Русь православная. Гл. 27 Местоблюстители

Лариса Даншина
     Часть 5: Православие и люди в царствование рода Романовых
     Глава 4: Патриархи от Иоасафа ІІ до Адриана. Местоблюстители

«В патриаршество Никона прежние справщики потеряли всякое значение и книжные исправления окончательно получили новый характер… Занявшись сличением книг, Никон своими глазами увидел их порчу. Он сам видел символ веры без прибавления слова «истинного» в соборном акте об учреждении патриаршества в России и на древнем саккосе митрополита Фотия». (Знаменский П.В.)

В 1654 и 1656 годах были созваны соборы; на первом признано, что исправление книг необходимо. Это решение одобрили на большом Константинопольском соборе, прислали книгу Скрижаль, которая включала в себе толкование на чин богослужения. Второй собор одобрил исправления, на нём присутствовали патриархи: Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил, и два митрополита: Никейский и Молдавский. В Чудовом монастыре патриархом Макарием была объявлена анафема за двоеперстие, его поддержали и другие иерархи.

Недовольство нововведениями росло, писались челобитные, чтобы царь защитил церковь от ересей, ругали Никона публично, начались аресты. Среди арестованных и сосланных был и раскольник Аввакум. Опала Никона и его смещение подняла волну радости у раскольников, сам Аввакум был принят царём, который уговаривал его соединиться с церковью, но тот фанатично продолжал протестовать, в результате снова был отправлен в ссылку в Мезень. Московский собор 1666 года осудивший патриарха Никона, одобрил его церковные исправления.

«В 1667 году великий собор коснулся и главной опоры староверов – Стоглава, отменил его клятву на троеперстие и на троегубную аллилуйю; осудил также житие Евфросина. После этих определений, староверы явились уже раскольниками, и произошло их решительное отделение от церкви. Так появился раскол – одно из выразительнейших явлений русской религиозной жизни». (Знаменский П.В.)

Раскол преследовался как церковным, так и гражданским правительством.

Бунт, раскол, войны с Польшей изменницей,(1)
Сотрясали Россию в то время,
Земли русской вечной соперницей
Была Польша, посеяв зла семя.

В это время вновь избирается
Патриарх,(2) после Никона, новый,
Патриархами избирается.(3)
Он ответственность принять готовый?(4)

Ведь не всё было гладко и трудностей
Очень много, решать все их нужно,
Только хватит ли сил и возможностей,
Иоасафу, ему будет сложно…

Мест лишал, кто обрядов держался
Ещё прежних и их высылали,
И гражданским властям предавался,
Кто обрядность менять не желали.(5)

Книги изданы были в то время –
Сочинения вышли впервые –
Против тех, кто раскольничье семя
Разносил. Издавались другие.(6)

Проповедники, миссионеры;
Их поддерживал, чтоб несли слово,
На востоке они пионеры,
К своей миссии были готовы.(7)

Годы, годы, как мало осталось,
Пролетели, и вскоре скончался
Иоасаф,(8) значит, снова решалось…
Патриархом кто вновь избирался?

Питирим(9) занял стол патриарший,
Только срок оказался недолгим,
Перед Господом вскоре представший.
Кто же будет? Вопрос поднимался…

Снег кружился, ложась белым пухом,
Наметая сугробы, и ветер
Завывал, тем на улице плохо,
Не дошёл кто до крова в тот вечер.

Как бы ни было, жизнь продолжалась,
В день любой, возвещая – родился,
Детским криком и мать прикасалась
Нежно к сыну, а он удивлялся.

Сколько лиц перед ним промелькнуло,
Сколько нового сразу увидел,
После дитятко сладко уснуло.
Что же ждёт его дальше, предвидел?

6 января 1621 года в родовом селе Сивково, недалеко от Можайска родился Иван Петрович Савёлов – будущий Иоаким. Отец его был царским кречетником – Пётр Иванович сын Савёлова и Евфимии Реткиной. Помимо него в семье было ещё три брата и две сестры. Молодые годы прошли в рейтарской службе, имел семью, дослужился до капитана, казалось, что всё складывается хорошо, участвовал в боевых действиях против Польши, но жизнь распорядилась по-другому.

В 1655 году из известия, дошедшего до него, узнал, что его жена и четверо его детей скончались (возможно, от чумы 1654 – 1655 гг.). Горе заставило пересмотреть свою жизнь и резко её изменить. В 1654 году стал насельником, после «строителем» Валдайского Иверского монастыря и река жизни повернула в другое русло. Впоследствии был келарем Новоспасского монастыря, позже поставлен архимандритом Чудова монастыря, это открыло ему путь ко двору, что сказалось на его тёплых отношениях с царём Алексеем Михайловичем.

