Ассирийский Патриарх-полководец. Вассал Михаила II

Кирилл Козубский
Ассириец Беньямин Мар-Шимун родился в 1887 году в высокогорном санджаке Хаккяри, на востоке Османской империи, в селении Кочанис (другая транскрипция этого топонима — Кудшаныс), где в то время располагалась резиденция главы Ассирийской Несторианской церкви. Он был сыном Эшая Мар-Шимуна и Асьят Камбар. Эшай Мар-Шимун происходил из древней и славной династии и приходился двоюродным братом патриарху-католикосу Рувелю XVIII Мар-Шимуну. Эффективно сопротивляясь иноземному гнёту, ассирийцы-несториане (они же — айсоры) сподобились создать у себя теократическое правление, в чём-то подобное Черногорскому княжеству на Балканах. Юридически статус айсоров был оформлен в Османской империи как этно-конфессиональная община (миллет), во главе с патриархом-католикосом. В отличие от Черногории, теократия Хаккяри — где высшая церковная и светская власть обычно переходила от дяди к племяннику (как долгое время практиковалось и в Черногории) — так и не получила международного признания. Однако, на протяжении столетий, патриарх-католикос пребывал не только духовным, но также и гражданским, и военным лидером своей паствы.

У Эшая и Асьят были и другие дети: сыновья Эшай-младший, Полус, Давид и Хормизд, дочери Зая и Сурма. В 1895 году скончался Эшай Мар-Шимун — отец Беньямина… 1 марта 1903 года Беньямин Мар-Шимун был рукоположен в митрополиты. 16 марта того же года умер патриарх-католикос Рувель XVIII Мар-Шимун, и Беньямин, как ближайший его родственник, унаследовал сан патриарха.

Беньямин Мар-Шимун возглавлял церковь и народ в течение пятнадцати лет. На патриарха легло бремя огромных забот. В чисто-церковных вопросах Мар-Шимун опирался на авторитетного в ассирийском народе старого и многоопытного митрополита Мар-Хнанышу. Его фамилия в переводе на русский язык означает: Святое Сердце Исусово.

В период очередного обострения русско-турецких отношений летом 1906 года штаб Кавказского военного округа командировал российского вице-консула в городе Ван — гугенота Ришара Термена — в санджак Хаккяри (Термен использовал в своём отчёте транскрипцию «Хеккиари»). В июле 1906 г. надворный советник Термен получил аудиенцию у патриарха Беньямина Мар-Шимуна. 20-летний патриарх произвёл на вице-консула весьма благоприятное впечатление, и Термен спросил его «открытым текстом», чью сторону возьмут несториане в случае ожидаемого конфликта России с Турцией. Мар-Шимун ответил ему:

— Если Россия займёт город Ван, мы сможем выставить 40-тысячную армию и завоюем для России территорию от Битлиса до Мосула! 20 тысяч солдат я смогу послать туда, где это нужней всего будет России, остальные же 20 тысяч останутся здесь для самообороны ассирийцев.

Комментируя в официальном отчёте слова патриарха, Термен высказал глубокое личное убеждение, что реальный успех Ассирийского дела возможен лишь «в том случае, если они будут бороться за свою полунезависимось, которую им нужно дать наподобие Хивы и Бухары». В тогдашнем геополитическом контексте, данное решение могло бы обеспечить Российской империи серьёзный перевес над империей Османской.

В 1907 г. Беньямин Мар-Шимун рукоположил священника Тимофея Мар-Абималека в епископы Малабарские (в Индии). Ассирийское присутствие в Малабаре прослеживается с IV века н. э. В 1910 г. Беньямин Мар-Шимун установил дипломатические отношения с Синодом Русской Православной Церкви (официальной никонианской). Весной 1914 года в Кочанисе побывал британский путешественник В. Уайгрэм, вычертивший и опубликовавший подробный план Патриаршей резиденции. Он был опубликован в книге: W.A. Wigram The Cradle of Mankind. Life in Eastern Kurdistan. — London, 1914.

В суровые годы Первой мировой войны патриарх Беньямин Мар-Шимун выказал себя одним из самых преданных союзников Российской державы. Уже 3 августа 1914 года Мар-Шимуна вызвал к себе ванский вали Тахсим-паша. В состоявшейся беседе паша выразил надежду, что ассирийский народ сохранит нейтралитет в разгоравшемся мировом конфликте. Однако, патриарх воспринял беседу с пашой как сигнал к действию. И незамедлительно начал формировать отряды ассирийской самообороны. Он же в дальнейшем решительно пресёк попытку младотурок провести мобилизацию ассирийцев в турецкую армию.

