Жадность

Виктор Костылев
                Сказка ложь, да в ней намек,
                добрым молодцам урок...
                Ушинский.
               

       Вблизи райцентра, располагалась деревня Спотыкаловка и жил в этой деревне дед, со своей девятилетней внучкой Танечкой.  Жили они в большом добротном доме. Летом старик косил траву, рыбачил, гонялся за водоплавающей птицей, зимой песца да соболя высматривал. Девочка занималась хозяйством, а оно было не малое: корова, птица разная, да и по дому много разной работы, а девочка маленькая. Дед только вздыхал, глядя как старается внученька. Для забавы приносил он ей: то ежа, то бельчонка, то птичку. Танечка с нетерпением ожидала возвращения деда. Одна радость была у девочки- собачка дедова по имени Жучка, она понимала маленькую, добрую хозяюшку. Девочка, в свободную минуту, рассказывала ей о своем житье-бытье, собачка, слушая, изредка подтявкивала, словно хотела сказать, - я все понимаю.
 
        В этой деревне, жила бабка Варвара со своей девятилетней внучкой по имени Клаша. Жили они в стареньком ветхом домишке, жили трудно. Как-то встретились дед с бабкой на сенокосе и договорились жить вместе. На первых порах жили они как положено, у каждого члена семьи были свои обязанности. А время шло, постепенно все менялось, незаметно менялись и отношения в семье. Дед стал замечать, что его внучка встречает его с заплаканными глазками. На его вопросы Танечка отвечала уклончиво, не хотела жаловаться. Деда это тревожило.  Решил он выяснить в чем тут дело. Однажды, сказав бабке Варваре, что идет на пастбище посмотреть корову, а сам тихонько вышел за дверь в сени и решил подслушать, что будет дальше. Только он присел на скамеечку, как услышал громкий и грозный крик старухи и удар, его любимая внученька Танечка заплакала. Не выдержал дед, открывает двери в дом и видит Танечку в слезах, с тряпкой в руках, моющей пол на коленочках.

       Бабка, увидев деда, пуще прежнего разворчалась. Она кричала, что Танечка ленивая и непослушная.  А ее Клаша в это время, улыбаясь сидела на мягком стуле, наблюдая за происходившим. Дед. не выдержав всего увиденного и услышанного, упрекает бабку в том, что она несправедливо обвиняет его внученьку, в то время, как ее Клаша, баклуши обивает. Танечка, услышав грозные слова своего защитника, от радости, еще громче заплакала. Бабка набросилась на деда с руганью и упреками, обвиняя Танюшку во всех семейных неприятностях. Дед подошел к плачущей Танечке, погладил ее успокаивая и спрашивает, как часто бабка обижает тебя? -Каждый раз, когда тебя нет дома, -отвечает.  -Что же ты все это время молчала?  -Я дедушка боялась, что вы из-за меня будете ругаться, а мне тебя жалко. Борясь со слезами, обильно текущими по ее щечкам, отвечала девочка. Крик бабки услышали две девочки, подружки Танечки. Прибежав в дом скандалистки, они дружно говорят деду, что Клашка бьет Танечку на улице. Рассвирепевшая бабка Варвара, пинками выгнала прочь непрошенных защитниц.

    Сидит дед рядом с любимой внученькой, гладит ее по головке, успокаивая, а у самого душа не на месте. Что же нам делать дальше? А Варвариха, раздраженная кричит, что мол делай что хочешь с Танькой, но я хочу жить без нее. Во как!!!  Дед не поверил своим ушам.  Услышав крик старухи, Танечка и говорит, - дедушка, увези меня куда-нибудь из этого дома, я не хочу, чтобы Вы ссорились из-за меня.  – Правильно, -поддержала Варвариха, - цыгане живут в лесу, а почему она не может? Долго сидел дед, нервно перебирая руками пышную бороду. Не думал, он что так в его жизни может случиться. Что бы сказала ему на это, его любимая доченька?.. – Хорошо, встрепенулся дед, -я подумаю и завтра обоих внучек отвезу. Услышав деда, бабка так начала кричать, что у него в ушах зазвенело. -Что ты говоришь! А кто нас с тобой похоронит? Нет, или ты отвезешь Таньку одну, или я уйду от тебя! Вот беда так беда, что делать с этой зловредной бабкой?

      Обняла лохматую голову деда внученька, поцеловала его и говорит- дедушка, отвези меня куда-нибудь в лес, устрой там какое-то жилье, где я буду жить, грибы, ягоды собирать. Не хочу я чтобы вы из-за меня постоянно ссорились. Горько слушать деду такие слова, обнял он головушку Танечки и горько заплакал. Всю ночь не спал старик, все думал, как ему поступить, ругаться с бабкой ему не хотелось. Вспомнил он просьбу Танечки, отвести ее в лес, решил на следующий день, так и поступить.

