Можно ли спорить с Богом?

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
Кажется, что спорить с Богом, совершенно бесперспективное занятие. Бог лучше знает, зачем и почему должны происходить те или иные события:

«Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю».
Ис.46:9,10

С другой стороны, совершенно точно не всё зависит от Бога, человеку и самому нужно активно действовать:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
Матф.7:7,8

Если человек, в своей жизни ничего не желает, никуда не идёт, а просто сидит и ждёт «у моря погоды», то вероятно Божье предназначение в отношении него так и останется не исполненным. Многое зависит конечно от Бога, но и человек созданный по образу и подобию Бога, тоже может творить свою реальность, своими мыслями и поступками. Поэтому нам и советуют, то, что изменить не можешь, просто принять, а то, что изменить можешь, просто менять…

Но что делать, если Божье предопределение кажется нам несправедливым, можно ли оспорить его?

«А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"»
Рим.20:9

Сначала надо определиться, «кто я», чтобы спорить с Богом. Конечно, все люди дети Божьи и кажется справедливым если ребёнок порой спорит с родителем. Более того родителю порой даже приятно, если его сын или дочь отстаивают свою позицию. Однако к Божьим детям есть определённые требования, нельзя быть Божьим Сыном по умолчанию. Когда Иисуса спросили о его семье, он ответил так:

«И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Матф.12:47-50

Если человек живёт по Божьей Воле, то вероятно имеет больше прав спорить с Богом, чем тот, кто живёт своим умом. Как в песне:

«Он кричит богам:
"Я не должен больше Вам,
Я смогу все понять и сделать сам!"
Эхо этот крик подхватило в тот же миг,
Унесло и разбило о ледник».

Кричи, не кричи, но сотрудничество Бога и человека необходимо. Человек без Бога не сможет построить Идеальный Мир, но и Бог без согласия человека также за уши в Царство Небесное никого не тащит.
Поэтому если спорить с Богом, то уж точно не о своих эгоистичных интересах, а о чём-то более масштабном…

Мне кажется эталоном спорщика с Богом, является Авраам:

«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место».
Быт.18:20-33

Довольно продолжительный диалог, но что сразу бросается в глаза? Во-первых, Авраам – это праведник, возможно самый праведный человек своего времени; во-вторых, он относится к Богу со всевозможным почтением, при этом совершенно не превозносится сам; в-третьих, Авраам спорит с Богом не о себе, а о судьбе других людей; в-четвёртых, он старается в своём споре опираться на Божью Волю, а не своё собственное понимание ситуации. При этом Авраам никогда не спорил с Богом, в отношении своего собственного благополучия и благосостояния… И судя из цитаты выше, Богу похоже даже нравится этот спор. Возможно, Бог хотел бы, чтобы мы спорили с Ним друг за друга и пытались оправдать других, не зря же Писание говорит:

«И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
Иак.5:15,16

Итак, спорить с Богом можно и возможно даже нужно, при условиях: что вы спорите с Ним за других, а не за себя; что вы сами стараетесь понять Его Волю и жить в соответствии с Ней; и что вы сохраняете смирение перед Богом и готовы принять Его окончательный вердикт…

Появились интересные мысли, после прочтения статьи? Пишите в комментариях…