Чтобы надавить на Патриарха, младотурецкие власти арестовали его младшего брата Хормизда, который обучался в Константинополе. При этом они поставили ультиматум: юношу повесят, если ассирийцы немедленно не сдадут оружие. Тогда Мар-Шимун ответил, что после всех ужасов, сотворённых турками над ассирийцами, разоружение невозможно, и добавил:

— Поскольку брат мой один, а народа моего много, я вынужден предпочесть потерять брата, но сохранить свой народ!

От имени своего непризнанного теократического государства Беньямин Мар-Шимун объявил войну Османской империи. Хормизд был казнён, а турецкие войска и курдские отряды начали массированное наступление на ассирийский анклав в горах Хаккяри.

По свидетельству Сурмы Мар-Шимун, сестры Патриарха, в октябре 1914 года 50 христиан из Гавара (главным образом ассирийцев) были приведены в крепость Башкала и там убиты.

Ассирийцы сражались против многократно превосходящих вражьих сил до последнего патрона. Рискуя жизнью, Мар-Шимун дважды тайно пробирался в соседний Иран, надеясь добиться помощи от вступившего туда в 1915 году Русского Экспедиционного корпуса генерала Н. Н. Баратова («События в Персии» — Новая Иллюстрация, № 15/ 1916.). Не получив своевременно необходимого количества оружия, ассирийцы вынуждены были осенью 1915 г. пробиваться из Анатолии в Северо-Западный Иран, где стояли русские гарнизоны и проживали местные ассирийцы.

Уводя свой народ из Кочаниса, Патриарх не предвидел и реально не мог предвидеть грядущую революционную катастрофу в России, однако, когда предводимый им отряд поднялся на гребень горы, — Мар-Шимун, в предчувствии новых скитаний и мытарств, воскликнул:

— Смогу ли я когда-нибудь вновь испить моей кочанисской воды?!

Услышав это, несколько бойцов бросились назад — и под курдским огнём набрали для патриарха и доставили ему воду из кочанисского родника…

Вообще же, как пишет ассирийский историк К. П. Бар-Маттай, «Героический переход всем народом в Иран, совершившийся осенью 1915 г. в условиях постоянного нападения неприятеля, стоил ассирийцам огромных жертв». Свой штаб Мар-Шимун разместил в иранском городе Урмия.

Приехав из Ирана в Тифлис, Мар-Шимун встретился с Наместником Кавказа, Великим князем Николаем Николаевичем. Государь Николай II написал тогда Великому князю:

«Прошу... передать Патриарху... Мар-Шимуну Беньямину, что Я глубоко тронут его молитвами, верю, что Господь поможет нам закончить дело освобождения турецких христиан от векового ига. Искренне благодарю Патриарха за его нравственную поддержку и готовность оказывать нам содействие.»

Патриарху было обещано, что в случае победы России, ассирийцам будет гарантирована национального автономия в пределах Мосульского вилайета в Ираке. По сделанному в 1916 г. замечанию русского вице-консула в Урмии В. П. Никитина (бывшего, также, как и Термен, крупным востоковедом), ассирийский патриарх оставался символом национального единства даже для тех ассирийцев, кто под влиянием иностранных миссионеров формально сменил свою веру и уже не принадлежал к церковной пастве Мар-Шимуна. В распоряжение Беньямина Мар-Шимуна был направлен полковник Генерального штаба Алексей Николаевич Кондратьев. Он лично водил в бой ассирийских горцев. Какое-то время военной подготовкой ассирийцев занимался и барон Р. Ф. фон Унгерн-Штернберг.

В 1916 г. генерал Ф. Г. Чернозубов (донской казак, бывший командир Персидской казачьей бригады) произвёл военную демонстрацию в Хаккяри. В Чернозубовской экспедиции участвовали отряды под командованием Давида Мар-Шимуна, (брата патриарха) и патриарших вассалов — ассирийских маликов (князей) Исмаила (малик Верхнего Тиари) и Андреуса (малик Джулу).

В 1917 году к власти в России пришли большевики — враги христианства и тайные союзники младотурок. После чего положение армян и ассирийцев стало критическим.

В самом начале 1918 года Беньямин Мар-Шимун провозгласил себя «наместником императора России в Автономном княжестве Ассирийском». Напомню, что на тот момент императором России de jure был условно отрекшийся от Престола Михаил II (М. И. Девлеткамов «12 июня» - газета «Ракурс», № 26 / 2000 г.). После революционных потрясений в России, Ассирийский батальон в Северо-Западном Иране оказался в 1917-1918 г. единственной силой, вставшей на пути полного уничтожения местных христиан. В течение примерно полугода ассирийцам удавалось оборонять Урмию от турецких войск и их приспешников из числа курдов и других жителей региона.

