Сильнее, чем любовь, возбуждают только деньги

Кайрбек Нагуманов
(продолжение статьи «Бог не на небесах, - он в твоем кармане

      Как жаль, что эту пронзительно верную мысль о силе денег, высказал не я, а Бенджамин Дизраэли (1804-1881), бывший премьер-министр Великобритании, по своим делам и известности  уступающий, наверное, лишь такому же государственному деятелю, как Уинстон Черчилль. Остается утешиться лишь тем, что из разработанной нами единой теории эволюции природы и общества теоретически было выведено, что подлинными Творцами всего окружающего нас мира служат фундаментальные, движущие силы эволюции. Причем для открытия и познания особенностей действия фундаментальных сил в неживой природе понадобились такие титаны мысли, как Исаак Ньютон (ХVII век) или Майкл Фарадей с Джеймсом Максвеллом (XIX век), а также целый ряд выдающихся физиков-теоретиков ХХ века. Что касается эволюции живой природы, то могучий ум Чарльза Дарвина (XIX век)  позволил раскрыть механизмы биологической эволюции, правда без четкой, математической формулировки ее движущей силы. И все эти успехи пришлись  на последние всего лишь три века долгой, измеряемой тысячелетиями, истории освоения и познания людьми себя и внешнего мира. 
      На этом фоне поражает тот факт, что для постижения фундаментальной силы, определяющей все устройство  человеческого общества, направление и скорость его развития, цель, смысл жизни человека, совсем не понадобилось привлекать проницательные умы великих ученых. С самых древних времен и до настоящего все люди в здравом уме и твердой памяти стремились и стремятся, прежде всего, жить в материальном достатке. Вспомним, чем заканчиваются русские народные сказки про молодых: «стали они жить–поживать, да добра наживать!». Жесткую, недвусмысленную установку на будущее социальное положение в обществе своих чад задают родители у казахов.  Часто ребенку они дают имя, в которую составной частью входит слово  «бай», то есть «богач, богатый». Как например, - Назарбай, Рымбай, ставшие затем фамилиями, широко известными на всем советском и постсоветском пространстве. Общий настрой всех народов и племен предельно четко выражен в известном куплете Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст»:
«На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!»
      Почему «телец златой» занял такое место в умах и сердцах людей? Поистине всемогущую, божественную силу  накопительства красочно описал Александр Сергеевич Пушкин в трагедии «Скупой рыцарь». Из гениального по глубине мыслей отрывка слов не выкинешь, поэтому позволю себе привести его полностью. Судя по всему, и  старый Барон в свое время познал всю прелесть и силу  любовных возбуждений:
«Я каждый раз, когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет»
И вот он спускается в мрачный каменный подвал, чтоб  «в шестой сундук (сундук еще неполный) горсть золота накопленного всыпать:
Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,
И гордый холм возвысился …
Так я, по горсти бедной принося
Привычную дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм — и с высоты его
Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
Мне всё послушно, я же — ничему;
Я выше всех желаний; я спокоен;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознанья...
(Смотрит на свое золото.)»
      В этой трагедии времен средневековья отец и сын ради «золотого тельца» бросают и поднимают перчатки, разрывая последние остатки родственных отношений. Но разве не ту же  картину мы видим сегодня на ток-шоу наших телеканалов, где смакуются грязные разборки  самых близких людей  по поводу имущества и денег?  Причем такого рода передачи телеканалы и другие СМИ организуют с одной-единственной целью – поднять свой рейтинг и, тем самым, привлечь рекламные деньги. Ведь никто не отменял известный закон Мэрфи: о чем бы не говорили люди, речь всегда, в конечном счете, идет о деньгах! В этой связи надо подчеркнуть одну важнейшую особенность фундаментальных сил в живой и неживой природе, а также и в человеческом обществе – они не знают и знать не хотят об угрызениях совести, не внемлют к призывам соблюдать нормы морали, не скорбят о разрушенных нравственных устоях семьи и общества(не могу не привести слова великой и остроумной Фаины Раневской:"Деньги, конечно, грязь, но какие они лечебные!") Такого рода представления  и нормы сами возникли и допустимы лишь в рамках, не противоречащих действиям этих сил. Да, можно понять наше стремление жить в желанной, удобной, но иллюзорной картине мира. Но если не хотим задевать острые углы повседневности, то необходимо смириться с тем, что наши человеческие отношения формируются, протекают в тисках объективного, независимого от нас фундаментального поля избыточного продукта (богатства) и переносчика этой силы - денег!

