27. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Полина Ребенина
После Михаила Романова на престол вступил его сын Алексей Михайлович, прозванный в народе Тишайшим. Это был добрый, всеми любимый правитель, приветливый и простой в обращении с окружающими. Однако во время его правления в стране произошло серьезное потрясение, названное раскол. В то время на Руси было двойное правление - со стороны царя и со стороны патриарха. Они делили свои сферы влияния на государственную и церковную и в дела друг друга особо не вмешивались. Напротив, помогали друг другу в деле управления страной.

Патриархом при Алексее Михайловиче был знаменитый Никон. О нем историк Ключевский писал: "Из русских людей 17-го века не знаю человека и крупнее и своеобразнее Никона, патриарха Московского".

Никон родился в крестьянской семье в 1605 году. В миру он звался Никитой, священником стал двадцати лет от роду. Был женат, имел трое детей, был счастлив. Но дети его умерли, и в 1642 году, в тридцать четыре года, он принял монашеский постриг. Был игуменом Кожеозерской пустыни, закалил себя суровыми испытаниями пустынножительства в северных районах страны.

Сохранившиеся свидетельства говорят о том, что Никон был высокообразованным человеком и интересным собеседником. Он не только знал каждую букву священного писания, но и обладал незаурядной мудростью в житейских вопросах.

В народе Никон вскоре стал очень популярен. Он был действительно хорошим священником, добрым пастырем, говорил о нуждах обиженных и обездоленных. И не только говорил, но и многое для народа делал. Никон застал в Новгородской пятине жестокий голод, вызванный неурожаем. Новый митрополит раздавал народу деньги, доставал хлеб. Когда же в 1650 году в Новгороде вспыхнул мятеж, Никон наложил проклятие на его главарей. Бунтовщики возмутились и даже подняли руку на архимандрита. Но когда бунт был усмирен, Никон смиренно просил царя помиловать «смутьянов».

В Москве Никон встретился с молодым царем Алексеем, придя по обычаю к нему на поклон. Никон был очень красив - величественный, очень высокий (ростом 204), темноволосый, с яркими выразительными глазами. И так сумел обаять государя, что вскоре стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. Алексею Михайловичу пылкий священник нравился все больше и больше, и когда скончался патриарх Иосиф, царь первым высказался за избрание Никона на патриаршество.

***
Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел.

В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий, понимая, что с польским нашествием своими силами не справиться, неоднократно обращался к Алексею Михайловичу с просьбой принять «Малороссию под свою руку». Земский собор 1653 года постановил эту просьбу исполнить, и 8 января 1654 года (по старому стилю) Украина присягнула русскому царю. Войско Богдана Хмельницкого вместе с войском русским дало достойный отпор полякам. Польша, по мнению некоторых историков, оказалась в тот момент на краю гибели, и только начавшееся противостояние России со Швецией помогло ей устоять. Это было событие доброе, значимое для будущей истории России. И произошло это не благодаря войнам, а по доброй воле.

Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор и в этом, по мнению современников, заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью.

Как известно, русский народ принял православную веру от греков; греки передали нам обряды и чины богослужений, от них же получили мы и церковные книги, которые и были переведены на славянский язык. В старину печатать не умели, и книги были писанные. Перепиской книг занимались сначала со всевозможною тщательностью люди сведущие, но с течением времени, когда за дело взялись, хотя и хорошо умевшие писать, но мало образованные, в книгах стали появляться ошибки, которых не замечали сами переписчики, а иногда и нарочно изменяли некоторые слова и выражения по своему разумению, думая, что так правильнее.

Эти ошибки и изменения, внесенные в книги и своевременно неисправленные, переносились в другие книги, а эти, в свою очередь, также наполнялись новыми ошибками и произвольными изменениями, сделанными переписчиками; явились даже изменения и вставки в символе веры, в котором вселенские соборы запретили прибавлять или убавлять хотя одно слово. Много раз, еще до Никона, архипастыри pyccкиe принимались за исправление книг, но те люди, которым поручалось дело, не могли, по незнанию греческого языка, верно сличить славянские книги с греческими подлинниками и исправляли лишь кое-что, по своему разумению. Это замечали еще при Иване Грозном, и тогда было принято решение открыть типографии.

