Памяти Ирины Верехтиной. Часть 3

Элла Лякишева
                Начало на  http://proza.ru/2022/09/01/1609

                «КОГДА Я УЙДУ …» 

                И сбросит душа тяжесть прожитых лет,
                И станет она удивительно светлой.
                Но я рассказать не сумею об этом:
                Ведь мне не вернуться из прожитых лет.
                И кто-то другой в звонких трелях дождя
                Услышит мелодию венского вальса
                И звёздами будет всю ночь любоваться,
                И счастия ждать – как ждала его я.
                Ирина Верехтина   
   
        Естественно и безусловно, что  «личка» (личная переписка на Прозе) предназначена для двоих. Но, перечитывая наши 74 письма, я поняла, что не могу  - нет, не могу не раскрыть их некоторые тайны. Конечно, лишь некоторые – те, что касаются творчества, а не личной жизни.

     Хочу, чтобы вы ещё раз увидели, насколько неординарной и талантливой была та, которую мы знаем как Ирина Верехтина! 

   Как-то  Ирочка пояснила: «…фамилия Верехтина  взята из повести Виктора Астафьева, моего любимого писателя». Я не стала расспрашивать или уточнять истинную фамилию, уважая её инкогнито.

   А ещё вы увидите, насколько тонко и глубоко она чувствовала, понимала многое по-своему, воспринимала мир и людей не поверхностно, не философски спокойно, но глубоко – израненным сердцем и страдающей от человеческого несовершенства душой.
 
      Ирина. 27 апреля 2020
     …Люблю бумажные книги!
    Мне уже ставить их некуда, а я всё покупаю. Они мои единственные друзья, в книжных мирах можно жить, можно дышать, можно уйти от реальности.
      В издательствах междусобойчик. Таких,  как мы, там не печатают, а печатают на потребу публике   похотливые "женские романы", ментовские кровавые боевики, глупые книжонки с глупыми сюжетами.
Да и если бы напечатали мои книги, их никто не стал бы читать. Как почти не читают на Прозе. Мало кто. Но у тех, кто читает, - реакция такая же, как у вас.
     Да, вы правы сто пять раз: к несчастью, я переживаю глубоко и больно даже сказанные без умысла слова, в которых просматривается подтекст, двойное дно, и я это чувствую
     Вот про язык. Писать мне хотелось давно, но не получалось: он встал, она пошла, он сказал, она ответила, светило солнце, шел дождь... Не складывались слова, не складывались мысли, не получалось! А потом вдруг стало получаться.
    …Я пишу не сразу. Над языком, стилем и композицией долго работаю... Хоть и уверяю себя, что пишу для себя, но на самом деле - все мы пишем для людей, мы дарим им свои миры, целый веер миров. Ведь так?

    Мой ответ:
    - Ирочка, интересно вы написали: "А потом вдруг стало получаться!" Ох, непростой это процесс! Сравнила бы так: ваша душа постепенно копила драгоценные впечатления и слова, как потаённые сокровища в сундучке. Когда пришло время, вы стали подбирать ключ, чтобы открыть его... Сначала не получалось. Но когда удалось, и клад открылся, тогда и засверкал каскад лиц, образов, характеров, воспоминаний, жизненных или придуманных сюжетов… Пусть же никогда не иссякнет этот клад вашей души!

    Иногда мы с ней спорили.
    1мая 2020
  - Ирочка, как и мой Мишка, на вопрос анкеты Маркса "Недостаток, который вызывает отвращение?" – я ответила бы: "Ложь!!!" - С тремя восклицательными знаками.
    Ирина:
  - А ложь во спасение? А ложь, чтобы не ранить тех, кого мы любим и кто любит нас? А ложь, чтобы поставить заслон и не дать твоей совести тебя разрушить? Нет, ложь бывает ядом, бывает злом, а бывает спасением. Вот когда врачи в больнице не говорят умирающему, что он умирает, а дают надежду на выздоровление, как вам это - ложь или милосердие?
     Мой ответ:
  - Ирочка, вы так часто доходите до края... Ложь во спасение - конечно, это не ложь, а душевное благородство. Я же имела в виду обычное житейское общение.)))