                РЕВНИВЫЙ БОГ ИЗРАИЛЯ

      Естественным силам мироздания могут противостоять лишь силы такой же природы. Широко известна фраза: «рожденный ползать, летать не может!» Ни молитвы, ни жертвоприношения сверхъестественным, божественным силам не придают людям способности летать, но стоило только противопоставить силе притяжения массы самолета к Земле силы воздушного потока, возникающие согласно естественным законам аэродинамики (закон Бернулли) и действующие на крылья самолета, как людям удалось спокойно подниматься выше всех пернатых. Фундаментальной силе развития человеческого общества – стремлению к богатству и  его наращиванию, - пророки, посланники богов не смогли противопоставить ничего реального, кроме рожденных в их больных воображениях идей высшего существа да применения грубых насильственных действий.
      Из людей не искоренить присущее им от природы поклонение богатству. Стоило ветхозаветному Моисею отлучиться на встречу с  Богом на горе Синай для получения каменных скрижалей с десятью заповедями, как его народ поспешил  собрать все имеющиеся золотые украшения и отлить себе более реального и желанного предмета поклонения – золотого тельца! Спешно вернувшийся с горы пророк был так взбешен плясками евреев вокруг этого идола, что  в необузданном гневе разбил даже скрижали с божескими заповедями. Что уж говорить о сожжении образного воплощения денег в виде тельца. Не останавливаясь, мстительный, жестокий Моисей приказал сынам Левииным казнить за непослушание  «каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. … и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исход 32:27).
      Но тщетны были эти импульсивные действия обезумевшего пророка, - против действительного вершителя  человеческих судеб - избыточного продукта, - даже всемогущий Яхве явно не соперник! И потому иудаизм вынужден был уступить страстям людей к безудержной наживе. Правда, с одним запретом: «Не давай брату твоему в рост ни серебра, ни съестного, ничего того, что дают под проценты. Иноплеменнику ссужай в рост, а брату твоему — нет, и тогда благословит тебя Господь, твой Бог, во всех трудах твоих … » (Втор 23:19-20). На самом же деле, здесь не Яхве продиктовал свою волю людям, а сама жизнь расставляет все по своим местам: «Деньги - это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога. Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар» [Маркс К. К еврейскому вопросу. - Соч. 2-е изд., Т. 1., С. 408.]. Карл Маркс  бьет прямо в точку, так как  в вопросе о деньгах среди своих современников этот крещеный еврей был как никто другой – дока. Добавим лишь, что ревнив этот бог не только у евреев, но и у человечества в целом, ибо людей породил по образу своему и подобию именно избыточный продукт, материальное богатство в виде денег!
      Как ни парадоксально, но наиболее рьяными поклонниками настоящего, земного бога были и остаются … служители Отца Небесного! По Библии еще иудейские первосвященники-саддукеи лицемерно клянясь иллюзорному богу, устроили процедуру поклонения ему так, чтобы  как можно больше поживиться. Установили, чтобы    ежегодное денежное пожертвование на нужды Иерусалимского храма можно было принести только специальными монетами — храмовыми сребрениками, на которых отсутствовало изображение римского императора. Поэтому паломникам приходилось сначала менять свои деньги на сребреники и лишь после этого приносить пожертвование. Эту операцию выполняли менялы, которые ставили свои столы прямо у входа в Иерусалимский храм. За свои услуги они брали грабительскую комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы.
      Но и на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее, на полученные сребреники они должны были тут же, во дворе храма, приобрести животных для принесения в жертву, как этого из корыстных целей предусмотрел иудейский закон. Стоили они здесь в разы дороже, чем в городе, но паломникам не оставалось ничего иного, как оплатить и эту безбожно завышенную цену. Хитрость  храмовых служителей состояла  в том, что именно они проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку также приходилось платить). Чужой товар после такой экспертизы крайне редко получал положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных для жертв именно здесь, платя втридорога.
Однако могли бы меновщики и торговцы устроить такой грабительский бизнес без разрешения первосвященников-саддукеев? Конечно же нет, если от всех этих махинаций в руки служителей не шла бы львиная доля прибыли (не напоминает ли это схожие ситуации у православных храмов, где нынче висят предупреждения: «Не покупайте свечи в других местах, кроме как в храме!» Есть свидетельства того, что при себестоимости такой свечи в один рубль, в церквах продают их по пятнадцать, то есть накрутка в 1500 процентов, выше только в наркоторговле!). 
               