       На следующий день, дед ходил по дому сам не свой, из его рук все падало, ломалось. Жаль ему любимую внученьку, а выбора нет. Собрал он девочке одежонку, в сумочки разложил: крупы, хлеб, соль, какие-то булочки, спички, ножичек, чашку, ложку и другие необходимые предметы, все это завернул в теплый платок и уложил в мешок. Старуха, на седьмом небе от счастья. Все будет так как она хотела, будет ее внучка наследницей приличного состояния.

       Вторую ночь не спит старик, трудно представить ему, как он оставит в лесу свою любимую внученьку… Ну, а что ему делать, не хочет он выгнать из дома старуху, тяжело ему справляться одному со своим хозяйством. Встав рано утром, тихонько разбудив свою внученьку, сказал со слезами на глазах, - поедем Танюшенька в лес, только тихо вставай, не разбуди бабку с Клашкой. Он пошел в сарай, взял: топорик, лопату, ножовку, все это уложил в телегу, запряг свою верную лошадку и усадив внученьку, медленно выехал со двора. Танечка, в последний раз смотрела на дом, где она родилась и росла, вспомнила свою маму, ее добрые, теплые руки ее сказки и песенки перед сном. Она вспомнила свою бабушку и слезы тревоги, грусти и жалости покатились по ее щечкам. Ее слезы заметил дедушка, поцеловав девочку в макушечку, тяжело вздохнув молвил, - что поделаешь с нашей бабкой, видно такова судьба горькая нам уготована.

     В лесу, дед выбрал высотку с небольшой пещерой.  -Здесь мы, Танечка и остановимся, далеко ехать не будем. Дед взялся за работу. Он расширял и углублял пещеру, срубил несколько деревьев, порезал их на части и обложил землянку внутри со всех сторон, установил двери. Получилась неплохая землянка, из глины сложил печку, трубу вывел на верх, для пробы затопил печку, получилось хорошо. Он хотел показать, как готовить пищу на плите, но Танечка сказала, что она умеет. Дед проверил запоры на дверях, а Танечка его уже торопит домой, уже темнело. Как тяжело было деду оставлять одну внученьку в дремучем лесу. Он взял ее головку, прижал к своей груди, поцеловал и трижды перекрестив со слезами на глазах отправился к своей лошадке. За ним тявкая побежала любимица Танечки.

   Танечка, придя в себя после разлуки с дедом, затопила печь, приготовила кашку и села ужинать. Вдруг, в уголке землянки, из норки выглянула мышка. - Какой приятный запах, - пропищала мышка. - Это я приготовила кашку, - отвечает Танечка не званной посетительнице. -  А можно попробовать твоей кашки, - попросила мышка. – Конечно, - отвечает девочка. Она положила на земляной пол кусочек тряпочки, а на него две ложки кашки- ешь, - говорит мышоночек. Мышка съела кашку и заспешила к себе в норку. Пойду- говорит кормить своих детей молочком. Поужинав, Танечка вышла из своего домика, обошла его, осмотрелась, темнело и она вернулась назад, накрепко закрыв дедовы запоры. Ей так хотелось, чтобы прибежала мышка, но ее не было. Девочка постелила себе постельку на козликах, сделанных дедушкой, и легла спать.

    Она проспала всю ночь. Утром, проснувшись, приготовила себе на завтрак картошечки и только села за стол, как появилась мышка и попросила покушать.  Танечка с большой радостью накормила свою соседку. Поблагодарив Танечку, мышка спрашивает ее о том, что можно ли ей еще приходить на обед, есть ли у девочки продукты? Конечно, конечно, радостно говорит Танечка, приходи ко мне три раза в день, я буду очень рада. Мышка, поблагодарив ее убежала.

    Уже третий день проживает девочка в лесу. Днем она прогулялась по лесу собрала много красивых белых грибов, сварила суп, с аппетитом поужинала, накормила мышку. Темнело, она собиралась лечь спать, как вдруг, громкий стук в дверь потряс землянку. Танечка испугалась, не знает, что ей делать. Кто это может быть? Заикаясь от испуга, она спрашивает, - кто так громко стучится в столь поздний час? В ответ слышит, - это я, Миша медведь, хозяин тайги! Если не откроешь, я сломаю дверь. Что делать бедной девочке?  Она с испугом открывает дверь непрошенному гостю. Заходит громадный медведь и неспеша садится на пень табуретку и спрашивает, - как звать тебя девочка?  Танечка от испуга не могла и слова сказать. -Ты не бойся меня девочка, - говорит медведь, - давай познакомимся, меня зовут Михайлом Потапычем, а тебя как звать? -Таней, еле слышно прошептала девочка. Медведь видит состояние девочки, протягивает ей свою громадную лапу, - ну вот и познакомились.