   Иногда я упрекала её. Переубеждала. 
   1 декабря 2020 года
   - Ирочка, что меня удивляет в вас - так это предельная честность. Зачем предупреждать читателей, что вы всё выдумали, ЗАЧЕМ?! Ради Бога, не надо этого делать! Разве ЭТО важно в произведении? Вовсе нет! Разве Пушкин встречался с Пугачёвым или Лев Толстой участвовал в Бородинской битве или под Аустерлицем?

      Если душа автора-творца открыта Небу, то оттуда в его сердце идут сигналы, и он слышит их - и воплощает замысел с помощью букв, или красок, или звуков музыки! Это особенное состояние - истинное творчество! Оно доступно лишь таланту! Графоманы таких состояний никогда не испытают - в этом я уверена.

      В тех ваших произведениях, которые я прочитала, я ощущала эту связь с Небом, вернее с Космосом творчества, поэтому и образы ваших героев неповторимо яркие, а чувства предельно открытые и понятные!

   Не будете же вы отрицать, что каждый связанный с Космосом творчества автор отдаёт герою часть своего сердца (или души)! То, каким стал герой, как проходит он жизненные испытания, зависит только от автора, от того, что нашептало бессонными ночами или поведало ему Небо.

     Талантливый автор НЕ ВЫДУМЫВАЕТ - он лишь записывает мысли своего подсознания! Так что, когда вы пишете "я придумала", я вам не верю, потому что знаю: вы всё это в душе пережили, ВЫ - а не кто-либо другой, дорогая!

    Ирина. 2 декабря 2020 года
  - Элла, мы с вами разные люди, но - как же мы похожи! Мне близко ваше восприятие прочитанного. Да что там близко, оно в точности такое же, как у меня! Читать я люблю с детства и, читая книгу, проживаю с героями жизнь, радуюсь вместе с ними, чувствуют их боль как свою, их отчаяние, их надежды... А когда пишу - то... не могу объяснить, вы сделали это лучше меня.   

    Ирина. 4 декабря 2020 года
  - Элла... Удивляюсь. Поражаюсь. Недоумеваю - разве может так быть, когда настолько совпадают ощущения и впечатления? Вы понимаете моих героев, как никто. Не осуждаете меня за их поступки. Не упрекаете в жестокости. Не учите жизни. После ваших рецензий - хочется писать ещё и ещё. Следующая моя повесть будет о девочке, воспитаннице монастырского приюта.
      
   Элла. 22 апреля 2021 года
  - Ирочка!  Я до сих пор под впечатлением твоей дивной повести об Арише. Вместе с ней страдала и надеялась, разочаровывалась и вновь очаровывалась... И порадовалась её счастью. Она заслужила его! А ты для меня теперь всегда будешь той чудесной Вышивальщицей, чей образ заключает повесть. Той, что не на небесах, не в волшебной стране, а здесь, на земле, связывает шёлковые нити судеб.
    Да, я верю, что созданные в твоей душе судьбы оживают, наполняясь ТВОЕЙ кровью, и даже начинают командовать тобой, ибо они - твои дети!

    Ирина. 22 апреля 2021 года
 - Спасибо, моя дорогая, что были со мной всю повесть, которая мне тяжеловато далась и замышлялась немного по-другому, а потом получилось вот так, и не без вашего участия. Вы, наверное, редкое исключение из педагогической своры, для которых ученики - лишь материал, из которого следует что-то ломать, корчевать, пилить и строить. А вы умеете - учить.  Сижу, слушаю ми-мажорный скрипичный концерт Вивальди и радуюсь, как идиотка, за моих героев, которых нет, ничего этого нет, всё в голове, но мне не надо другого мира. Я предпочитаю - придумывать свой.

      Иногда мне приходилось успокаивать растревоженную душу собеседницы.

    - Талант, дорогая, часто бывает одинок из-за завистников или негодяев. Увы, в творческой среде их гораздо больше, чем в обычной. Не обращайте на них внимания. Вы ВЫШЕ ИХ. И пусть беснуются где-то внизу. Не опускайтесь до их уровня, стремясь что-то доказать. Перешагните - и знайте, что ВАША ДОРОГА идёт мимо них. А читатели будут - они и сейчас есть!! И будет их гора-аздо больше!