                ВОТ ЧТО ДЕЛАЮТ ДЕНЬГИ ЖИВОТВОРЯЩИЕ!

Отец Небесный не мог спокойно взирать на саддукейскую жадность к деньгам и для спасения душ людей послал Сына Своего Единородного – Иисуса Христа. С плеткой в руке Иисус выгнал  менял и торговцев со двора храма Отца Своего, но, как известно, плетью обух не перешибешь! Более того, в средние века сами проповедники учения Христа ввели неслыханную ранее   инновацию в религиозную жизнь людей – индульгенцию (избавление от наказаний за грехи). Священнослужители ведь тоже люди и потому, не в силах сопротивляться действию естественной, фундаментальной силы  человеческого общества – обогащаться! – они даже грехи людей превратили в средство личной наживы. С этой целью все религии устроены так, чтобы  человек обязательно попадал в капкан какого-либо, чаще всего, - мнимого,- «греха»: «не согрешишь – не покаешься, не покаешься (не заплатишь) – не спасешься!"   За деньги служители католической церкви продавали индульгенции кому угодно, "отпуская", тем самым, любой грех, даже еще не совершенный, будущий - только заплати! Со временем во главе такого бизнеса встали сами  наместники Бога на земле, - Папы римские. И они не смогли пройти мимо такой, в прямом смысле этого слова, «золотой жилы» и установили «Таксу святой апостольской канцелярии» за каждый вид отпускаемого греха. Причем цены даже на будущие  грехи зафиксировали с точностью «до копейки»: «женщина, желающая приобрести отпущение и в то же время продолжать греховные сношения, уплачивает 87 ливров 3 су. Если в подобном преступлении повинен муж, то и на него распространяется сия цена».
Все это обесценила саму идею искупления Христом грехов человеческих – зачем распинать его на кресте, когда оказывается от грехов проще откупиться звонкой монетой!  Не только продажа индульгенций, но и накопленное материальное богатство самой церкви в виде огромных земельных владений, величавых соборов, несметных сокровищ, вмешательство в светскую жизнь людей, роскошный образ жизни, разврат духовенства и многое другое вызвали возмущение  в широких слоях общества.
И вот не страшась преследований римской религиозной верхушки, смелый выразитель этих возмущений  богослов Мартин Лютер из германского города Виттенберг в 1517 году выступил со своими 95-тью тезисами, которые принято считать за начало  реформации католической церкви.  В них он пытался спасти идею Всевышнего, вернуть людей к чистым, библейским истокам христианства, а именно: общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, между ними не должно быть такого посредника, как Церковь, в которой на словах молятся Христу, а на деле - богу богатства и денег Мамоне. Верующий достигает спасения души не потому, что выполняет церковные обряды и ритуалы, а лишь благодаря вере, которую он получает непосредственно от Бога.
В результате возник целый спектр конфессий, получивший название «протестантизм». Самым неожиданным было то, что,  вопреки исходным целям Реформации, протестантизм начал постепенно менять негативное восприятие богатства. В этом плане среди них следует выделить такую секту, как кальвинизм.


              КАЛЬВИН ХОТЕЛ КАК ЛУЧШЕ, НО ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА

