Набекрень. Охота на слова

Александр Ерошкин
Слово, вынесенное в заголовок, довольно часто можно встретить в поэзии. Я подобрал несколько вариантов использования слова в  стихах разных эпох.

Вот, к примеру, у юного Александра Пушкина в поэме «МОНАХ».

Монах на всё взирал смятенным оком.
То на стакан он взоры обращал,
То на девиц глядел чернец со вздохом,
Плешивый лоб с досадою чесал —
Стоя, как пень, и рот в сажень разинув.
И вдруг, в душе почувствовав кураж
И НАБЕКРЕНЬ, взъярясь, клобук надвинув,
В зеленый лес, как белоусый паж,
Как легкий конь, за девкою погнался.

Битву с бесом монах в конечном результате выиграл и заставил чёрта нести себя в Иерусалим. Позднее та же идея найдёт отражение в произведениях Николая Гоголя, проигравший чёрт повезёт Вакулу к царице в Петербург за черевичками.

А ещё есть художественный фильм режиссёра Николая Досталя, снятый в 2016 году по сценарию Юрия Арабова «Монах и бес»,  фантастическая трагикомедия с элементами мистики в дух произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова.
В  царствование Николая I в  мужском монастыре появляется новый подозрительный насельник Иван, Семёнов сын, совершающий чудеса.  Оказывается, Ивана искушает бес по имени Легион. Иван обещает «поклониться» Легиону и отдать ему свою душу, если тот доставит его на Святую Землю. Легион соглашается и по воздуху переносит Ивана в Иерусалим, хотя, по его словам, бесам находиться в Святом городе не положено и с трудом переносимо.


Иван видит, что на городском рынке активно «торгуют Христом» — сувенирами, выдаваемыми за настоящие реликвии: там продают гвозди и доски «с Креста Господня», терновые венцы и другие подделки. Иван в ярости переворачивает прилавки, пытаясь «изгнать торговцев», именно так  делал Спаситель. Однако его жестоко избивают, и только чёрная магия Легиона исцеляет его и спасает ему жизнь.

Иван отправляется поклониться Гробу Господню и насильно увлекает за собой Легиона. После этого бес очеловечивается, теряет магическую силу и едва не погибает. Вдвоём они возвращаются в Россию. Дома их принимают за бродяг, жестоко секут плетьми и бросают в тюрьму, где Иван умирает от ран. Его душа возносится на небеса.

Легион, окончательно уверовав, приходит в тот самый монастырь, где началась история, чтобы стать очередным послушником. Игумен принимает его, и новый монах занимает место Ивана.

Такая вот история взаимодействия монаха и беса.

Юный Александр Пушкин написал также стихотворение
КАЗАК.

Раз, полунощной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Удалой казак.
Черна шапка НАБЕКРЕНИ,
Весь жупан в пыли.
Пистолеты при колене,
Сабля до земли.
Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал;
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.

А позднее «В ПЕСНЯХ ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН», которые Пушкин перевёл с французского  из книги Проспера Мериме, искомое слово мы встречаем в песне «Битва у Зеницы Великой».

Радивой поднял желтое знамя:
Он идет войной на бусурмана.
А далматы, завидя наше войско,
Свои длинные усы закрутили,
НАБЕКРЕНЬ надели свои шапки
И сказали: «Возьмите нас с собою:
 Мы хотим воевать бусурманов».

А вот совершенно другая эпоха, где школа становится центром, я бы сказал, Вселенной. Спроси любого моего ровесника, любого, кто жил и учился в советской школе, и он найдёт массу добрых слов о том времени. Это сегодня школьники боятся уроков  русского языка, а мы ходили на них  с радостью. И когда я работал завучем в школе и нужно было занять какой-то класс, я приходил и проводил урок русского языка. И никто не возмущался. Меня радует, что среди моих друзей в социальной сети Одноклассники много моих учеников, в основном не самых успешных.


Читаем стихи Самуила  Маршака:

ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ

День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки НАБЕКРЕНЬ, –
Шли, куда попало
В первый тёплый день.
Шли, куда попало,
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять.