    Ты, девочка Танечка, не бойся меня, я добрый, давай лучше поиграем в мою любимую игру. Танечка заметила, что их разговор внимательно слушает мышка возле своей норки. Осмелев, она спрашивает медведя о какой игре он ведет разговор.  -Ты, Танечка завяжешь мне глаза тряпочкой, а я дам тебе колокольчик, ты будешь бегать и звонить, а я буду тебя ловить. Если поймаю, то съем, а если не поймаю, то принесу тебе много подарков. Девочка еще больше испугалась, глядя на свою комнатку-землянку, конечно, такой громадный медведь ее сразу же поймает.

   Перепуганная девочка дрожащими ручками завязала глаза Мишки и только потянулась за колокольчиком, как мышка подбежала к ней и попросила колокольчик, показав куда должна спрятаться девочка. Танечка спряталась, а мышка, звоня в колокольчик принялась бегать по стенам и потолку. Как ни старался медведь, а поймать девочку не мог. -Я устал, - говорит медведь, - давай девочка Танечка отдохнем, развяжи мне глаза. Девочка быстро вскочила, взяла у мышки колокольчик и развязала глаза медведя.  Он с удивлением осмотрел жилище, как это он Михайло Потапыч, не мог поймать ее.

   Отдохнув, мишка обращается к девочке. -Ты Танечка очень шустрая и быстрая, какая-то загадочная, поэтому я тебя и не могу поймать. Давай еще раз поиграем? Танечка задумалась, - а вдруг на этот раз мышка не выручит. Но делать нечего, только она начала завязывать глаза медведю, а мышка уже рядом с колокольчиком. Спряталась девочка, а мышка, звеня колокольчиком бегает то по стенам, то по потолку, так у медведя ничего и не получилось. Устал медведь. Сел он на пенек, весь в поту и говорит, -устал я Танечка, сдаюсь, завтра приду к тебе с подарками, только дверь открывай мне сразу. Хорошо Мишенька, я тоже устала, - отвечает Танечка. – А я сейчас на весь лес рявкну, чтобы тебя никто из зверей не пугал и не трогал, я твой защитник. Медведь ушел, а девочка как упала в свою постель, так мгновенно и заснула. Рано утром мышка будит девочку. – Вставай Танечка. Я наблюдала за тобой, за ночь ты хорошо отдохнула. – Спасибо тебе мышка за все, сейчас я приготовлю завтрак, и мы с тобой подкрепимся. – Уже пора, да и моих деток скора надо будет кормить. –А ты приведи их сюда, мы вместе и позавтракаем. Понравилось мышке предложение, благодарит она девочку за внимание, но детки то у нее еще слишком маленькие.

   Танечка привела себя порядок, затопила печь приготовила манной кашки, и они вдвоем позавтракали. Мышка убежала в норку, а девочка вышла из своего незадачливого жилища. А на дворе солнышко, тепло и как- то легко и просто стало нашей хозяюшке. В лесу стояла тишина, словно все затаилось что бы не испугать девочку. Она пошла туда, где росли роскошные кудрявые березки, а вокруг белые грибы. – Вот и хорошо, - думает девочка, - соберу грибков посушу и передам дедушке, пусть он с бабушкой попотчуется. Обиды на бабушку она не держала, ей хотелось с ними повидаться.

       Уже смеркалось, Танечка готовит себе постель, как вдруг слышит, страшный стук в дверь. Девочка, босичком, подкрадывается к двери и спрашивает кто стучится. – Это я, Михайло Потапыч, пришел к тебе с подарками. Открывает Танечка двери, а там медведь с двумя мешками. Как он стал вытаскивать из мешков вещи, чего там только не было.  Танечка в восторге, а сама думает, а вдруг медведь захочет вновь поиграть, а мышки-то не видно. А Мишка благодарит девочку за игру, удивляется, как это он не смог ее поймать?..  - Я бы не прочь с тобой поиграть, но после вчерашней игры я такой уставший.  Скажи, тебе понравились мои подарки? Танечка подошла к мишке и обхватив его за шею прошептала, - я еще ничего подобного не видела, спасибо тебе Михаил Потапыч. Ушел довольный медведь, сказав, что придет денька через три. А мышка тут как тут, -я все слышала, я была рядом с тобой.
      А утром едет дед к любимой внучке, вот он подъехал к полянке, а дальше ноги не идут. Как там его внученька, наверно остались одни косточки. Послал он вперед свою собачку Жучку в разведку, а сам наблюдает, что будет дальше. Подбежала собачка к землянке и стала прислушиваться. Вдруг из землянки кто-то вышел, Жучка так стала визжать и прыгать, что дед, не задумываясь поехал туда. С какой радостью они бросились навстречу друг друга. Сколько было слез радости, они задавали друг другу вопросы, говорили и не могли наговориться. -  Дедушка, теперь я стала богатой, -говорит внученька, - идем, покажу.  Они радостные и счастливые вошли в землянку. Здесь все, как и было обустроено дедом, но на полу он увидел много разбросанных ценных вещей и драгоценных поделок. Он поднял красивую шубку и спрашивает, - откуда это добро у тебя Танюша?