      Одним из последователей Лютера со своей идеей предопределения был Жан Кальвин(1509–1564), родом из Франции, известный своими радикальными реформами в швейцарской Женеве.  Он, в отличие от Лютера, считал, что никакая вера, никакие добрые дела человека - молитва, пост, паломничество и прочее не приведут его на путь спасения, не обеспечат ему попадание в царствие небесное- рай. В этом ему не могут помочь ни церковь, ни таинства, ни проповедник. Вся фишка его религиозной реформы состояла в том, что мол Бог еще до рождения человека обрекает одних  на спасение, а других - на вечные муки. Приговор этот не подлежит обжалованию и потому христианин в своей земной жизни  оказывается один на один перед жгучим вопросом: попал ли он в число избранных, коим Бог уготовил спасение, или же гореть ему   в аду? Причем, если у Лютера человек мог хоть каким-то мистическим образом общаться с Богом и получить ответ, то у Кальвина он недоступен для общения, непостижим не только для разума, но и для веры – к нему не достучаться! Тем самым,  Жан Кальвин совершает, можно сказать,  богохульство -  ведь сам не ведая того, он загоняет Всевышнего в самоизоляцию и Бог, по сути дела, перестает существовать для человека! Произошло незаметное, неявное превращение рьяного спасителя христианской веры в отпетого атеиста! Поистине, не ведают люди, что творят.
      Со своим недоступным Богом Кальвин сам себя загнал в угол и признак избранности он вынужден  был искать теперь уже в земной жизни. Если в существовавшей при нем системе католических ценностей бедность являлось  благом,  то теперь он, в противовес, находит свидетельство уготованного человеку вечного спасения в его профессиональном успехе. Для того, чтобы узреть знаки своего спасения в далекой дымке будущего, людям нужно искать точки плодотворного приложения своих сил, работать и неутомимым трудом приумножать свое богатство. Причем накопленное богатство должно не проедаться, не разбазариваться, но вновь вкладываться в дело и приумножаться. А это уже бесконечная погоня за наживой, стремление делать деньги на всем, алчность! Вот так произошло перерождение неистового борца за незамутненную христианскую веру  в прожженного материалиста! Правда, этого перерождения не понял, не осознал не только он сам, но и миллионы ревностных приверженцев, тысячи исследователей кальвинистского учения.

                ДОЛЛАР, ОН И В АФРИКЕ ДОЛЛАР!

      Говорят, что в окопах под убийственным артобстрелом или  бомбежкой все поневоле становятся истово верующими. В этом нет ничего предосудительного – это инстинктивная реакция на первейшую биологическую потребность – выжить любой ценой! Но в повседневной, мирной жизни все люди – материалисты. Вера к человеку может как прийти, так и уйти, или же он сам может из одной веры перейти в другую, а вот кушать всегда хочется. Природа одарила человека способностью в мыслях и чувствах хотя бы мысленно пообщаться со сверхъестественными  силами на небесах, но никому не дано надолго и всерьез отрываться от земли. Потому-то для своего выживания в среде соперничающих между собой конфессий, любая вера должна стоять на твердой денежной основе. Более того, вообще все религии  - дети, порождения избыточного продукта,  материального богатства, и без церковной десятины, пожертвований, откровенных поборов при совершении установленных с этой целью обрядов и ритуалов - век любой из этих религий не долог. А век этот определяется тем, насколько священникам удается одурманивать народ – «церковь – это место, где те, кто никогда не бывал на небесах, рассказывают небылицы тем, кто туда никогда не попадет» (сатирик Генри Менкен).
      Однако и народ не так прост, как может показаться на первый взгляд. По свидетельствам самих же служителей церкви, из числа людей, называющих себя православными, самое большее 6-8% "воцерковлены", т.е. регулярно посещают церковь и соблюдают обряды, в частности посты. Остальные либо совсем не бывают в церквях, либо заходят туда от случая к случаю. Как горько шутят те же батюшки, у них нет прихожан, а есть "прохожане" и "захожане".  Все меньше людей верят в Отца небесного, а больше - Отцу земному, - деньгам! Каждый хочет рая, но не где-то и когда-то на небесах, а здесь, - на земле, - и сейчас. Для этого нужны лишь деньги и в достаточном количестве. И тогда, как любят говорить одесситы: «любой каприз за ваши деньги!» (улавливаете разницу - ни один из провозглашенных богов не обладает реальной способностью удовлетворить любой каприз и деньгам он не конкурент!). Правда, далеко не всем удается обзавестись деньгами в нужном количестве, но это уже не принципиальная, а чисто техническая проблема.
Короче говоря, действительно, как глубокомысленно любят заявлять некоторые – Бог един, но только надо уточнить - не мифический, а реальный. Еще двести лет назад жил и творил прославленный, остроумный француз Вольтер. Он учил людей мыслить ясно: «там, где речь идет о деньгах, все одной веры»!  Все  другие религии, какой бы охват людей они не имели – иудейская, христианская, мусульманская, не говоря уже о множестве других, мелких, - представляют собой лишь ответвления, секты, безуспешно пытающиеся занять место этой единственно истинной, принятой всеми, веры. Не об этом ли писал еще Михаил Булгаков в "Мастере и Маргарите": "Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота". И ничего с этим не поделаешь - такова сермяжная правда жизни!