Приняв сан патриарха, Никон надолго затворился в книгохранилище, чтобы изучить старые книги и так называемые спорные тексты. Ему страстно хотелось, чтобы русское православие ни в чем не отступало от византийских исконных канонов.

Одной из причин его трудов была мечта о создании вселенского православного государства, которой он поделился с государем. Алексей Михайлович не только разделял эти надежды, но всерьез мечтал отнять у турок Константинополь и восстановить православный крест над Святой Софией. Но Россия была на тот момент слишком слаба, и эти мечты так мечтами и остались.

Сличая славянские тексты с греческими первоисточниками, Никон везде отыскал некоторые изменения. Патриарх предписал «исправить» тексты, а также ход некоторых частей богослужения.
К ключевым реформам Никона относились:
-переиздание церковной литературы и ее перевод стал проводиться по греческим канонам;
-замена двуперстного знамения на троеперстное. Старообрядцы считали два пальца символом двух природ единого Иисуса Христа, тогда как три перста означали Святую Троицу. Казалось бы, это незначительное изменение стало для верующих людей принципиальным;
-изменение написания имени Сына Божьего: вместо Исуса стали писать Иисус;
-вместо земных поклонов стали практиковать поясные;
-было введено троекратное произнесение слова «Аллилуйя».

Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества.

Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов…

***
Если бы Никон внедрял свои преобразования и исправления исподволь, постепенно, с соответствующими объяснениями, то его, возможно, поняли бы, и никакого возмущения не последовало. Но его решительные и резкие вмешательства в привычный уже канон церковной службы вызвал у многих смятение и, в конечном итоге, привел к расколу.

Народ возроптал, возмутились и многие священники. А неистовый Никон, не уступавший в пафосе и рвении своему будущему антиподу раскольнику Аввакуму, решил действовать «с размаху». По его приказу в московских домах были учинены обыски, иконы с изображением двоеперстия были изъяты. У них выжигали глаза и носили изувеченные образа по городу, объявляя везде патриарший указ, который грозил суровой карой тем, кто будет писать «неправильные» иконы.

Старые, неисправленные богослужебные книги, после получения новых, Никон велел отбирать и уничтожать. Но священники и народ не желали отдавать древних священных книг: "Посланные Никоном пытались отнимать силой, и тогда происходили драки, увечья, даже смертоубийство из-за книг. Из многих церквей мирские люди тайком брали старые книги, и как драгоценности уносили с собой в леса, в пустыни, в тундры отдаленного севера куда бежали, спасаясь от Никоновских новшеств".

Грубые меры, применяемые сторонниками Никона при отобрании старинных книг, потрясли души простых людей. Они стали думать: "Как же так сотни лет по этим книгам правили службу по всей Руси, священные тайны по ним совершали, а теперь это не священные книги, а ни весть что. По этим книгам столько русских праведниками и Божьими Угодниками стали, а теперь они ни во что считаются".

Никакой народ не любит насилия. А русский народ его напрочь отвергает. Поднялась волна такого глубокого, страшного возмущения, какого не было много десятилетий. Вскоре по Москве прошла моровая язва — умерли сотни людей. Затем случилось солнечное затмение. И в народе это природное явление тоже приписали вине Никона и стали почти открыто говорить: «Вот и кара Божия за нечестие Никона!»

Но вместо смирения, которое нужно было бы проявить в такой ситуации священнику, Никон гордо и неосторожно заявлял: "Я- по рождению русский, но по вере я -грек".

Некоторые мероприятия, осуществленные патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они оклеветали патриарха перед царем. Царю посыпались челобитные с жалобами на патриарха. Люди, близкие к Алексею Михайловичу, уже в глаза ему говорили, что патриарших посланцев боятся более чем царских, что Никон открыто подчеркивает свою неудовлетворенность равенством власти и желает быть выше царя, что он постоянно, иной раз без надобности, вмешивается в государственные дела, отбирает и присуждает вотчины по своему усмотрению…

Алексей Михайлович не мог не прислушаться к таким заявлениям, но до поры терпел, хотя его отношение к Никону становилось все более и более прохладным. В конце концов, должно было произойти какое-то событие, которое стало бы причиной разрыва. И оно произошло.