    Девочка стала примерять на себя наряды, с волнением рассказывая о своих приключениях. А это моя спасительница, говорит Танечка, указывая на выглянувшую мышку из норки. Прибежала Жучка, она обследовала окресности и они, вчетвером устроили чаепитие. Осмотрев все подарки внученьки, дед говорит, что ей оставаться здесь не нужно, возможно бабка, увидев все это, смягчится. Счастливая Танечка, слушая дедушку говорит, - я боюсь дедушка, что Вы из-за меня опять ругаться будете. – Ничего, ничего, - весело отвечает дед, - собирая вещи в мешки, - поехали. Попрощавшись с мышкой, девочка весело бежит к телеге.

     А бабка дома говорит своей внучке, что скоро дед привезет косточки своей внучки, в лесу ее давно волки съели.   Вот тогда они заживут полными хозяевами большого хозяйства, возможно, и дед им не понадобится. В таком радостном настроении, бабка взяла ведро и пошла за водой в колодец.  Вдруг она увидела, едет дед и кого-то везет. Забилось радостно сердце старухи, это он везет косточки своей внучки.  К ней подбегает радостная жучка, - тяв, тяв, - говорит, -дед везет свою богатую внучку. – Что ты молотишь, - говорит возмущенно старуха, -дед везет косточки своей внучки. -Тяв тяв, -отвечает собачка, -а вот и нет. А тут подъехал улыбающийся дед. Встречай бабка богатую внучку. Подъехали к дому, дед взял на свои плечи два мешка с добром и с Танечкой направился в дом, а бабка с ведром засеменила за ними.

     Как увидела она наряды и украшения Танечки, глаза загорелись, еще бы, такое богатство. – Где же ты взяла все это богатство, -спрашивает бабка. Танечка и рассказала, как познакомилась с медведем, про мышку она умолчала. А что - спрашивает бабка - медведь очень сердитый? Нет, что Вы, он очень добрый. Он приказал всем зверям леса меня не трогать, он там самый главный. Посмотрела бабка на свою Клашу и спрашивает, -ну что внученька, хочешь иметь такие подарки? -Да, -отвечает Клаша. -Ну, в таком случае, вези ее дед завтра в лес, да смотри внученька, будь с медведем поласковее, накорми его вкусненько, а я приготовлю тебе все на дорожку. Да проси у Михайло Потапыча всего побольше да покрасивее.

      Ушли дед с бабкой по делам, кипит у них работа по подготовке к завтрашнему дню. Девочки остались одни, Клаша то одну вещь накинет на себя, то украшения рассматривает, все ей нравится. Танечка хотела рассказать ей про мышку, тут влетает бабка. Видит она, как девочки мирно беседуют. Как закричит старуха, - Ты Таньке недоверяй, она всегда против тебя и не слушай ее, идем лучше на кухню расскажешь мне что тебе вкусненькое положить. Они ушли, а Танечка, расстроенная упала на свою любимую кроватку и заснула.
      Наутро все в движении, кипит работа, бабка спрашивает Танечку, что любит медведь, та отвечает, что он приходил сытым и от любой пищи отказывался. -Ничего, у нас будет есть! Она положила для мишки туесок с медом разные колбаски и другие сладости. – Смотри, -говорит бабка, -много-то его балуй, чтобы он все у тебя зараз не съел, да когда будет одаривать, так ты смотри, чтобы медведище тебе плохие наряды не давал. Смотри за хозяином леса строго, плохие вещи возвращай. – Хорошо бабушка, все буду делать как ты сказала, -отвечает Клаша. – Ну, езжайте с богом, -напутствовала бабка.

