышли директор Центрального Дома культуры Дудкина Светлана Николаевна и прораб строительной организации выполнявшей ремонтные работы. Они обошли здание, не прекращая разговора, то останавливаясь, то вновь продолжая как бы своеобразный осмотр проводимых наружных работ. Женщины пристально наблюдали за происходящим и не спешили уйти. Уж очень им хотелось встретится с Светланой Николаевной и из первых рук узнать, когда же закончится ремонт и обновлённый Центральный Дом Культуры откроет свои двери для измаявшихся в ожидании топчихинцев и гостей райцентра. Дождавшись, пока, о чём-то задумавшись Светлана Николаевна осталась на крыльце Дома культуры одна, женщины заторопились к ней.
- Добрый день, Светлана Николаевна, взяла инициативу на себя Нина Владимировна.
- Здравствуйте, здравствуйте, дорогие мои, мило улыбаясь и беря за руку Нину Владимировну, ответила директор. Соскучились по репетициям, по выступлениям? Ничего, вот уже скоро закончат строители ремонт и войдём совершенно новый не дом, а по настоящему дворец культуры. Представляете, даже в подвале не  осталось ни одного закуточка, который бы не отремонтировали и не задействовали для общих целей. Полностью переделали сцену. Заново и основательно перекрыли крышу. Теперь даже в самый сильный ливень ни капли в здание не попадёт. Да, что там говорить. Сами всё увидите.
- Раньше в Доме культуры киносеансы были, потом киносеть загибла, но  в Барнауле можно и сейчас сходить на премьеру фильма, а у нас киноаппаратуру не восстановили? Кино, как не было, так и не будет, живо поинтересовалась Нина Владимировна. Я то, в юности, заядлой киноманкой была. Жаль ушло всё в прошлое. Сейчас кроме как по телевизору кино и посмотреть негде. А ведь  кинозал не сравнить ни с каким, даже самым большим и современным телевизором, продолжала женщина.
- Что ты, Нина, обращаясь к подруге заговорила Роза Аполинарьевна. Нашла что вспомнить. Кинотеатр - когда это было? Забыть пора уже. Смартфон себе новый купи и смотри. Не можешь? Привыкай. Жизнь сейчас далеко вперёд нас с тобой ушла. Хорошо, что сцену отремонтировали,  петь будем, репетиции, выступления. Здорово, Нина!
- Дорогие мои, и кинотеатр у нас с вами будет, пусть небольшой, но будет, для таких любителей как вы Нина Владимировна, и отдельный репетиционный зал и зал звукозаписи свой будет, для таких любителей, как вы Роза Аполинарьевна. Немного подождать осталось. Успокоила разволновавшихся женщин директор ЦДК.
- Скажи, Светлана Николаевна, едва ли не хором заговорили подруги, А когда открытие? Когда ленточку красную на крылечке резать будем? Или секрет?
-Да ни секрет вовсе, во второй половине декабря. Точный день чуть позже определится. Вот такой удивительный новогодний подарок будет жителям Топчихи и всего Топчихинского района. Ждём вас, обязательно, на торжественной церемонии и праздничном концерте. С нескрываемой радостью в голосе ответила директор.
 Постояв ещё немного, обсудив, как всегда свои, чисто женские дела и Топчихинские новости женщины, разошлись. Роза Аполинарьевна и Нина Владимировна домой, а Светлана Николаевна в РДК, на стройплощадку, что бы оперативно решать со строителями возникающие в процессе работ вопросы. Ведь топчихинцы ждут обещанного подарка.

Постскриптум: Открытие обновлённого ЦДК состоялось 20 декабря, в акурат перед самым новым годом. Разрезали под овации топчихинцев и фейерверк торжественную красную ленточку. Свершился, затянувшийся на 39 лет, долгожданный момент. Топчихинский дворец культуры всё таки дождался своего открытия, а топчихинцы обещанного новогоднего подарка. Были на торжестве и подруги, Роза Аполинарьевна Баянова, и Нина Владимировна Зорькина, легенды народного творчества, как их с любовью называет директор детской школы искусств Виктор Леонидович Загвоздкин. И я там был, и мёд я пил, ДК я видел, будто новый………..
Да простит меня Александр Сергеевич.