Летом 1658 года Москву посетил наследник престола Грузии царевич Теймураз. В Кремле по этому случаю был устроен обед, и окольничие (охранники дворца) были поставлены очищать гостю путь и следить, чтобы никто из любопытной толпы не попался на дороге. Один из окольничих, видя, что толпа слишком напирает, огрел нескольких особенно ретивых палкой. Под такой удар попался патриарший дворянин, посланный к царю с каким-то поручением от Никона. Посланный грубо закричал на охранника, тот, хотя и узнал его, разозлился и, воскликнув: «Не чванься попусту!» — вновь ударил дворянина, на сей раз прямо в лоб!

Посланник тут же побежал с жалобой к патриарху. Никон написал царю письмо, в котором требовал наказать окольничего. Алексей Михайлович, которому про все случившееся уже донесли сухо отписал, что сам во всем разберется, а после с патриархом увидится. Но свидания не последовало.

К патриарху был отправлен царем князь Юрий Ромодановский, обратившийся к нему со словами: «Царское величество на тебя гневен, что ты пишешься великим государем, а у нас один великий государь — царь». На что Никон, не смущаясь, отвечал: «Называюсь я великим государем не сам собою, так восхотел и повелел его величество, о чем свидетельствуют грамоты, писанные его рукой!» «Царское величество, — воскликнул князь, — почтил тебя, как отца и пастыря, но ты этого не понял. Теперь же царь велел мне сказать, чтобы ты впредь не писался и не назывался великим государем и почитать тебя таковым не будет».

Обиженный Никон в тот же день, во время обедни в Успенском соборе объявил народу, что слагает с себя сан патриарха. Народ взволновался. Несмотря на недовольство многих, не меньше было и тех, кто искренно любил патриарха. Когда он хотел уйти, толпа не выпустила его из храма, требуя изменить свое решение.

Не желал его отречения и мягкосердечный государь Алексей Михайлович. Он пытался через посланных к владыке бояр склонить того к мирному разрешению ссоры. Однако гордыня, увы, взяла верх. Никон, поселившись на подворье Воскресенского монастыря, которое сам выстроил, стал руководить церковными делами уже без ведома царя. Он как бы продолжал считать себя патриархом. Алексею Михайловичу пришлось напоминать, что Никон сам отрекся от сана, но тот отвечал, что «попечение об истине оставил»…

В растерянности были и духовные, и светские власти. Митрополиты не решались приступить к избранию нового патриарха, царь не оставлял надежды на примирение. Летом 1659 года он даже сам встретился с Никоном, но разговор их закончился ничем.

***
Наконец разразился скандал. В 1665 году, в канун праздника Крещения бывший патриарх явился со свитой монахов в Успенский собор и прервал шедшую там службу. Затем занял патриаршее место и приказал сообщить о том царю. На вопрос царских посланных, что все это означает, он ответил, что ему велели возвратиться в Москву святители, явившиеся ему в видении…

Царь был в растерянности и обратился за помощью к вселенским патриархам. Двое из них, Антиохийский и Александрийский приехали в Москву, а патриархи Константинопольский и Иерусалимский дали им доверенность говорить и от их имени. В первый (и в последний) раз в 1666 году в России состоялось такое высокое церковное собрание.

Решением Собора Никон был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение.

Несомненно, что церковная реформа задумывалась патриархом с самыми благими целями, но то, как ее проводили, сама резкость осуждения старых правил богослужения, скандал, произошедший затем в церковной сфере, — все это привело к самым страшным последствиям. Начался раскол, поделивший русское общество вне зависимости от сословий на две части. По всей стране прокатилась волна раскольничьих бунтов.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь.

На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

Список литературы:
1. Андреев И. Л. Алексей Михайлович. — Москва: Молодая гвардия, 2003.
2. Боханов А. Н. Царь Алексей Михайлович. — Москва: Вече, 2012. 
3. Забелин И. Е. Царь Алексей Михайлович (в «Опытах изучения русских древностей и истории», т. I.
4. Козляков В. Н. Царь Алексей Тишайший: летопись власти. — М.: Молодая гвардия, 2018.
5. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991.
6. Соловьёв С. М. История России, т. Х, XI и XII
7. Флоря Б. Н. Русское государство и его западные соседи (1655—1661). М., 2010.