    Отправились в поход за подарками дед со внучкой, а бабка им в след кричит, -не скучай, дед часто будет тебя навещать. Прибыв на место, дед осмотрел землянку, все подправил, все привел в порядок, а Клаше все не нравится, все не так, все неуютно. Спрашивает деда как печку растопить, как суп и кашу готовить. Дед все показал, все рассказал, сама она ничего не умела делать. Не сказав деду ни спасибо, ни до свидания, отправила его домой. Оставшись одна, она решила попробовать кашку, приготовленную дедом. Только приступила к еде, как вдруг, из норки выглядывает мышка. Она видит, что сидит другая девочка и человеческим голосом спрашивает, -девочка, а девочка, как тебя зовут? А тебе какое дело, отрезала Клаша. А дай мне девочка кашки, я тоже есть хочу. Ах ты паршивица, сейчас я дам тебе такой кашки, что ты в дырке так и останешься! Взяла палку и забила ее в норку. Обиделась мышка на девочку и больше не появлялась.

    Наступил вечер, Клаша вышла из землянки, подышать свежим воздухом, мимо бежала лисичка, остановилась, посмотрела на девочку и побежала дальше. Вернувшись в землянку, Клаша решила попить чая с бубликами, а мышка в норке просит ее открыть норку и дать ей бублика, сказав при этом, что она ей еще может пригодиться. Но девочка и слушать не хотела, она терпеть не могла мышей. Всю ночь и следующий день провела Клаша в страхе и унынии, не пришел мишка, вот если бы со мной была соседская девочка, было бы веселее. Впрочем, нет, это пришлось бы делиться подарками, как бы не так.  Вечером, она решила поужинать, только приготовила все на столе, как мышка, вновь просит ее открыть норку и дать что-нибудь покушать. Клаша так раскричалась на нее, так затопала ножками, что в землянке земля со стен посыпалась.

       Поужинав, она решила отдохнуть. В это время кто-то сильно постучал в дверь, девочка, осторожно подойдя к двери тихо спрашивает, -кто там?  Услышав хрипловатый голос медведя, -Это я Миша, она с испугом открывает дверь. – А я Мишенька, давно Вас поджидаю и ужин приготовила. Топтыгин посмотрел на нее, видит- другая девочка. – Как тебя зовут? Меня зовут Клашей. От еды медведь отказался. -А где же та хорошая девочка Танюша? Она уехала в деревню, а я приехала вместо ее и Миша, я лучше Таньки. К тому же, у меня больше вкусных продуктов, так что я тебя хорошо угощу, ты только побольше и получше подарки принеси. Подарки, Клашенька, надо заработать. А как их Миша можно заработать?
,
     Посмотрел медведь на нее, девочка толстенькая. – Я вот тебе сейчас и расскажу, - проревел медведь. -Я даю тебе платочек и колокольчик, ты завяжешь мне глаза, чтобы я ничего не видел, ты будешь бегать по землянке и звонить в колокольчик, а я буду тебя ловить. Если не поймаю, то принесу тебе много подарков, а если поймаю, то съем. -Мишенька, дорогой, конечно, здесь ты меня поймаешь, давай лучше выйдем из землянки. -Нет, только здесь! Та девочка по имени Танечка, замучила меня, я дважды пытался ее поймать и не смог и звоночек у нее все время звенел. -Ой Мишенька, я боюсь с тобой играть в такую игру, ты меня лучше освободи. -Тогда я тебя без игры съем. Не бойся, давай попробуем.

     Завязала Клаша  мишке глаза, взяла колокольчик и принялась бегать. Мишка чувствовал, что он ее сейчас схватит, его когти неоднократно касались кофточки девочки. Он решил поиграться с ней, а потом поймать. А Клаше стало веселее, у нее появилась надежда, она уже представляла, как будет выбирать подарки, только она подумала об этом, как оказалась в медвежьих лапах…

    Наутро дед собрался ехать к девочке, а бабка наказывает ему, что, если у нее много подарков, чтобы он часть привез домой, не дай бог кто-то украдет. Едет дед, а у самого сердце болит, как там дела у внучки. Подъехал к землянке и сразу направился к дверям, а они оказались открытыми. Пожалел дед, что собачку не взял с собой. Заходит в землянку, а там… косточки девочки. Заплакал дед, собрал все косточки и поехал домой.

     Только выехал дед из леса, на полянке его встречает Жучка, вскочила она на подводу и все поняла, бросилась впереди лошади навстречу бабке. Она шла с ведром к колодцу. Подбегает Жучка к бабке и тяв-тяв-тяв, дедка везет в мешке косточки Клаши.  -Что ты мелешь, дед везет подарки в мешке. А собачка опять - тяв да  -тяв… Подъехал старик, открыл мешок, а бабка в обморок…