При изучении  наречий некоторые ученики знали эти стихи наизусть, а главное без ошибок все писали слова нараспашку, набекрень,  просто,  наугад, прямо,  направо, потом,  назад, обратно,  кругом, вприпрыжку,  бегом…

НАБЕКРЕНЬ нареч. на бок, на один бок: более говорится о шапке, на одно ухо. Шапочка в две денежки — и та набекрень!
Глаза вразбежку и мозги набекрень! бестолочь, полоумье.
Набекренить шапку, насунуть ее на одно ухо. Толковый словарь живого великорусского языка

КРЕНИТЬ судно, морск. клонить на бок, наклонять. Кренить ветер, кренят или валяют судно также переносом тяжестей к одному борту, для подводных починок. || Пск. твер. трогать? крениться, наклоняться, избочаться, валиться набок.
|| Твер. пск. о ребенке, плакать, стонать?
Крен м. кренка ж. об. действ. по знач. глаг.
|| Крен также сост. накренившегося судна. Много ли крену? это узнают по кренометру или креномеру, по градусной дуге с отвесом. Кренливое, кренистое судно, валкое и склонное к большому крену.
Кренговать судно, кренить, валять для починки, но не обнажая киля (см. килевать). Кренговаться, быть кренгуему, страдат. и возвр. Кренгованье ср. действ. по знач. глаг. Кренговые краны, устроенные для кренгованья, для валки судна на бок.
Крень ж. арх. фалшкиль, или подбойный брус под килем судна; || полоз под лодку, для перетаскиванья через торосы, льдины; иногда их по две.
|| Гнутое дерево, санный полоз или колесный обод, особ. последний. || Тамб. выселок, новоселок? || м. арх. скряга, скупец, жидяга (корень? кремень?).
Крени, кренки ж. мн. арх. дровни, дровнишки; чунки, салазки.
|| Крени также дуговатые бревешки, на которых обращается ветрянка. Кренюжник м. твер. кривой, коряжливый хвойный лес. Корень сих слов сомнителен. Толковый словарь живого великорусского языка

Лучший пример использования слова НАБЕКРЕНЬ – это песня Булата Окуджавы   «Лёнька Королёв». Но это моё мнение.  Под эту песню хорошо работается, если песню поёт сам Булат Окуджава или актёр Николай Рыбников. Современные песни и современные исполнители нередко крикливы и примитивны.

Во дворе, где каждый вечер всё играла радиола,
Где пары танцевали, пыля,
Все ребята уважали очень Лёньку Королёва
И присвоили ему званье Короля.

Был Король, как король, всемогущ. И если другу
Станет худо и вообще не повезёт,
Он протянет ему свою царственную руку,
Свою верную руку, - и спасёт.

Но однажды, когда "мессершмиты", как вороны
Разорвали на рассвете тишину,
Наш Король, как король, он кепчонку, как корону
Набекрень, и пошёл на войну.

Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
Да некому оплакать его жизнь,
Потому, что тот Король был один, уж извините,
Королевой не успел обзавестись.

Но куда бы я ни шёл, пусть какая ни забота
По делам или так, погулять,
Всё мне чудится, что вот, за ближайшим поворотом
Короля повстречаю опять.

Потому, что на войне, хоть и правда стреляют
Не для Лёньки сырая земля,
Потому, что, виноват, но я Москвы не представляю
Без такого, как он, короля.

А закончить хочу словами Александра Пушкина из поэмы «Домик в Коломне». Коломна – это часть Петербурга на правом берегу Фонтанки, где одно время жил поэт. Не путайте с Коломной, которая при слиянии реки Москвы с Окою и план которой нередко выставляют в качестве плана Москвы до Наполеоновского нашествия. У меня книга «Москва» с таким планом есть.

Слово НАБЕКРЕНЬ в поэме отсутствует, хотя есть какие-то блогеры, которые откровенным враньём заманивают на свои страницы.

Поэма – это разбор поэтических приёмов. Ритм, рифма мужская, рифма женская, рифма дактилическая; размер строки; особенности октавы, то есть  строфы по восемь строк, и так далее. Любому поэту это необходимые сведения, но они изложены в яркой, я бы сказал забавной форме, рассказавшей, как вместо кухарки приняли на службу мужика. У Пушкина в поэме 54 октавы, но в письменных изданиях 14 октав признаны не совсем светскими и запрещены. Воспроизвожу последние две октавы, где выражена мораль автора. Для нашего времени это очень актуальная тема.
LIII
     "Как, разве все тут? Шутите!" - Ей-Богу.
     "Так вот куда октавы нас вели!
     К чему ж такую подняли тревогу,
     Скликали рать и с похвальбою шли?
     Завидную ж вы избрали дорогу!
     Ужель иных предметов не нашли?
     Да нет ли хоть у вас нравоученья?"
     - Нет ... или есть: минуточку терпенья ...

LIV
     Вот вам мораль: по мненью моему,
     Кухарку даром нанимать опасно;
     Кто ж родился мужчиною, тому
     Рядиться в юбку странно и напрасно:
     Когда-нибудь придется же ему
     Брить бороду себе, что несогласно
     С природой дамской ... Больше ничего
     Не выжмешь из рассказа моего.

     10 октября 1830 Болдино.

А я хочу призвать людей думать. Ничего не брать на веру. Всё проверять. Заботиться о сохранении душевной чистоты. Не вестись на дешёвые приколы.