      15 мая 2020 года
 - Ирочка, милая девочка! Там, где у большинства толстая кожа, скрывающая чувства, там у вас обнажённые нервы! Берегите себя! вы же умны, вы философ по натуре, вы знаете, что жизнь - бесконечная череда потерь и поражений, изредка чередующихся с приобретениями.  Но потерь, увы, гораздо больше...      
       Мы теряем друзей, родных, знакомых... теряем надежду, чувства, веру... Жизнь всегда была жестока к людям с тонкой кожей и нежным сердцем.
     Ирочка! У меня душа болит за вас! Оставьте прошлое в прошлом - оно ушло. Не надо терзать свою душу и переживать всё заново. Пусть ваши чувства останутся в ваших произведениях - и терзают читателей, но не вас!

       В переписке мы рассказывали о своих пристрастиях. 14 апреля 2020 Ирина написала:
 
- На Прозе у меня есть любимые авторы:

    Это Мария Купчинова,

    Валентина Колбина,

    Стас Литвинов, старый морской волк с его неповторимыми воспоминаниями,

   Игнатова Елена,
 
  Эми Ариель из Литвы,

   Замечательный поэт Андрей Маркиянов (Соломонов мне сказал, что он был знаком с Виктором Астафьевым, моим любимым сибирским прозаиком...),
 
  Роза Салах из Марий-Эл, чьё детство прошло в детдоме, в годы Великой отечественной, и она пишет об этом всю жизнь, потому что это в ней не заживает.
 
    Сергей Соломонов. Его адвокатская проза просто сшибает с ног. "Дрянные девчонки", повесть о колонии для несовершеннолетних, осталась во мне - искалеченными судьбами, и болит, ворочается, не может успокоиться.

    Ну и неподражаемый Аркадий Тищенко с его блестящими миниатюрами.
 
    Теперь и вы в этом списке, среди моих любимых авторов. Надеюсь, вам придётся по душе эта компания хороших и добрых людей и замечательных авторов.
      Мой ответ:
     - Многие из ваших любимых авторов знакомы мне, уважаемы и любимы, так что литературные вкусы у нас почти одинаковые - и компания мне нравится!

      Десятого июня 2021  Ирина прочитала стихи своей тёзки Ирины Булаховой. Строки «Поминального воскресенья» поразили её чуткую душу, и в отклике  - горькое открытие: 
     «Как точно это сказано: оборванные струны судеб! Несбывшиеся желания, незавершённые тобой дела - всё сотрётся из памяти, исчезнет вместе с тобой, а ты об этом даже не узнаешь».
   И далее – её собственное стихотворение как ответ и роковое предчувствие.
 
          В ЧАС, КОГДА Я УЙДУ.

Когда я уйду, будет солнечный день,
И в воздухе – тающий запах сирени.
И птицы кружить будут в небе весеннем,
Когда я уйду в этот солнечный день…

Когда я уйду, остановится мир,
Хотя для других он останется прежним.
Иссякнут мечты и растают надежды,
Когда для меня остановится мир…

И, может быть, мне в тот единственный миг
Откроется вечный закон мирозданья,
И счастья секрет, и цена состраданья
Откроются мне в ускользающий миг…

И сбросит душа тяжесть прожитых лет,
И станет она удивительно светлой.
Но я рассказать не сумею об этом:
Ведь мне не вернуться из прожитых лет.

И кто-то другой в звонких трелях дождя
Услышит мелодию венского вальса
И звёздами будет всю ночь любоваться,
И счастия ждать – как ждала его я.
Ирина Верехтина   

    Читать эти пронзительные строки невозможно без слёз – плачет моя душа, потерявшая искреннего друга, талантливого писателя (Да, Ирина состоялась как прекрасный писатель!), человека, о котором я буду помнить ВСЕГДА.

     Адрес её страницы -  http://proza.ru/avtor/mmetafidi

    Буду заходить к ней в гости, чтобы перечитывать дорогие строки, читать то, что ещё не прочитала.

    Буду помнить Ирину!
    Помнить, пока светит солнце, цветёт сирень, кружатся птицы в небе, пока не придёт тот ускользающий миг, и для меня тоже 
                «Откроется вечный закон мирозданья»…

        Светлая память Ирине Верехтиной!
                ***

   На иллюстрации - картина Пат Бреннан "Патрисия". Она - на первой странице автора.
Ирина говорила, что её мама в юности очень походила на эту девушку.
Подозреваю, что и во внешности самой Ирины было сходство с Патрисией.
Для меня же они идентичны.
Трагический взгляд обращён к вашей душе.
В глазах застыли слёзы...