Короткий и многотрудный жизненный путь Патриарха завершился в иранском селе Корне-Шар. Беньямин был убит курдским шейхом Исмаилом-ага Симко (расхожие транскрипции его имени: Simko Shikak, Ismail Agha Shikak, Agha Ismail Simko), во время переговоров, в марте 1918 года. Симко предложил тогда ассирийцам мир и пригласил Патриарха в своё селение Корне-Шар, дабы договориться о совместной борьбе с турками. Армяне, проживавшие в Корне-Шаре, отговаривали Патриарха:

— Нельзя верить курдам!

Но Мар-Шимун положился на совесть хозяина, на традиции гостеприимства. К Симко он поехал в сопровождении ассирийских и русских офицеров – в том числе полковника Кондратьева и поручика Зайцева. Очевидец Малик Яку-Исмаил оставил воспоминания о трагическом визите:

«В комнату вошёл слуга с чаем. Он раздал всем чай, кроме русских. Я спросил его: почему тем не разносят? Ответил мне один из тех курдов, что сидел в собрании: «Они пусть полынь пьют!» Я сразу понял, что эти собаки не на совет собрались. Вся беседа заняла чуть больше часа. Когда все вышли из дома во двор, Симко по-прежнему сопровождал Мар-Шимуна. Они попрощались, и Патриарх направился к коляске. Не успел он занести ногу на ступеньку, как внезапно грянули выстрелы с крыш домов.»

В спины отъезжавшим стреляли из пулемёта и нескольких винтовок. Мар-Шимун и поручик Зайцев были убиты. Тогда же сложили головы 150 телохранителей патриарха. Выжить удалось лишь нескольким его охранникам. Вот имена некоторых из них:
* Лазарь Зервандов,
* Иосиф Зервандов,
* Кяду Левкоев,
* Зигя Левкоев.
Они же ночью, рискуя жизнями, отбили тело убитого Патриарха, чтоб курды не надругались над ним. Его тело было предано земле в армянском селе Хосробад, во дворе армянской церкви Св. Георгия. Впоследствии, проживая в Петрограде, Лазар Зервандов рассказал историю убийства Беньямина Мар-Шимуна русскому офицеру и публицисту, члену ПСР и (на тот момент) антикоммунисту Виктору Борисовичу Шкловскому, который отразил эти трагические события в книге «Сентиментальное Путешествие» (увидевшей свет в Берлине).

Вскоре после убийства Патриарха-полководца, генерал Ага Петрос, совместно с Маликом Хошабой и другими полевыми командирами, выбил Симко из его цитатадели в Койнашахре.

Преемником Беньямина на посту патриарха стал его брат Полус Мар-Шимун. Жизненный подвиг Беньямина Мар-Шимуна часто сравнивают с подвигом другого выдающегося руководителя Церкви Востока – Мар-Шимуном Бар-Саабая, который в Сасанидском Иране IV века также принял мученическую смерть в период массовых гонений на христиан. Каждый год, в последнее воскресенье седьмицы Дынха (Богоявление) Ассирийская Церковь Востока проводит поминальную службу по Беньямину Мар-Шимуну.

Всего на кровавом счету Исмаила-аги Симко — около 2 тысяч урмийских ассирийцев, в основном безоружных. 30 июля 1930 года иранским войскам удалось ликвидировать Симко. На это им потребовалось 10 лет. Иные курдские националисты почитают Исмаила-агу народным героем. Однако ж, большинство курдов вполне объективно считает его кровавым маньяком.

В 1915 году турками был разгромлен Патриарший кафедральный собор Мар-Шалита в Кочанисе. С тех пор он неуклонно разрушается. В 1920-е гг. Кочанис был заселён курдами, которые выстроили мост из ассирийских надгробий. В 1960 г. древний Кочанис был переименован турецкими властями в Конак. В 1996 г. - в ходе эскалации конфликта между турками и оджалановской РПК — местные курды были депортированы. С той поры пусты и безлюдны окрестные горы... По состоянию на 2007 год и пол, и потолок храма Мар-Шалита исчезли, но ещё держалась крепкая каменная кладка. В 2012 году Мар-Шалита стала вдруг мишенью для турецких кладоискателей. В жажде найти ассирийские драгоценности двуногие кроты начали буровые работы как внутри церкви, так и на прилегающей к ней территории!

В 2014 году Патриарху Беньямину Мар-Шимуну был поставлен скромный памятник в Москве, возле Храма Мат-Марьям на Дубровке, в приходе Ассирийской Церкви Востока.

Эта повесть впервые была напечатана (под названием «Патриарх-полководец, вассал Михаила II») в международном некоммерческом альманахе «Перекрёсток цивилизаций» #03 (160), ноябрь 2018 г.