26 июля 1674 года возведён на Московский престол патриархов, титуловался «Милостию Божиею Патриарх Московский всея России и северных стран». Был фактическим правителем вместе с Иваном Милославским в царствование Фёдора Алексеевича, венчал на царство Петра и его сводного брата Иоанна. В противодействии Петра против сестры Софьи, поддержал Петра. В 1686 году получил грамоту о неподсудности духовных лиц гражданским властям.

Вёл борьбу с теми, кто не желает
Изменяться, хулу содержали
Их тетради;(10) во зло применяют,
Тем на ссылку себя обрекали.

О епархиях были заботы,(11)
О судах(12) тот вопрос обсудили,
Накопилось так много работы,
И про Киев(13) тогда не забыли.

Иоаким весь в заботах, открылась
Типографская школа,(14) противник
Иностранного,(15) чтоб не случилось
Их влияния. Был он охранник

Православия, вскоре оставил
Завещание, где говорилось:
От латинства(16) страну чтоб избавил
Русский царь, но того не случилось…

Жизнь закончилась,(17) новой, дорогу
Уступаем, – дела остаются.
Сделал мало ли, может быть много…
Нити прошлого этим не рвутся.

Нити прошлого, к ним прикасаясь,
Открываем заветное – предков,
И в единое с ними сливаясь,
Слышим голос их «Рядом мы, детка!»

Патриарх Адриана приметил, –
Новый путь для того начинался,
Иоаким Адриана приблизил,
Благочестием тот отличался!(18)

Его правой рукой стал он вскоре,
Патриарх только быстро скончался,
То известие вызвало горе,
Адриан управлять назначался.(19)

Наставлял, чтобы не изменили
Православию, не принимали
Ересь, также каноны хранили,
И ещё – мир в стране соблюдали.

Был противник курения, строго
К брадобритию он относился,
Смена платья(20) считал: это плохо,
В этом деле с царём не мирился.

Что на благо России он принял;
Чтобы армия, флот укреплялись,
Адриан этот замысел понял,
Эти новшества им принимались.(21)

Столкновение было однажды,
За стрельцов заступился во время
Бунта,(22) высказал мнение каждый,
Недовольства посеяно семя!

И супругу царя отказался
Он постричь,(23) царь обиду запомнил,
Хоть вопрос с ним иной обсуждался,
Царь заветное позже исполнил!..(24)

Лист последний на землю ложится,
Словно жизнь отлетает с листвою,
В небе ворон давно уж кружится,
И душа ожидает покоя!

16 октября 1700 года патриарх Адриан скончался, царь Пётр I на отпевание не приехал. «Пётр тактично дождался этого конца и тактично задержался на традиционной форме местоблюсти-тельства патриаршего престола». (Карташов).

Патриарх погребён в Успенском соборе Московского Кремля. Пётр упразднил патриаршество и с 16 декабря 1701 года по царскому указу назначен экзарх (блюститель патриаршего престола).

«Все протесты против реформы раздавались во имя веры и с сильным участием в них духовных лиц. Это обстоятельство не могло не отозваться весьма дурно на положении главы духовенства – патриарха… Несмотря на то, что Адриан вовсе не был похож на Никона, грозная тень этого властительного великого государя была постоянно в глазах Петра. В октябре 1700 года патриарх скончался и приемник ему не был назначен. Управление церковью вместо патриарха поручено было митрополиту Стефану Яворскому.(25) С этого времени идёт непрерывный ряд перемен в иерархическом строе русской церкви». (Знаменский П.В.)

Власть местоблюстителя была ограничена, Пётр не собирался назначать патриарха, был учреждён монастырский приказ, под светским управлением. Стефан попал в опалу, из-за разногласий с царём, по поводу размера церковной власти, был против отношения Петра к протестантам и т.д., некоторые его реформы поддерживал. Хоть Стефан и был помехой царю, но держал его при себе, продолжая проводить свои реформы, которые не принимал Стефан.

Стефан Яворский был местоблюстителем – экзархом с 1700 года. Умер в Москве в ноябре 1722 года, погребён в Успенском соборе города Рязани.

_________________________________________
1 - Бунт, раскол, войны с Польшей изменницей – т.е. всегда изменяла данному слову.
2 - Патриарх… – 31.03.1667 года патриархом становится Иоасаф II (ум.17.02.1672 г.)
3 - Патриархами избирается – Иоасаф II возведён на Московский патриарший престол патриархами: Александрийским Паисием и Антиохийским Макарием.
4 - Он ответственность принять готовый? – т.е. Россию сотрясали бедствия: война с Польшей, раскол, разорение после военных сотрясений в монастырях и прочее.
5 - Кто обрядность менять не желали – священников которые продолжали придерживаться дониконовских обрядов лишали их мест и отдавали в руки гражданских властей.
6 - …Издавались другие – впервые вышли сочинения против «раскольников»: «Сказания о соборных деяниях» и «Жезл правления Симеона Полоцкого». Помимо выпущены: «Большой катехизис», «Малый катехизис», «Цветная триодь» (1670 г.), «Постная триодь» (1672 г.).
7 - К своей миссии были готовы – Иоасаф II поддерживал проповедническое слово в храме, поощрял миссионеров, которые распространяли свою деятельность на Севере, Дальнем Востоке, до Даурии. На Амуре, возле границы с Цинской империей, основан Спасский монастырь (1671 г.), они были первопроходцами.
8 - Иоасаф… – Иоасаф II скончался 17 февраля 1672 г., погребён в Успенском соборе.
9 - Питирим… – патриарх с 07.07.1672 г. по 19.04.1673 г., пробыл около десяти месяцев на патриаршем столе.
10 - Их тетради… – Собор вынес постановление (1681-1682 гг.): отбирать старопечатные книги, менять их на исправленные, следили за продажей тетрадей в виде выписок из Священного Писания, которые содержали хулу на новые церковные книги. Собор постановил разорять скиты старообрядцев, поселения и т.д. Отправлялись увещеватели в центры старообрядцев.
11 - О епархиях были заботы – т.е. были учреждены новые епархии: Нижегородская, Устюжская, Тамбовская, Воронежская, Холмогорская (Астраханская).
12 - О судах… – Собор 1675 г. вынес решение об исключительной юрисдикции церковного суда над духовенством, т.е. чтобы епархиальные архиереи в своих приказах имели судей из духовных лиц, чтобы мирские судьи не судили духовные лица и т.д.
13 - И про Киев… – осенью 1686 г. Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату.
14 - Типографская школа… – в 1681 г. по указу патриарха основана сподвижником Иерусалимского патриарха Досифея иеромонахом Тимофеем Типографская школа, она стала основой первого высшего учебного заведения – славяно-греко-латинской академии в 1687 г.
15 - Иностранного… – боролся против католического влияния на русскую церковь, культуру и т.д.
16 - От латинства… – в завещании говорилось, чтобы русские цари не сближались с латинянами, лютеранами, кальвинистами и прочими иноверцами, не назначали их на высшие должности. Пётр не принял во внимание завещание, продолжая свою политику.
17 - Жизнь закончилась… – патриарх Иоаким скончался 17 марта 1690 г., погребён в Успенском соборе.
18 - Благочестием тот отличался – Адриан был монахом, отличался благочестием и добродетельностью, патриарх Иоаким назначил его архимандритом Чудова монастыря, после митрополитом Казанским и Свияжским. Родился 02.10.1627 г., умер 16.10.1700 г.
19 - Адриан управлять назначался – незадолго до кончины Иоакима, Адриан стал правой рукой патриарха, после его смерти управлял епархией, но титуловался по-прежнему митрополитом Казанским и Свияжским, 24 августа 1690 г. возведён на Патриарший престол.
20 - Смена платья… – Адрианом не принималось новшество Петра I в отношении отмены русской национальной одежды.
21 - Эти новшества им принимались – всё, что шло на благо отечества, принималось и поддерживалось патриархом: укрепление армии, создание флота, экономические преобразования.
22 - Бунта… – в 1698 – 1699 гг. патриарх заступился за стрельцов, которые подняли бунт, просил Петра их не казнить, но ходатайство о помиловании царём было отвергнуто.
23 - Он постричь… – в 1698 г. Адриан отказал царю в пострижении его супруги Лопухиной Евдокии, что вызвало гнев царя.
24 - Царь заветное позже исполнил – несмотря на различие взглядов, на постоянные столкновения, некоторые вопросы обсуждались совместно, один из таких вопросов – образование. В России необходимо было обратить внимание на просвещение, это поддерживал Адриан и царь. В 1724 г. реформа привела к созданию Академии наук.
25 - Стефан Яворский – родился в 1658 г. в Галиции в русском шляхетском семействе.

Используемая иллюстрация: Кившенко А.Д. «Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты» (фрагмент)